Карпатский меловой круг

  • Блоги
  • Нина Цыркун

30 января в прокат выходит «Вий 3D». Нина Цыркун. Посмотрев картину, Нина Цыркун нашла гораздо больше десяти различий между нынешней картиной режиссера Олега Степченко и советской экранизацией одноименной повести Николая Васильевича Гоголя.


Удобная формулировка «по мотивам» дает экранизатору карт-бланш: можно как угодно интерпретировать, корректировать, модернизировать оригинал, особенно если его автор уже ничего не может возразить. Классическая экранная версия гоголевского «Вия» Георгия Кропачева и Константина Ершова 1967 года, как и подобает советскому кино, очень бережно воспроизводила гоголевский текст. Теперь, как говорится, так не носят. В новой 3D трактовке исходный «Вий» превратился в зернышко сюжета, окруженного плотной скорлупой сценарной наработки от Олега Степченко (он же режиссер) и Александра Карпова. (Чтобы Гоголя не обидеть, добавили текстуальные цитаты из других произведений, из «Ревизора», например, про двух крыс, которые пришли, понюхали и прочь пошли. А наряду с этими цитатами – нынешние фразочки типа «мастерство не пропьешь»).

viy-2
«Вий 3D»

Между тем, за семь лет, в течение которых велась работа над проектом, эта внешняя оболочка, видимо, становилась все объемнее. Картина снималась в основном в Чехии, и это очень даже неплохо, потому что славянские народы в своих традициях, быту и фольклоре не отгораживались между собой непереходимыми границами. Сегодня, правда, ситуация другая, и это обстоятельство с производственной точки зрения, особенно если иметь в виду еще и мировую звезду, шотландца Джеймса Флеминга в одной из главных ролей, не могло не повлечь за собой определенной сценарной прибавки и антуражной подсветки. Сюжет про бурсаков, оказавшихся на казацком хуторе, где старый сотник (Юрий Цурило) по завету умершей дочери-ведьмы (Ольга Зайцева) велел одному из них, Хоме Бруту (Алексей Петрухин) три ночи читать над ней заупокойную молитву, оброс историей про англичанина-картографа Джонатана Грина (Флеминг), бежавшего из родных пенат от гнева папаши (Чарльз Дэнс), чью дочь (Анна Чурина) он соблазнил. А раз уж снимали в Чехии, где много-много замечательных средневековых зданий, то и «английский» замок вошел в кадр по контрасту с украинскими хуторскими хатами.


«Вий 3D», трейлер

Стоило ли так увеличивать удельный вес иноземщины в фильме по Гоголю – на то уж авторская воля. Тем более, что есть такое мнение, будто Гоголь заимствовал сюжет «Вия» не из народных быличек, а из баллады английского поэта Саути, переведенной на русский Жуковским. Жаль лишь, что в итоге мистическая история, в любом случае основанная на архаичных преданиях, превратилась в средне-европейский хоррор. Европейскость привнесла в сюжет и западную рационализацию, что идейно оформилось в противостояние дремучего невежества с просветительским пафосом.

Важный персонаж фильма – отец Паисий (Андрей Смоляков), религиозный фанатик, истово настраивающий народ, опоенный горилкой, против «умников». Это еще один сверхсюжет, почти похоронивший под своей напористой злободневностью тонкую гоголевскую материю и в том числе главное – мотивы демонизма и сделки с дьяволом (за тысячу червонных), которые составили бы замечательный плацдарм для современной интерпретации, практически немыслимой в советские времена. Пропал и мотив наказания, посланного Хоме Бруту за поминание черта (помянул – и нарвался). Особенно жаль, что очень скудное место отведено в фильме самому начальнику гномов всевидящему Вию – важной фигуре в украинской демонологии. Конечно, и в повести о нем всего несколько строк, но ведь и сама она небольшая, а фильм длинный. Исполнен многоглазый Вий (кстати, говорят, что именно с ним связано поверье о «дурном глазе», сглазе) очень впечатляющее – тут нечего сказать, но мифический ореол, который роднит его с другими подземными божествами, как-то стушевался, слинял.

viy-3
«Вий 3D»

Фильм превратился в социально-политический памфлет, иллюстрирующий бессмысленность и губительность самоизоляции от «тлетворного» внешнего влияния, от расколдовывания, которое несет с собой западная цивилизация с ее фаустовским духом. Казацкий хутор, отгородившийся, как думалось, от «нечисти» (а на самом деле от мира) глубоким рвом и пограничными кордонами, обречен на гибель – а Запад и без него прекрасно проживет. Хоть и дрогнул раз Джонатан, воспользовался чудодейственным средством – очертил себя меловым кругом, когда допился до чертиков, но не соблазнился щедро наливаемой горилкой и благополучно отбыл восвояси (кстати, горилка в фильме – от известного современного производителя: без продакт-плейсмента не обошлось, что добавило фильму комизма). Еще один привнесенный подсюжет – с местным умельцем, который думал-думал, как бричку заезжего гостя починить, и придумал присобачить к ней пятое колесо. Привет от лесковского Левши, подковавшего заморскую блоху так, что она в результате плясать больше не смогла.

Что же касается Николая Васильевича Гоголя, то пусть будет в арсенале его экранизаций останутся и страшная сказка 1967-го, и хоррор 2014-го. За ними наверняка последуют и другие – а ему спешить некуда.

Клим Козинский. С чистого листа

№5/6, май-июнь

Клим Козинский. С чистого листа

Кристина Матвиенко

«Тетраграмматон» — фильм Клима Козинского, рассказывающий в жанре комикса историю философской мысли. Довольно диковатая для такого материала эстетика предполагает безапелляционное и веселое смешение не только разных философов (от Хайдеггера до Славоя Жижека), но и различных фактур и техник. Свобода обращения с героями, глубокое понимание их идей и контекста дают зрителю — искушенному и не очень — шанс понять про этих философов как бы заново, минуя ловушки упрощения или занудства.

Колонка главного редактора

Творцам предлагается «лечь на сохранение»

01.12.2015

Попытка министра культуры Мединского постулировать взаимоотношения художника и государства требует пояснений. Даниил ДОНДУРЕЙ — специально для «Новой».

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.