Клоунада

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева о двух картинах, которые можно случайно пропустить – сборнике «Звезды в короткометражках» (2012) и драмедии «Властелин разметки» Дэвида Гордона Грина (2013).


Центр документального кино продолжает ублажать летнюю публику репертуаром независимого кино. Тут случаются рифмы анекдотические и, конечно, незапланированные. Никому бы в голову не пришло, что звезды в «Stars in shorts», сборнике короткометражек, в которых заслуженные первачи экрана смехотворно стараются в идиотских ролях, посылают гротескный привет комической паре Пола Радда с Эмилем Хиршем в картине «Властелин разметки» Дэвида Гордона Грина. Пародийные беккетовские персонажи сыграны Радом с Хиршем с суровым тактом и элегической остротой. Чего не скажешь ни о Джуди Денч, бравирующей штампами в "Stars in shorts", где ее героиня «клеит» в сети пожилого чувака, но договаривается с ним о свидании все же по антикварному телефону. Ни о Колине Ферте, с сильной педалью продемонстрировавшем английский эксцентризм в коротышке из того же незавидного проекта, в котором его герой, сосед Киры Найтли, пардон, ее суетливой героини, пытается, умирая от одиночества, втереться в ее квартиру. Ни о Натали Портман с Джейсоном Шварцманом, для которых аж Уэс Андерсон придумал тупейшую (благо короткую) встречу в парижском отеле, чтобы позабавить пресным эротизмом.

stars-in-shorts
«Звезды в короткометражках»

Эти малобюджетные проекты эксплуатируют в одном случае имиджи звезд, которые ради работы-работы готовы, похоже, на любую дребедень. В другом – Грин решился на ремейк исландского фильма «Другой путь», но перенес действие из влекущего своей запредельностью пейзажа в пустынный Техас конца 80-х, после грандиозных пожаров, уничтоживших леса близ дороги, которую метят, обмениваясь абсурдистскими репликами, два рабочих. Или два рыжеватых клоуна. Ланс настроен мизантропически и постоянно недоволен. Но – в мягкой меланхолической форме. Элвин сочиняет письма своей девушке (и сестре напарника), но получает от ворот поворот, отдаваясь звукам окружающей его тишины и аудиокурсу немецкого языка.

Дорога, разметка, словесный пинг-понг. Всё. Но при этом – попытка уловить, зафиксировать время, утекающее от них в рутинную, равнодушную или несбывшуюся реальность. Чтобы ее взбодрить или остранить, Грин внедряет в свою версию оригинала (исландской картины) случайного персонажа (то ли реальную женщину, то ли ее призрак), застрявшую в разрушенном пожаром доме. Этот эпизод дает возможность одному из парочки рабочих, чувствительных одиночек, устроить дивертисмент: побеседовать с воображаемыми обитателями и даже заглянуть за воображаемые двери погибшего дома. А еще на пустынную дорогу, которую оживляют постбеккетовские персонажи, Грин посылает грузовичок с ветхим, но бодрым водителем, который делится с парнями на «арене» пивом, водкой, а режиссером награждается броскими репризами опытного знатока жизни, женщин, работы и отдыха.

prince-avalanche-2
«Властелин разметки»

Заброшенность, одиночество заполняют длинные планы картины Грина, разбавленные неудачными попытками как-то приукрасить повседневность его заурядных, неудовлетворенных работяг с подростковым сознанием, безвременно зависших на дороге. Обаяние этого неспешного, с клоунскими трюками кино обязано бессмысленной прелести реплик и маскам Радда и Хирша. У первого она отвечает за разумную отстраненность, за какой-никакой покой; у второго – за жалобное недовольство собой и скукой жизни.

prince-avalanche-3
«Властелин разметки»

Для чего Грин решился на этот ремейк, понятно не очень. Возможно, чтобы поддержать грустную ирреальность реального инди-кино. И был вознагражден на Берлинале-2013 «За режиссуру».

Сказка про тесноту. «Теснота», режиссер Кантемир Балагов

№5/6, май-июнь

Сказка про тесноту. «Теснота», режиссер Кантемир Балагов

Никита Карцев

Город. Ночь. Взгляд из автомобиля – мимоходом, проездом, исподтишка. Мы не видели эти места. Не знаем этих людей. Они на экране впервые. Не знаем мы и автора фильма – он дебютант. Знаем только имя. Он только что представился во вступительных титрах: меня зовут Кантемир Балагов, я родом из Нальчика, эта история произошла в моем родном городе в 1998 году.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.