Как он выжил – будем знать. «Выживший», режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту

  • Блоги
  • Нина Цыркун

7 января на большие экраны выходит «Выживший» режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Нина Цыркун объясняет, почему эта "survival story", случившаяся на Диком Западе, достойна нашего внимания.


«Выживший» должен снять, наконец, оскаровское заклятие с Леонардо ДиКаприо. Сейчас выпал самый подходящий случай академикам, не теряя лица, заглушить свою зависть (чем еще объяснить их слепоту по отношению к этому актеру), а ему получить давно заслуженную статуэтку. Жаль только, что с точки зрения актерского мастерства эта роль не самая лучшая в фильмографии ДиКаприо; она по большому счету интересна не художественной стороной, а, скорее, каскадерской и вообще мужской, мужественной – что тоже достойно поощрения, конечно. Уж не знаю, как это было сделано, но актеру пришлось не только схватиться с огромной медведицей (важно отметить, что эта сцена снята одним планом, стало быть, без дублера), но и преодолевать холод, ледяную воду, физиологическое отвращение к тухлятине и много чего еще. Карты актеру в данном случае сдал Алехандро Гонсалес Иньярриту. Они в его колоде как раз благоприятным образом подобрались. Ведь замысел «Выжившего» сложился у него много лет назад, но пришлось подождать, пока освободится ДиКаприо, на которого фильм был рассчитан. В результате для Иньяритту эта картина удачно попала в очередь после «Бёрдмена», показав, что режиссер устоял, не сгинул под лавиной обрушившихся на него призов и наград.

«Выживший», трейлер

Название фильма в русском прокатном варианте очень отдаленно передает его подлинный смысл, и хуже того - затеняет важнейший семантический компонент. Тут ведь речь не просто о человеке, пережившем невероятные трудности в борьбе с немилосердной природой и не сломившемся под ударами судьбы. Основное значение английского слова revenant – «выходец с того света», «призрак», «привидение». Так что сам Алехандро Иньяритту, режиссер и соавтор (вместе c Марком Л. Смитом) сценария по мотивам книги Майкла Панка позаботился о том, чтобы мы правильно поняли его замысел, выведший фильм из приключенческого плана историй в духе Джека Лондона в мистическую сферу.

Книга Майкла Панка «Вернувшийся с того света. Роман мести» повествует о событиях подлинных, но столь давних, что говорить о документальной основе наивно: подробного дневника сам герой не оставил. В точности отвечают реальности только основные факты: действительно в 1823 году некий Хью Гласс в составе экспедиции Меховой компании Скалистых гор отправился на заготовку пушнины, был вместе с товарищами атакован кровожадными индейцами, ушел из плена, попал в лапы медведицы гризли, спасся и в итоге стал легендой американского Запада.

The Revenant 3«Выживший»

Как каждая легенда, история Гласса естественным образом варьируется, обрастает деталями, в пересказах оборачивается разными гранями. Дело не в том, что в фильме изменено или добавлено то и это. Иньяритту увидел и укрупнил, сфокусировал здесь нечто, что всегда было ему близко: неумышленное перерождение человека. В данном случае потерявшего жену и сына; испытавшего немыслимое предательство; похороненного заживо и прошедшего потом сотни миль опаснейшего пути. И этому человеку предстоит вернуться другим из первобытного леса, ветхозаветного Эдема, где как условие выживания властвуют жестокие, но рациональные законы, которым подчиняются и звери, и люди. Здесь звери поедают друг друга или бросаются на людей, чтобы есть, то есть жить; люди, пострадавшие от себе подобных, знают цену мести и прибегают к ней, чтобы выжить.

Хью – «пороговый» человек. Во-первых, он не абориген. Белый, но был женат на индианке, в его сыне соединились два противостоящие друг другу мира. Во-вторых – и это самое главное: воля к жизни заставляет Хью естественным образом жить по звериным законам, а человеческое – память сердца – толкает на тропу безрассудной (не имеющей никакого рационального смысла) мести.

Наверное, связь Хью с индейцами обостряет в нем чувствительность к тонким мирам и населяет его собственный мир призраками, тайно указующими пути и выражающими предостережение или ободрение. Самому же повествованию появление в кадре призраков на фоне дикой природы придает характер магического реализма, столь естественного у мексиканского режиссера.

The Revenant 2«Выживший»

Вряд ли для того (или только лишь для того), чтобы удостоверить зрителя в документальной правдивости самых устрашающих моментов одиссеи Хью Гласса оператор Эммануэль Любецки (в галерею учителей которого входят Михаил Калатозов и Сергей Урусевский) так близко подводит к нему камеру, что линзы запотевают от дыхания Леонардо ДиКаприо, а режиссер в ключевых моментах заставляет его взглянуть прямо в камеру, то есть зрителю в глаза, как это придумал делать Алексей Герман-старший. Нас же это заставляет остро переживать то, что пришлось пережить Хью Глассу в условиях, когда исполнитель роли был лишен возможности использовать выигрышные актерские приемы, являясь перед нами в девственном лесу один на один с безжалостной и равнодушной природой.

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

В Петербурге пройдет ретроспектива Пьера Леона

23.11.2015

В Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра с 25 по 28 ноября состоится первая в России ретроспектива французского режиссера Пьера Леона.