Как обставить платинового упыря

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышли «Мстители. Эра Альтрона» Джона Уидона. В сюжетных хитроспелетениях одиннадцатой экранизации одноименных комиксов от издательства Marvel терпеливо разбирается Нина Цыркун.


Главное, что делает комикс как жанр бессмертным – вовсе не супергерой, который за редким исключением на экране всегда один и тот же, с раз и навсегда определенным набором признаков. (Правда, в графических альтернативных вселенных правила меняются или вообще отменяются, но до кино они еще не добрались.) Жизнеспособность комиксу обеспечивает антагонист, суперзлодей; он-то как раз меняется, заменяется другими (его же надо каждый раз победить, лучше всего – уничтожить). Поскольку зло многолико и изворотливо, пространство авторской фантазии тут безгранично. Поэтому злодеи часто переигрывают супергероя: Джокер Джека Николсона или Хита Леджера впечатляет больше и запоминается крепче, чем Бэтмен Майкла Китона или Кристиана Бейла. В сиквеле «Мстителей» – «Мстители. Эра Альтрона», тоже сочиненном и срежиссированным Джоссом Уидоном, ситуация иная: тут многоликий легион супергероев выступает против единого воплощенного зла. Так что срабатывает кумулятивный эффект, заставляющий внимательно следить за действиями этого ансамбля уникумов, тем более что каждый получает впечатляющий сольный номер. Сюжетная мозаичность, конечно, распыляет зрительские эмоции, разрушает стройность композиции, но режиссерская воля Уидона не дает первым ослабеть, а второй рассыпаться благодаря цементирующему каскаду экшена, головокружительной хореографии погонь и схваток, и зрителю не позволено расслабиться ни на минуту.

Avengers 3A-Age-of-Ultron-2«Мстители. Эра Альтрона»

В новых «Мстителях» противостояние супергероев и суперзлодея разыгрывается по «франкенштейновской» модели творения, взбунтовавшегося против своего создателя. В этом качестве – искусственный интеллект в виде андроида Альтрона с армией роботов. Это изобретение Железного человека/Тони Старка и Халка/Брюса Баннера на случай, если Мстители не смогут выполнить свою миссию (им ведь в финале первой части пришлось незаметно рассеяться и залечь на дно, чтобы не пострадать от гнева властей, разогнавших Щ.И.Т. и уволивших его директора Ника Фьюри, возглавившего «Инициативу Мстителей»). IT-технологи создали Альтрона как заместителя супергероев, чтобы Землю защищал, а этот платиновый упырь вообразил, будто самую большую угрозу Земле представляют люди, слишком несовершенные и не подлежащие «оптимизации». Поэтому проще всего уничтожить их как класс, чтобы очистить площадку для более биологически продвинутого вида. Само собой приходит на память ницшеанство в его вульгарной интерпретации; для особо (или принципиально) недогадливых Альтрон цитирует его фирменный афоризм «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». (Как раз вульгарные толкователи и превращали сложносочиненную философию Ницше в убийственную идеологию). Ирония в том, что Супермен, от которого отпочковалась бесчисленная рать супергероев, получил свое англо-американское имя как кальку с немецкого ницшевского «сверхчеловека». А на сегодняшний день, пожалуй, лишь он да простой, как правда, Капитан Америка остаются абсолютно цельными, приближающимися к идеалу Ницше персонажами без страха и упрека. Всех прочих гнетут мрачные сомнения в душе, либо весомые грехи на совести, либо скелеты в шкафу, о чем не без сентиментального сочувствия поведал Джосс Уидон. Поскольку мы уже много знаем про Железного человека и Тора, пришла пора рассмотреть профайлы Черной вдовы/Наташи Романофф и Соколиного глаза/Клинтона Бартона и узнать о них много неожиданного и даже нарушающего табу комикса как жанра.

Avengers 3A-Age-of-Ultron-3«Мстители. Эра Альтрона»

Обертоны довольно пессимистичной сюжетной линии диктуют гораздо более мрачный визуальный колорит, чем он был в первой части, и сопровождаются едкими комментариями Тони Старка.

Альтрон использует против супергероев ту же стратегию, что и Асгардский бог Локи и ГИДРА – вбивает клин в команду Мстителей и сеет между ними вражду (точно так же, как сеет разрушение во имя мира). Дело осложняют новички киновселенной Marvel – сироты-двойняшки Пьетро/Ртуть (Аарон Тейлор-Джонсон) и Ванда Максимофф/Алая ведьма (Элизабет Олсен), получившие свои сверхспособности благодаря смертоносным изделиям «Старк Индастриз», и это в очередной раз аукнется Железному человеку. Однако разъединяющие команду и отдаляющие от цели желание отомстить, взаимная подозрительность и соперничество, доходящее до драки, поддаются «когнитивной рекаблировке» (как называет этот процесс Наташа Романофф, прошедшая школу КГБ и Щ.И.Т.а), и, ясен пень, нет уз святее товарищества.

Avengers 3A-Age-of-Ultron-4«Мстители. Эра Альтрона»

Когда заканчиваются два часа и двадцать минут фантасмагорического зрелища, остается одно сожаление: марафон изрядно вымотал Джосса Уидона, и он сошел с дистанции. Следующие две серии – «Мстители. Война бесконечности» будут делать Энтони и Джо Руссо. Что ж, они тоже хорошие режиссеры, комикс бессмертен, а вселенная Marvel бесконечна. Летом выйдет «Человек-муравей», и опыт подсказывает, что он войдет в команду «Мстителей».

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.

Скончался Роджер Эберт

Новости

Скончался Роджер Эберт

05.04.2013

В США в возрасте 70 лет скончался выдающийся американский кинокритик Роджер Эберт. Эберт начал писать рецензии на фильмы в Chicago Sun Times в 1967 году. В 1975 году ему вручили Пулитцеровскую премию (впервые ею был удостоен кинокритик). Кроме того, Эберт написал полтора десятка книг и долгие годы вел передачу на национальном американском телевидении. В 2005 году в честь Эберта была заложена звезда на Аллее славы в Голливуде, а еще через два года журнал Forbes назвал его «самым влиятельным кинокритиком США». Фото: salon.com