Ликер «шасси». «Экипаж», режиссер Николай Лебедев

  • Блоги
  • Нина Цыркун

21 апреля на экраны страны выходит главный российский претендент в блокбастеры – остросюжетный "Экипаж" Николая Лебедева. Драматургией картины осталась скорее разочарована, чем восхищена, Нина Цыркун.


Поначалу напрягает настройка на "Экипаж" Александра Митты – первого советского фильма-катастрофы, по-видимому, навеянного романом Артура Хейли "Аэропорт", но талантливо переведенного Дунским и Фридом на язык родных осин. Однако довольно быстро осознаешь, что фильм Николая Лебедева – совсем другого поля ягода и сравнивать их нельзя. Если кратко: то было кино эпохи развитого социализма, а это – постиндустриального капитализма. И каждое строится по своим законам. Кроме захватывающей аттракционной второй части, Митта подкупал увертюрой с жизненностью и в то же время нетривиальностью личных проблем своих героев. Лебедев ориентируется на шаблон сегодняшнего голливудского катастрофического экшена. Поэтому личные истории у него сведены к минимуму и в принципе предсказуемы. Пусть бы так, но проблема в том, что уже не имеет отношения к канону: в неуклюжести и недостоверности соответствующих сцен, которых лучше бы вообще не было.

Ну в самом деле, где вы сегодня видели высокого полета советского конструктора, пусть невостребованного (Сергей Шакуров) с авоськой (батон и кефир) в руке? Выходящего, к тому же, с этим идентификационным набором пенсионера не из магазина, а из дома. Почему воспитанные и образованные люди – летчик-пилот и его интеллигентка-жена – без стука вваливаются в комнату сына-студента, зная, что он не один? Елена Яковлева на отведенной ей сценарной пустоши, оторопело круглит глаза, изо всех сил изображая верную супругу и добродетельную мать. Владимир Машков (командир экипажа Леонид Зинченко) настойчиво воплощает принципиальность и строгость отца-командира на работе и дома. Их сын Валерий (Сергей Романович) крутится, как уж на сковородке, изображая независимость и незаурядную физподготовку и вселяя в зрителя ожидание его обязательных подвигов в нужное время в нужный момент. Духлесс Данила Козловский (в роли пилота "с крыльями вместо рук" Алексея Гущина) изображает любовь с первого взгляда, юношескую наивность и убежденную бескомпромиссность. Его перманентный конфликт с начальством переплетается с любовной интригой, в конструкцию которой внесен рисковый момент: роман у Алексея разгорается не с красоткой-стюардессой, как следовало бы ожидать, а с красоткой-пилотом Александрой (Агне Грудите). Бывают ли у нас женщины-летчицы, не знаю, не слыхала и не встречала, но в фильме они порождают сложные отношения влечения-соперничества, на развитие которых времени не остается, так что в результате получается обычная коллизия самоуверенной дамочки и робковатого пылко влюбленного.

"Экипаж", трейлер

На периферии – отыгранные или просто ходульные персонажи-карикатуры: хам-зловред-денежный мешок-инвестор; угловатая вся, очкастая репетиторша, преображающаяся от контакта с наадреналиненным юнцом; менеджерский корпус (серый ряд которого приправлен камео Александры Яковлевой), снующий между необходимостью угодить начальству и не запороть дело. На этих многочисленных посторонних в сущности моментах действие лишь напрасно тормозит и уходит драгоценное время, которое, как мне кажется, лучше бы отдать крупным планам терпящих бедствие пассажиров. Конечно, пара-тройка линий тут прочерчена, но слишком пунктирно и с птичьего полета, а зрительское внимание уже увлечено огненной стихией, и индивидуальные судьбы меркнут на фоне по-настоящему зрелищного IMAX-аттракциона. (А жаль; уместно вспомнить, что за родоначальника всего этого ада в небесах – "Аэропорт" 1970 года – "Оскар" получили не главные действующие лица, суперзвезды Берт Ланкастер, Дин Мартин или Жаклин Биссет, а Хелен Хейс в роли забавной старушонки-пассажирки).

И вот когда фильм выруливает на органичную ему полосу вполне захватывающих приключений, можно перестать раздражаться по пустякам и наконец начать следить за сюжетом, который ловко лавирует, жонглируя внезапными опасностями и неординарными решениями отважных пилотов. Можно с легким сердцем предаться стихии огня – зрелищу, отчасти снятому 3D IMAX-камерами, отчасти переведенному в этот формат.

Конечно, знатоки найдут в фильме какие-то погрешности по матчасти, но это дело обычное и не столь важное, как погрешности по части человеческих отношений, заметных всем. Так или иначе, рецептура "Экипажа" напомнила мне ликер "шасси" из "Хроники пикирующего бомбардировщика", действующую часть которого составляла перегонная гидравлическая смесь, для приятности приправленная малиновым сиропом, оказавшемся в лавке маркитанта. Ассоциация естественная, потому как алкоголь – единственное близкое огню вещество.

На периферии – отыгранные или просто ходульные персонажи-карикатуры: хам-зловред-денежный мешок-инвестор; угловатая вся, очкастая репетиторша, преображающаяся от контакта с наадреналиненным юнцом; менеджерский корпус (серый ряд которого приправлен камео Александры Яковлевой), снующий между необходимостью угодить начальству и не запороть дело. На этих многочисленных посторонних в сущности моментах действие лишь напрасно тормозит и уходит драгоценное время, которое, как мне кажется, лучше бы отдать крупным планам терпящих бедствие пассажиров. Конечно, пара-тройка линий тут прочерчена, но слишком пунктирно и с птичьего полета, а зрительское внимание уже увлечено огненной стихией, и индивидуальные судьбы меркнут на фоне по-настоящему зрелищного IMAX-аттракциона. (А жаль; уместно вспомнить, что за родоначальника всего этого ада в небесах – "Аэропорт" 1970 года – "Оскар" получили не главные действующие лица, суперзвезды Берт Ланкастер, Дин Мартин или Жаклин Биссет, а Хелен Хейс в роли забавной старушонки-пассажирки).

Ekipazh tsyrkun 2"Экипаж"

И вот когда фильм выруливает на органичную ему полосу вполне захватывающих приключений, можно перестать раздражаться по пустякам и наконец начать следить за сюжетом, который ловко лавирует, жонглируя внезапными опасностями и неординарными решениями отважных пилотов. Можно с легким сердцем предаться стихии огня – зрелищу, отчасти снятому 3D IMAX-камерами, отчасти переведенному в этот формат.

Конечно, знатоки найдут в фильме какие-то погрешности по матчасти, но это дело обычное и не столь важное, как погрешности по части человеческих отношений, заметных всем. Так или иначе, рецептура "Экипажа" напомнила мне ликер "шасси" из "Хроники пикирующего бомбардировщика", действующую часть которого составляла перегонная гидравлическая смесь, для приятности приправленная малиновым сиропом, оказавшемся в лавке маркитанта. Ассоциация естественная, потому как алкоголь – единственное близкое огню вещество.

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

№4, апрель

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

Катерина Тарханова

У вдовца была любовница, но из-за дочки он долго не женился, и от обиды любовница однажды случайно изменила. Правда, он тоже изменял, но «по праву». У вдовца был также тайный враг, притворявшийся другом, и на основе непроверенных данных он сообщил о случае с этой любовницей. Вдовец ее прогнал. А в подчинении у него была красавица, но муж ее жил в другом городе, и она завела женатого любовника – того самого тайного врага, который притворялся другом.

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».

Новости

Завершился XI МКФ «Волоколамский рубеж»

19.11.2014

18 ноября в подмосковном городе Волоколамск завершился ХI Международный фестиваль военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж». Были выбраны картины в конкурсе короткого метра, конкурсах неигрового и игрового кино.