Летать и ползать. «Человек-муравей», режиссер Пейтон Рид

  • Блоги
  • Нина Цыркун

За похождениями очередного супергероя из вселенной Marvel следит Нина Цыркун.


Кинокомикс «Человек-муравей» мог бы появиться на экране еще в 80-е, если бы ему не перешла дорогу семейная фантазия «Дорогая, я уменьшил детей». Может быть в связи с этим фактом что-то переклинило в умах стратегического совета Marvel, склонившегося к семейному кино, а в результате после многих лет работы съемочную группу покинул «по причинам творческих разногласий» сценарист и режиссер Эдгар Райт, готовивший вариант истории, по возможности приближенный к исходным графическим комиксам Стена Ли и Джека Кирби.

Ant Man 1«Человек-муравей»

Версия, которую снял Пейтон Рид, сама по себе неплоха и, благодаря участию Пола Радда как одного из соавторов сценария и исполнителя заглавной роли, – забавна, но, на мой взгляд, в нее переложили «семейного» сахару. Как будто и без того кинокомиксы, в отличие от комиксов графических, не выходят за территорию доволенного! Здесь присутствуют и эпизоды довольно жестоких научных экспериментов над живыми существами, бьющие по нервам, пожалуй, скорее родителей, чем детей, но все же резкие перепады тональности создают диссонанс восприятия, и некоторая клочковатость общей картины наблюдается вполне отчетливо. Непонятно, то ли мы смотрим фильм про раскаявшего преступника, то ли про взаимоотношения отца и дочери (и даже пары отцов и дочерей), то ли про феминистское презрение и ненависть к мачизму. Последними преисполнена соперница Человека-муравья на своем поле – умница, красавица и просто спортсменка Хоуп ван Дайн (Еванджелин Лилли).

«Человек-муравей», трейлер HD

Таким образом, главная тема, продолжающая месседж «Эры Альтрона», – про опасности, которые несет с собой научно-технический прогресс, и про гениев, потерявших над собой контроль, потихоньку затушевывается. Все это, к счастью, компенсируется нарастающей напряженностью действия, в котором ударные моменты легко сочетаются с комическими. И здесь надо в первую очередь отметить Майкла Пенью в роли Луиса – кореша-трикстера Скотта Лэнга/Человека-муравья. Казалось бы, это не американское, а скорее наше ноу-хау, что на всякого мудреца довольно простоты. Но нет, американский простак не уступит русскому, когда надо облапошить самонадеянного умника в дорогом костюме – такого, как Даррен Кросс (Кори Столл), помимо основной глобальной темы угрозы миру несущий еще и угрозу морально-этическую (он ученик, предавший своего учителя).

Ant Man 2«Человек-муравей»

Заслуженного учителя играет седовласый, но отлично держащий форму Майл Дуглас. На экране его зовут Хэнк Пим. Он бывший сотрудник ЩИТа, идейно разошедшийся с «большими ребятами» и отправленный в отставку. Но бывших особистов не бывает, и Хэнк не только продолжил работу по совершенствованию открытых им методов сжимания межатомного пространства, но и присмотрел себе объект для их реализации. Этим объектом оказался бывший электрик, загремевший в тюрягу за ограбление, – Скотт Лэнг. Выйдя на волю, Скотти зарекся куда-нибудь влезать и чего-нибудь воровать, но именно такое предложение делает ему Хэнк, а отказ в этом случае не предусмотрен.

Ant Man 3«Человек-муравей»

Если припомнить все экранные комиксы, посвященные отдельным персонажам команды «Мстителей», можно сделать вывод, что более всего повезло Железному человеку и Капитану Америка. Сольники играют почти исключительно техническую роль – связок между грандиозными командными выступлениями, и потому уже на уровне бюджета всегда проигрывают. У «Человека-муравья» есть, однако, преимущество, благодаря которому он займет свою отдельную нишу: технологический прогресс пошел ему на пользу и помог (с помощью макросъемки и особых линз) впечатляющее изобразить и путешествие по воде и канализационным трубам, и полеты на крылатом муравьишке-горбунке, и реальное знакомство с одним из «Мстителей». Он вообще счастливчик: в отличие от почти всех собратьев-супергероев Скотт Лэнг может легко оперировать своими суперспособностями, хотя для этого потребовалось подучиться. Пол Радд отлично сработал и вольется в команду по меньшей мере на три проекта. И, кстати, не он один (из героев этого фильма). Расширяющейся вселенной Marvel нет пределов.

В блеклом цвете. «Теснота», режиссер Кантемир Балагов

№5/6, май-июнь

В блеклом цвете. «Теснота», режиссер Кантемир Балагов

Евгений Гусятинский

«Теснота» – нетипичный по здешним (и нездешним) меркам дебют. Он никак не пересекается с молодым российским кино – двухлетней и даже пятилетней давности, не говоря уж о более недавнем. Кантемир Балагов далек и от адептов школы Разбежкиной, утопающих в прямом документализме, и от выпускников Московской школы нового кино, следующих фестивальной и синефильской моде, и уж тем более от молодых работников беспомощного мейнстрима. Не опознается он и как последователь Александра Сокурова, у которого учился, и такое несоответствие замечательно свидетельствует о киношколе, основанной его мастером в Нальчике.

Колонка главного редактора

«Все делают так, как нужно "жирным котам" — владельцам кинотеатров»

02.10.2013

Депутаты отказались от идеи облагать показ зарубежных фильмов налогом на добавленную стоимость. Соответствующий законопроект отозвали сами авторы. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей обсудил ситуацию с ведущими "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой и Алексеем Корнеевым.

Новости

Вышел мартовский номер «Искусства кино»

29.03.2013

21 февраля не стало Алексея Германа. Великого режиссера. Этот номер был уже сверстан, но мы поняли: открыть его должны неравнодушные слова Германа, проницательные, яростные и восторженные, горькие и смешные высказывания — о времени, о кино, о себе, о коллегах.