Клише по-французски. «Мой король», режиссер Ле Беско Майвенн

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

26 февраля в Париже прошла 41-я церемония вручения премии "Сезар", вручаемой французами представителям национальной кинематографии. Одним из номинантов в главных номинациях была мелодрама "Мой король", недавно вышедшая в российский прокат. О том, что собой представляет эта двухчасовая картина режиссера (и известной актрисы) Ле Беско Майвенн, рассказывает Зара Абдуллаева.


До нашего проката добрался фильм Майвенн "Мой король", отвечавший на последнем каннском фестивале за процентную норму французских производителей в официальной программе. Венсан Кассель и Эмманюэль Берко рвут в клочья страсти влюбленных, а потом разведенных партнеров к удовольствию обозревателя Variety. А Берко – по кулуарным сплетням неспроста – получает пальмовую ветку "За лучшую женскую роль", обыграв, как рассудило жюри, Кейт Бланшетт в "Кэрол". Ну, Бланшетт есть Бланшетт, а Берко сработала в мелодраме Майвенн с напористым эмоциональным накалом, который публика неизменно ценит, а критики – не все.

Когда-то, очень давно, Отар Иоселиани, едва обосновавшись в Париже, говорил, что французов интересует только еда и супружеские измены. Это умозаключение с поражающей научной точностью демонстрирует "Мой король". Название фильма навеяли режиссеру слова песенки Элли Медейрос "…toi mon tout, mon roi…". Вообще французское кино за редким исключением обладает такой сохранностью тем без вариаций и таким застоявшимся ароматом, что "пылить" по его поводу бессмысленно. Зрители, особенно французские, от него не устают, а не французские иногда по нему ностальгируют, утешаясь на просмотрах чувствительным изяществом манер и одежды, любовными приключениями, особенно если сюжет позаботится о menage a trois.
В "Моем короле" Кассель играет то ли ресторатора, то ли авантюриста, но наверняка плейбоя, прожигателя жизни, бонвивана и наркомана. Обаятельного, реактивного, сексапильного. Берко – напротив – поручена роль адвоката, она "похожа на польскую женщину", бледную, без косметики. Зовут ее в быту Тони, а вообще-то Марией-Антуанеттой, что становится поводом для шутливых реплик Джорджио. Тоже себе имечко заковыристое.

"Мой король", русский трейлер

Во время учебы Тони подрабатывала в баре и познакомилась с этим красавчиком. Прошло время. Они случайно встретились и – пошло-поехало. Их любовная связь, женитьба, расставание всплывают в воспоминаниях героини, порвавшей связки во время горнолыжной прогулки и проходящей реабилитацию в соответствующем заведении. Она плавает, упражняется, шутит с парнями, но ее оздоровительный комплекс прерывается на экране комплексами супружеской жизни, которыми переполнена ее душа и голова.

Роль у Берко – завидная для тех актрис, кто мечтает о перепадах, всплесках характера, несмотря на качество сценария. В "Моем короле" (а "король" Кассель существует тут с вполне естественной легкостью, с необременительной для взгляда публики элегантностью) Тони предназначено быть любимой, потом жертвой, затем истеричкой, но гордой и в конце концов одумавшейся, пережившей банальные, хотя не менее жгучие травмы измены. Поначалу преданный любовник и муж, Джорджио все же влеком его прежней любовницей-моделью. Тем более она пытается покончить с собой, узнав, что Тони беременна. В этом месте Майвенн запускает слезоточивый газ, который позволит себе еще раз, "наградив" и Тони попыткой самоубийства. Обе женщины выжили, но это не спойлер. Это констатация сложения интриги, в которой две женщины никак не могут разделить одного – своего "короля".

Mon roi 2"Мой король"

Берко дан шанс долгоиграющих истерических сцен и взрывов, рыданий на груди у брата – в его роли Луи Гаррель, изнурительная ревность и смелые порывы к разрыву семейных отношений. В "Моем короле" едят черную икру, обсуждая ее прелести и происхождение, герой Касселя лечится от наркозависимости и даже бросает курить, героиня Берко получает престижный заказ защищать какую-то шишку, убийцу своей жены, "а в это время" подрастает сын обычной французской парочки, названный, как и его родители, прихотливо: Синдбадом.

Mon roi 3"Мой король"

Бесконечных метаний, застолий, выяснений отношений и эротики в этом фильме ровно столько, сколько надо, чтобы не изменить репутации французскости, как ее понимают поверхностные франкофилы. Но иным зрителям подобная популярная психология зачастую по вкусу. Это понимает и Майвенн, снимая сцену героини Берко, только что разорвавшую на горном спуске связки, с психологом, задающим к потерпевшей вопросы, связанные не с травмой, а с ее психическим состоянием, которое, возможно, повлияло на роковое скрещенье лыж. Или ее судьбы скрещенье.

«Артдокфест»–2016. Неигровое кино: реальность и рефлексия

№1, январь

«Артдокфест»–2016. Неигровое кино: реальность и рефлексия

«Круглый стол» «Искусства кино» и «Артдокфеста». Модератор – Даниил Дондурей. ДАНИИЛ ДОНДУРЕЙ. Когда мы с Виталием Манским планировали эту – уже пятую нашу совместную – дискуссию, я предложил тему радикализации неигрового кино, то есть хотел обсудить расширение его границ, которое, как мне кажется, происходит в последнее время, но не обсуждается, не проблематизируется.

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

Открылись юбилейные XX «Белые столбы»

01.03.2016

29 февраля в Киноцентре при Госфильмофонде состоялось торжественное открытие XX фестиваля архивного кино "Белые столбы". Публикуем пресс-релиз и полную программу юбилейного форума.