Когда Супермена не стало. «Отряд самоубийц», режиссер Дэвид Эйр

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На экраны вышел «Отряд самоубийц» — третий супергеройский боевик, снятый по комиксам DC Comics. За тем, как нанятая правительством команда отборных злодеев справляется со спасением мира, ревниво проследила Нина Цыркун.


«Отряд самоубийц» Дэвида Эйра демонстрирует: DC уверенно отряхивает прах прошлого и решительным образом обновляет состав своей экранной сборной, рекрутируя новобранцев из графических вселенных. С прежними супергероями уходят и связанные с ними повествовательные условности. К примеру, слишком старомодной выглядит сегодня простодушная деревенская лояльность Супермена, так что всегда готовые на эксперимент ребята из DC избавились от него в первую очередь, еще в «На заре справедливости». (Жалеть не надо; архетип супергероя основан на мифологии умирающего и воскресающего бога – вспомните, сколько времени отсутствовал Капитан Америка!)

Suicide Squad 2«Отряд самоубийц»

Я уже однажды писала и все больше в этом убеждаюсь: кинокомикс становится реалистичнейшим из жанров, фиксирующим многие реалии нашей современности, о которых неприятно или рискованно говорить на других художественных языках. К примеру, циничное равнодушие верхов по отношению к человеческому материалу известно спокон веку, но в жизни, как и в искусстве, его было принято либо преподносить как эксцесс, либо многосложно объяснять, а то и оправдывать. Дэвид Эйр называет вещи своими именами или, как это звучит по-английски, называет лопату лопатой. Надо признать: сегодня это норма. Как в наши «гибридные» времена нормой кажется слияние белого и черного, добра и зла. Отсюда и команда спасателей мира из числа закоренелых неисправимых преступников. Поэтому нестерпимо приторными и фальшивыми представляются здесь сентиментальные вставки подсюжета о взаимотношениях крутого мэна Дэдшота (Уилл Смит) и его дочки-подростка с пацифистскими увещеваниями. Как и прочие вставки с целью показать, где плохие парни в бытовом человеческом плане хорошие или по крайней мере безобидные.

«Отряд самоубийц», трейлер

Разрабатывая план сомнительной антитеррористической операции, высокопоставленная дама-карьеристка разведывательного ведомства Аманда Уоллер (Виола Дэвис) предлагает набрать отряд из контингента тюрьмы для особо опасных бандитов, которых можно не стесняясь последствий обмануть, а в случае необходимости – запросто слить. Выбор обусловлен не только безответственностью по отношению к бесправным узникам, но и тем, что это «металюди», обладающие сверхспособностями. Со стороны автора фильма (Дэвид Эйр и режиссер, и сценарист), это отчасти политкорректность, доведенная до крайности: мол, смотрите – те, кого мы считаем преступниками, на самом деле просто выходцы за пределы нормы (общепринятой, стало быть – навязанной), способные на великие дела. Вместе с тем, Дэвид Эйр преступает эту самую политкорректность и по другим пунктам – расовому и гендерному, – изображая сущим монстром чернокожую женщину Аманду Уоллер, чья стратегия заставляет вздрогнуть даже совсем не слабонервных коллег-мужчин, в том числе назначенного командиром отряда честного вояку, полковника Рика Флага (Юэнь Киннаман).

Пестрая команда самоубийц поневоле – суперстрелок по найму Дэдшот, чешуйчатая жертва генетичесой мутации, убийца-каннибал Крок (Адевале Акиннуойе-Агбадже), пирокинетик Дьябло (Джей Эрнандес), канатчик Слипнот (Адам Бич), коварный лицемер Капитан Бумеранг (Джай Кортни) – собралась практически по схеме клоунов из комедии дель арте, которых, как там принято, в начале фильма подробно представляют зрителю, используя в том числе графические «филактеры» (правда, прочитать их как следует не успеваешь – как и потом рассмотреть рассыпанные по телам и костюмам детали, имеющие важный смысл для понимания характеров). При всей их живописности, партнеров по отряду переигрывает «Коломбина» – очаровательно беспутная и беспредельно жестокая Харли Квинн (Марго Робби), переродившаяся в свою противоположность докторша, пользовавшая в закрытой психушке Джокера и попавшая под его чары. Джокер в новом фильме тоже новый и по-молодому заводной (Джаред Лето), и зритель волен гадать, какие все-таки чувства привязывают его к Харли на самом деле. Играет ли он по своему обыкновению с очередной жертвой или действительно нашел свою половину, достойную занять место королевы Готэм-сити.

Suicide Squad 3«Отряд самоубийц»

Для экшена тут, пожалуй, многовато любовных линий и вообще наблюдается избыток информации о частных персонажах: в паутине мотивов вязнет и без того хиловатый основной сюжет. Впрочем, похоже, что фабульная основа здесь не больше чем дань традиции – предлог, чтобы доставить нам удовольствие от прогулки по вселенной комикса в компании, не дающей заскучать (не в последнюю очередь благодаря операторской сноровке Романа Васьянова, которого мы потеряли). И в конце концов, никто же не упрекает артхаусное кино в бессюжетности, а Дэвид Эйр, за которым «Тренировочный день» и «Патруль» – автор артстрима. К нему и тяготеет DC.

Ангел потребления. «Хэппи энд», режиссер Михаэль Ханеке

№4, апрель

Ангел потребления. «Хэппи энд», режиссер Михаэль Ханеке

Андрей Плахов

Михаэль Ханеке, дважды каннский триумфатор, мог стать единственным в режиссерском мире обладателем трех «Золотых пальмовых ветвей». Этого не случилось, его новый фильм на сей раз вообще не получил никаких наград, однако без «Хэппи энда» была бы совсем не полной картина 70-го Каннского фестиваля. Его ключевой темой, запечатленной и в «Квадрате» Рубена Эстлунда, и в «Нелюбви» Андрея Звягинцева, и в «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса, стал эгоизм общества потребления, чреватый насилием, трансгрессией и сломом личности.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

Фонд Хуберта Балса вновь начнет работать в России

14.07.2017

Авторитетный фонд Хуберта Балса создан при Роттердамском международном кинофестивале и поддерживает авторское кино по всему миру. С этого года – после долгого перерыва — он вновь открыт для режисcеров из России.