Кинотавр-2015. …и немножко нервно

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

14 июня завершился 26-й Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Картины лауреатов главного ежегодного смотра отечественного кино по горячим следам комментирует Зара Абдуллаева.

Программа Кинотавра-2015 была составлена арт-директором Ситорой Алиевой выше всяческих похвал. А решение жюри, как часто случается, оказалось без заминки предсказуемым. О многих фильмах, показанных до Кинотавра на зарубежных фестивалях, в «ИК» уже опубликованы тексты. О новых вскоре будут написаны. А пока – скоропись по живому следу.

Ангелами нынешнего Кинотавра стали – в порядке показов их фильмов – Алексей Федорченко («Ангелы революции»), Бакур Бакурадзе («Брат Деян», вне конкурса), Василий Сигарев («Страна ОЗ»), Наталья Кудряшова («Пионеры-герои»), Анна Меликян («Про любовь»). Немало. Притом что эти режиссеры, за исключением дебютантки Кудряшовой, разделившей, как и на Берлинале, русскоязычных критиков на непримиримые лагеря, объявили о своем даре (само)развития. Топтаться – более удачно или менее – на завоеванных в прежних картинах территориях не их удел.

Фильм Федорченко (призы за режиссуру, а также Гильдии киноведов и критиков), если попросту выражаться, – шедевр. Его обманчиво «на пляже» – синоним кулуаров – квалифицировали, как привет Параджанову с Урала. Между тем эти «Ангелы…» почти нереальный образчик авангардного произведения про искусство первого авангарда. Но еще – и вместе с тем – это фильм про трагический опыт Великой Утопии (так называлась знаменитая выставка русских авангардистов).

«Ангелы революции», режиссер Алексей Федорченко, трейлер

Никакого формализма, стилизации, пастиша etc. в картине Федорченко, снятой в постмодернистские – в широком смысле – времена, (именно времена, ибо в искусстве этот тренд никому по существу не интересен), нет! Как можно снять чувственный, живой, содержательно и изобразительно разнообразный «не фильм», но фильм про революционеров в жизни, искусстве, про их роковые и грандиозные связи/разрывы, остается загадкой. Мы знаем, слышали или читали про «искусство пересечения границ», которое практикуют современные художники, театральные новаторы и композиторы. В кино эта зона в силу слишком многих причин остается и считается менее актуальной. Но Федорченко, глядя в историческое далеко (вперед и назад), экранизирует не только историю приобщения народов ханты и манси к туалетам, лазаретам и «Черному квадрату» Малевича. Он действует, как режиссер, для которого метод, опыт Эйзенштейна, например, или Курбаса, супрематистов, футуристов и т.д., а также рядовых и неординарных делателей революции становится собственным методом, опытом. Так рождается не эскапистское (кино)искусство, но радикальное. Не подражательное по сути своей и с финалом из нашего времени. Спойлеры запрещены.

kinotavr-2015-angely-revolutsii«Ангелы революции»

«Страна ОЗ» (призы за сценарий, гильдии киноведов и кинокритиков) – только по видимости «черная комедия». На самом деле – это второй том «Мертвых душ». Жанр: роуд-муви. Но ведь и встречи гоголевского протагониста с Коробочкой, Маниловым etc. – можно сказать, роуд-поэма. Однако сигаревская положительная протагонистка Лена (выдающаяся Яна Троянова) – из второго тома.

Приз за главную женскую роль получила Полина Гришина, удержавшая своим киногеничным без дураков присутствием фильм И.Вырыпаева «Спасение» от бесповоротного распада на красивые картинки. Однако работа Трояновой, чья героиня в новогоднюю пору и в чужом городе пытается добраться до пункта назначения, до улицы Торфорезова, до ларька, в котором ее ждет работенка, околевает от мороза и встреч с мертвыми или бессмертными – живучими душами, несравненна в этом конкурсе. Да, такая роль из ряда вон. Так и вышло.

kinotavr-2015-spasenie«Спасение», режиссер Иван Вырыпаев

Сигарев снял нежнейшую картину. Сочинил эпическую поэму, обогретую новогодними огнями, взорванную новогодними петардами. Поэму, которую после прочтения/смотрения не сжечь!

Подобно тому, как «Жмурки» Балабанова, комедия масок, обнажила нерв 90-х, который в натуралистической поэтике было бы нащупать невозможно; подобно тому, как «Я тоже хочу», сказка о счастливом конце (без, понятное дело, хэппи энда), угадала нерв нулевых, «Страна ОЗ», «новогодняя сказка» с трогательным и отчаянным приветом в одном эпизоде Болливуду (а не плывущему кораблю Феллини!), вскрыла нервные окончания десятых годов. Балабановские маски 90-х обрели в фильме Сигарева плоть, кровь и, да-да, изящество истинно русской комедии, то есть высокого – гоголевского жанра.

kinotavr-2015-strana-oz«Страна ОЗ», режиссер Василий Сигарев

Чехов, недовольный репетициями «Вишневого сада», слезоточивостью актеров, писал Станиславскому: «Это комедия». Станиславский отвечал: «Нет, для простого человека это трагедия». Так сыграла Троянова, обалдевшая от зимнего холода, но еще больше от встреч с нашими современниками. Тут уже не вздрогнешь, тут не дашь себе, актрисе, поблажки поблажить. Тут можно только онеметь. А зрителям, у которых чувства не отморожены в жарком Сочи, заплакать. Подробнее о такой «Стране…» попозже.

«Про любовь» Меликян – блестящий арт-мейнстрим. Свободный, едкий, прихотливо аранжированный, отменно снятый и разыгранный. В наших пенатах арт-мейнстрим, как бы к нему ни относились поклонники других художественных стратегий, не водится. Не хватает ни таланта, ни ума, ни умений. Анна Меликян развивается семимильными шагами на своем поле, никому не мешая и одаривая звезд, а также молоденьких актеров каскадерской – драматургической, внутренней, внешней – точностью, которая восхитит и критиков, то есть зрителей идеальных.

kinotavr-2015-pro-lubov«Про любовь», режиссер Анна Меликян

Про другие фильмы, получивших кое-какие награды, писать расхотелось, хотя я собиралась сказать про неудачный, увы, «Тряпичный союз». Вялый и рассудочный, несмотря на попытку парада аттракционов. А все так надеялись на Михаила Местецкого после его коротких метров. Впрочем, актерская четверка удостоилась приза за мужские роли. Впрочем, режиссер он молодой и в себе – на сторонний взгляд – уверенный. Это может означать, что накопит с течением времени человеческую содержательность, а не только научится конструировать и сцеплять эпизоды.

kinotavr-2015-tryapichnyy-soyuz«Тряпичный союз», режиссер Михаил Местецкий

Пересмотрев «Пионеров-героев», свидетельствую – вслед нашей с Алексеем Медведевым статье: идеалы в наше безыдеальное время необходимы режиссерам, если они не только режиссеры, более всего. Но и это место оказалось на Кинотавре не пусто.

kinotavr-2015-pionery-geroi«Пионеры-герои», режиссер Наталья Кудряшова

Все – другие. «Тони Эрдманн», режиссер Марен Аде

№7, июль

Все – другие. «Тони Эрдманн», режиссер Марен Аде

Евгений Гусятинский

Год еще не закончился, но уже понятно, что его главным открытием стал «Тони Эрдманн», всего лишь третья работа тридцатидевятилетней Марен Аде. Если взять последние лет пять, а то и десять, то трудно вспомнить другой фильм, который бы вдруг объединил всех – аудиторию и индустрию, критиков из мейнстримной прессы и радикальных синефилов, эстетов и популистов, вместе хохотавших и одновременно плакавших на показах картины в Канне. Случай по нынешним временам беспрецедентный.

Колонка главного редактора

Гибридное кино для России

17.06.2015

Даниил Дондурей – о "Кинотавре" и зачистках, о Говорухине и Меликян, о милых режиссерах и блистательных манипуляторах.

Новости

Сотрудникам голливудских студий тоже не чужды торренты

27.12.2012

В том, что торрентами пользуются миллионы интернет-пользователей во всем мире, нет ничего сенсационного. Однако впервые на использовании торрентов для скачивания пиратских копий фильмов и игр пойманы сотрудники целого ряда крупнейших голливудских студий – среди которых Paramount Pictures, Warner Bros., Sony Pictures, Walt Disney и 20th Century Fox. – причем скачивание производилось ими прямо на рабочем месте. Об этом сообщает издание TorrentFreak, которое и выявило факт использования торрентов при помощи технологии SсanEye.