Клоунада

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева о двух картинах, которые можно случайно пропустить – сборнике «Звезды в короткометражках» (2012) и драмедии «Властелин разметки» Дэвида Гордона Грина (2013).


Центр документального кино продолжает ублажать летнюю публику репертуаром независимого кино. Тут случаются рифмы анекдотические и, конечно, незапланированные. Никому бы в голову не пришло, что звезды в «Stars in shorts», сборнике короткометражек, в которых заслуженные первачи экрана смехотворно стараются в идиотских ролях, посылают гротескный привет комической паре Пола Радда с Эмилем Хиршем в картине «Властелин разметки» Дэвида Гордона Грина. Пародийные беккетовские персонажи сыграны Радом с Хиршем с суровым тактом и элегической остротой. Чего не скажешь ни о Джуди Денч, бравирующей штампами в "Stars in shorts", где ее героиня «клеит» в сети пожилого чувака, но договаривается с ним о свидании все же по антикварному телефону. Ни о Колине Ферте, с сильной педалью продемонстрировавшем английский эксцентризм в коротышке из того же незавидного проекта, в котором его герой, сосед Киры Найтли, пардон, ее суетливой героини, пытается, умирая от одиночества, втереться в ее квартиру. Ни о Натали Портман с Джейсоном Шварцманом, для которых аж Уэс Андерсон придумал тупейшую (благо короткую) встречу в парижском отеле, чтобы позабавить пресным эротизмом.

stars-in-shorts
«Звезды в короткометражках»

Эти малобюджетные проекты эксплуатируют в одном случае имиджи звезд, которые ради работы-работы готовы, похоже, на любую дребедень. В другом – Грин решился на ремейк исландского фильма «Другой путь», но перенес действие из влекущего своей запредельностью пейзажа в пустынный Техас конца 80-х, после грандиозных пожаров, уничтоживших леса близ дороги, которую метят, обмениваясь абсурдистскими репликами, два рабочих. Или два рыжеватых клоуна. Ланс настроен мизантропически и постоянно недоволен. Но – в мягкой меланхолической форме. Элвин сочиняет письма своей девушке (и сестре напарника), но получает от ворот поворот, отдаваясь звукам окружающей его тишины и аудиокурсу немецкого языка.

Дорога, разметка, словесный пинг-понг. Всё. Но при этом – попытка уловить, зафиксировать время, утекающее от них в рутинную, равнодушную или несбывшуюся реальность. Чтобы ее взбодрить или остранить, Грин внедряет в свою версию оригинала (исландской картины) случайного персонажа (то ли реальную женщину, то ли ее призрак), застрявшую в разрушенном пожаром доме. Этот эпизод дает возможность одному из парочки рабочих, чувствительных одиночек, устроить дивертисмент: побеседовать с воображаемыми обитателями и даже заглянуть за воображаемые двери погибшего дома. А еще на пустынную дорогу, которую оживляют постбеккетовские персонажи, Грин посылает грузовичок с ветхим, но бодрым водителем, который делится с парнями на «арене» пивом, водкой, а режиссером награждается броскими репризами опытного знатока жизни, женщин, работы и отдыха.

prince-avalanche-2
«Властелин разметки»

Заброшенность, одиночество заполняют длинные планы картины Грина, разбавленные неудачными попытками как-то приукрасить повседневность его заурядных, неудовлетворенных работяг с подростковым сознанием, безвременно зависших на дороге. Обаяние этого неспешного, с клоунскими трюками кино обязано бессмысленной прелести реплик и маскам Радда и Хирша. У первого она отвечает за разумную отстраненность, за какой-никакой покой; у второго – за жалобное недовольство собой и скукой жизни.

prince-avalanche-3
«Властелин разметки»

Для чего Грин решился на этот ремейк, понятно не очень. Возможно, чтобы поддержать грустную ирреальность реального инди-кино. И был вознагражден на Берлинале-2013 «За режиссуру».

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.

Новости

XV Канский фестиваль пройдет в Москве

19.09.2016

XV, юбилейный Канский видеофестиваль пройдет в этом году не в Канске, а в Москве. В традиционно обширную и интернациональную конкурсную программу этого года вошли 22 короткометражных фильма режиссеров и художников из России, Греции, Филиппин, Республики Корея, Японии, Германии, Нидерландов, Польши, Испании, Франции, США, Израиля, Италии и Швейцарии.