Как обставить платинового упыря

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышли «Мстители. Эра Альтрона» Джона Уидона. В сюжетных хитроспелетениях одиннадцатой экранизации одноименных комиксов от издательства Marvel терпеливо разбирается Нина Цыркун.


Главное, что делает комикс как жанр бессмертным – вовсе не супергерой, который за редким исключением на экране всегда один и тот же, с раз и навсегда определенным набором признаков. (Правда, в графических альтернативных вселенных правила меняются или вообще отменяются, но до кино они еще не добрались.) Жизнеспособность комиксу обеспечивает антагонист, суперзлодей; он-то как раз меняется, заменяется другими (его же надо каждый раз победить, лучше всего – уничтожить). Поскольку зло многолико и изворотливо, пространство авторской фантазии тут безгранично. Поэтому злодеи часто переигрывают супергероя: Джокер Джека Николсона или Хита Леджера впечатляет больше и запоминается крепче, чем Бэтмен Майкла Китона или Кристиана Бейла. В сиквеле «Мстителей» – «Мстители. Эра Альтрона», тоже сочиненном и срежиссированным Джоссом Уидоном, ситуация иная: тут многоликий легион супергероев выступает против единого воплощенного зла. Так что срабатывает кумулятивный эффект, заставляющий внимательно следить за действиями этого ансамбля уникумов, тем более что каждый получает впечатляющий сольный номер. Сюжетная мозаичность, конечно, распыляет зрительские эмоции, разрушает стройность композиции, но режиссерская воля Уидона не дает первым ослабеть, а второй рассыпаться благодаря цементирующему каскаду экшена, головокружительной хореографии погонь и схваток, и зрителю не позволено расслабиться ни на минуту.

Avengers 3A-Age-of-Ultron-2«Мстители. Эра Альтрона»

В новых «Мстителях» противостояние супергероев и суперзлодея разыгрывается по «франкенштейновской» модели творения, взбунтовавшегося против своего создателя. В этом качестве – искусственный интеллект в виде андроида Альтрона с армией роботов. Это изобретение Железного человека/Тони Старка и Халка/Брюса Баннера на случай, если Мстители не смогут выполнить свою миссию (им ведь в финале первой части пришлось незаметно рассеяться и залечь на дно, чтобы не пострадать от гнева властей, разогнавших Щ.И.Т. и уволивших его директора Ника Фьюри, возглавившего «Инициативу Мстителей»). IT-технологи создали Альтрона как заместителя супергероев, чтобы Землю защищал, а этот платиновый упырь вообразил, будто самую большую угрозу Земле представляют люди, слишком несовершенные и не подлежащие «оптимизации». Поэтому проще всего уничтожить их как класс, чтобы очистить площадку для более биологически продвинутого вида. Само собой приходит на память ницшеанство в его вульгарной интерпретации; для особо (или принципиально) недогадливых Альтрон цитирует его фирменный афоризм «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». (Как раз вульгарные толкователи и превращали сложносочиненную философию Ницше в убийственную идеологию). Ирония в том, что Супермен, от которого отпочковалась бесчисленная рать супергероев, получил свое англо-американское имя как кальку с немецкого ницшевского «сверхчеловека». А на сегодняшний день, пожалуй, лишь он да простой, как правда, Капитан Америка остаются абсолютно цельными, приближающимися к идеалу Ницше персонажами без страха и упрека. Всех прочих гнетут мрачные сомнения в душе, либо весомые грехи на совести, либо скелеты в шкафу, о чем не без сентиментального сочувствия поведал Джосс Уидон. Поскольку мы уже много знаем про Железного человека и Тора, пришла пора рассмотреть профайлы Черной вдовы/Наташи Романофф и Соколиного глаза/Клинтона Бартона и узнать о них много неожиданного и даже нарушающего табу комикса как жанра.

Avengers 3A-Age-of-Ultron-3«Мстители. Эра Альтрона»

Обертоны довольно пессимистичной сюжетной линии диктуют гораздо более мрачный визуальный колорит, чем он был в первой части, и сопровождаются едкими комментариями Тони Старка.

Альтрон использует против супергероев ту же стратегию, что и Асгардский бог Локи и ГИДРА – вбивает клин в команду Мстителей и сеет между ними вражду (точно так же, как сеет разрушение во имя мира). Дело осложняют новички киновселенной Marvel – сироты-двойняшки Пьетро/Ртуть (Аарон Тейлор-Джонсон) и Ванда Максимофф/Алая ведьма (Элизабет Олсен), получившие свои сверхспособности благодаря смертоносным изделиям «Старк Индастриз», и это в очередной раз аукнется Железному человеку. Однако разъединяющие команду и отдаляющие от цели желание отомстить, взаимная подозрительность и соперничество, доходящее до драки, поддаются «когнитивной рекаблировке» (как называет этот процесс Наташа Романофф, прошедшая школу КГБ и Щ.И.Т.а), и, ясен пень, нет уз святее товарищества.

Avengers 3A-Age-of-Ultron-4«Мстители. Эра Альтрона»

Когда заканчиваются два часа и двадцать минут фантасмагорического зрелища, остается одно сожаление: марафон изрядно вымотал Джосса Уидона, и он сошел с дистанции. Следующие две серии – «Мстители. Война бесконечности» будут делать Энтони и Джо Руссо. Что ж, они тоже хорошие режиссеры, комикс бессмертен, а вселенная Marvel бесконечна. Летом выйдет «Человек-муравей», и опыт подсказывает, что он войдет в команду «Мстителей».

Бедные люди. «Голова. Два уха», режиссер Виталий Суслин

№5/6, май-июнь

Бедные люди. «Голова. Два уха», режиссер Виталий Суслин

Лариса Малюкова

Жизнь разбита, а плакать некому. Николай Эрдман Фильм «Голова. Два уха» Виталия Суслина на «Кинотавре» вызвал разноречивые суждения. Некоторые критики увидели в работе с непрофессиональным актером, деревенским простаком Иваном Лашиным манипуляцию, нарушение этических норм. Жюри фильму, являющемуся едва ли не реконструкцией, неожиданно присудило приз за лучший сценарий. Хотелось бы поговорить о странностях любви и нелюбви к картине, вызвавшей разноречивые отзывы. Но прежде всего о самой картине.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».

Новости

Объявлено жюри VII Международного Римского кинофестиваля

01.11.2012

Оргкомитет VII Международного Римского кинофестиваля, который пройдет с 9 по 17 ноября 2012 года, объявил состав жюри. В него вошли режиссер Тимур Бекмамбетов (Россия), актрисы Валентина Черви (Италия), Лейла Хатами (Иран), кинокритик Крис Фуживара (США), а также режиссеры Пи Джей Хоган (Австралия) и Эдгардо Козарински (Аргентина). Председателем жюри станет американский сценарист и режиссер Джефф Николс.