«Киношок-2013». Победители

  • Блоги
  • Елена Стишова

«Киношок» – единственный на постсоветском пространстве фестиваль, где можно увидеть актуальную продукцию независимых республик стран СНГ и Балтии в разных форматах практически в режиме non-stop. С комментарием итогов форума – Елена Стишова.

Плотный регламент фестиваля не оставляет времени для пляжных утех, хотя улучить момент и нырнуть в волну всегда можно, если очень хочется. В этом сезоне погода решительно пошла навстречу фестивальным задачам. Шторм накатывал за штормом, ливни обрушивались ежевечерне, загоняя всех в пресс-центр, где за полночь происходили толковища вокруг показанных за день картин.

kinoshok-2013

Традиция вечерних посиделок, заложенная светлой памяти Ириной Шиловой, давно преобразовалась в пресс-клуб, без которого «Киношок» уже немыслим.

На фестивале работали два состава официальных жюри – полного и короткого метра. Команду экспертов полнометражных фильмов в нынешнем году возглавлял выдающийся театральный режиссер Анатолий Васильев, чья бескомпромиссность и строгий вкус широко известны в художественных кругах.

Гран-при был вручен казахскому «Старику» Ермека Турсунова, а приз за лучшую мужскую роль ушел к исполнителю заглавной роли Ерболату Тогузакову.

Информация об этой картине настроила меня на реминисценции океевского шедевра «Лютый», на философскую притчу. Турсунов, однако, снял мейнстрим, ориентируясь на «экшн». Поединок безоружного старика с волками – мощный аттракцион, прямо воздействующий на зрительские архетипы.

kinoshok2-strastСпециальный приз жюри «За смелость эстетической и гражданской позиции в кино» достался драме «Страсть» киргизского режиссера Темира Бирназарова. Малобюджетный проект дерзко нарушил табу традиционного общественного уклада. Чиновник официозного истеблишмента, конечно же, корумпированный, содержит юную любовницу и готов ей простить интрижку с молодым парнем, лишь бы она вернулась. Она возвращается. Будто для того, чтобы (осторожно, далее спойлер финала, – прим. ред.) он узнал: это его дочь, родившаяся от его давно забытой связи. Кстати, в конкурсе сошлись сразу несколько фильмов, в которых возникают тема безотцовщины и тема поисков отца, вот-вот готовых обернуться инцестом (в частности, «Это не я» Марии Саакян – приз за режиссеру и за лучшую операторской работу).

kinoshok3-chaika-300Жюри конкурса короткого метра во главе с Сергеем Овчаровым вручило Главный приз киргизской «Чайке», поставленной российской дебютанткой. Елизавета Стишова (режиссер) и Алиса Хмельницкая (автор сценария) сняли игровой фильм в своевольном жанре геополитической трагикомедии. Содержания этого актуального проекта запросто хватило бы на полный метр, да не было средств. Тем не менее, драма невостребованного учителя русского языка, который не хочет расстаться с русской классикой и ставит чеховскую « Чайку» с тинейжерами, не знающими русского языка, собирает в фокусе едва ли не всю культурную проблематику постсоветского пространства

Кинопресса не повторила решений жюри. Приоритетным для жюри Гильдии критиков и киноведов стал постмодернисткий бурлеск питерского писателя, режиссера и художника Виктора Тихомирова «Чапаев – Чапаев» (ниже – кадр из фильма).

kinoshok4-сhapaev

Приз имени Ирины Шиловой кинопресса, аккредитованная на фестивале, вручила эстонскому пастишу «Живые картинки».

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

Совет Национальной Киноакадемии присудил почетную «Нику» главному редактору «ИК» Даниилу Дондурею

01.04.2016

Сегодня, 1 апреля в Москве состоится торжественная церемония вручения XXIX Национальной кинематографической премии "НИКА" за 2015 год, ежегодно вручаемая Российской академией кинематографических искусств. Решением Совета академии в номинации "За вклад в кинематографические науки, критику и образование" премия присуждена главному редактору журнала "Искусство кино", культурологу, социологу культуры Даниилу Борисовичу Дондурею, без всесторонних усилий и руководства которого старейший российский журнал о кино давно прекратил бы свое существование.