Милый мой бухгалтер. «Расплата», режиссер Гэвин О’Коннор

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Идущий в российском прокате мафиозный боевик «Расплата» с Беном Аффлеком в главной роли не побоялась посмотреть Нина Цыркун.


В оригинале фильм Гэвина О’Коннора «Расплата» называется прозаически, даже, может быть, слегка уничижительно – «Бухгалтер» (The Accountant). Не то что другие его картины, призывно озаглавленные «Воин», «Гордость и слава», «Джейн берет ружье»; наше прокатное «Расплата» даже лучше, чем оригинал, вписывается в этот ряд. Тем более, в скором времени режиссеру предстоит выпустить «Самурая» и «Якудза», в которых речь ведется тоже совсем не о калькуляторах. Да и «Расплата» – полноценный криминальный боевик со всем полагающимся прикладом – детективной загадкой, полицейским расследованием, качественными перестрелками, мордобоем и как бонус – «вишенкой» сентиментальности (специально для женщин). Но все это – на материале скучного и въедливого аудиторского анализа. В котором, однако, есть свое обаяние, унаследованное от красоты математической абстракции. Видимо, убоявшись излишней сухости, сценарист Билл Дюбюк оснастил свое произведение элементами запредельной сентиментальной слезоточивости, чем ближе к развязке, тем откровеннее сближающей всю историю с болливудом или бразильской мыльной оперой. Таким образом, официальное обозначение жанра фильма («боевик, криминальная драма») следует уточнить, добавив сюда еще по меньшей мере «драмеди» – потому что без улыбки в пафосном финале обойтись никак не удастся.

«Расплата», трейлер

Сценарий «Расплаты» мог бы написать сам режиссер, как это было в случае с «Гордостью и славой» – полицейским боевиком, в котором два брата оказались по разные стороны закона. Теперь тоже фигурируют братья; изначально один из них – ничем особо не выделяющийся Брэкс (взрослым его играет Джон Бернтал), а второй – аутист с задатками математического гения (Бен Аффлек), что, вероятно, именно этой психической особенностью и обусловлено. Отец-офицер, которого приводит в ужас всякое несоответствие формальной норме, боится за будущее Кристиана, и чтобы вооружить его против жестокого мира, обучает боевым искусствам (для этого случая была выбрана малоизвестная индонезийская борьба пентьяк-силат). Потом Крис еще и фантастически отточил снайперские навыки. В итоге получился персонаж, будто специально созданный для Аффлека, сыгравшего подобного героя в комиксе «Сорвиголова» – слепого адвоката Мэтта Мердока, способного накостылять кому угодно в силу чрезвычайно развитых остальных четырех чувств. (Кроме того, Кристиан Вулф – это еще и алаверды Мэтту Деймону, психованному гению из «Умницы Уилла Хантинга», вместе с которым Аффлек когда-то стремительно вознесся к «оскаровским» высотам.)

The Accountant 2«Расплата»

Таким вырос и Кристиан: его выдающиеся математические способности нашли себе применение в профессии аудитора. Официально он самозанятый бухгалтер, но на деле зарабатывает финансовыми услугами крутым мафиозным ребятам. Между тем, в минфине не дремлют, и уходящий на пенсию начальник отдела Рей Кинг (Дж. К. Симмонс) решил эффектно завершить карьеру разоблачением серьезного мошенника. С этой целью он шантажирует претендентку на должность в его отделе, чтобы она чуть не под страхом смерти нашла этого анонимного преступника. А тот, в свою очередь, вынужден для виду заняться делом какого-нибудь заведомо законопослушного клиента и нанимается расследовать факт миллионной растраты в уважаемой компании «Робототехника жизни». Его партнершей тоже становится девушка, юная и очень смышленая бухгалтерша Дана (Анна Кендрик), которая смотрит в рот аудитору, поразившему ее своими способностями. Расследование, то и дело прерываемое флэшбэками из жизни и деятельности Кристиана, обрастает трупами и приводит к неожиданному результату.

The Accountant 3«Расплата»

Бен Аффлек с постным лицом играет «человека дождя», а когда приходит пора проявить свою «вторую идентичность», так же прилежно отрабатывает боевую составляющую. Но тут встает вопрос: зачем вообще было придумывать трюк с аутизмом и «островом гениальности» в его мозгу? Сюжет, и без того отягощенный всяческими твистами, за счет мотива с тем, что теперь принято называть «особенностью», не обогатился. Возникает подозрение, что он был введен как чистая спекуляция на теме для стимуляции зрительской жалостной симпатии.

Постсоветский авангардизм: проблема адресата. Перипетии сегодняшнего левого искусства в политическом контексте

№3, март

Постсоветский авангардизм: проблема адресата. Перипетии сегодняшнего левого искусства в политическом контексте

Егор Софронов

Дискурс современного искусства остается одним из немногих в публичном пространстве, открытых к оппозиционным – левым точкам зрения. Это безусловный плюс, который, даже будучи поколеблен критикой экономической поддержки этого дискурса, не может быть отвергнут, особенно в нынешнем политическом состоянии России, зажатой в тиски правой диктатуры.

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

Колонка главного редактора

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

15.08.2011

Запись программы "Ищем выход..." на "Эхо Москвы" с участием Даниила Дондурея. Читать и слушать выпуск можно на сайте "Эхо Москвы".

Новости

Проведение фестиваля OPEN CINEMA оказалось под угрозой

15.07.2014

Оргкомитет международного кинофестиваля короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA, проходящего при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга в Санкт-Петербурге последние 10 лет, распространил письмо, в котором сообщил, что в связи с принятием новых законодательных норм о правилах проката российского кино многие его показы оказались под угрозой.