Милый мой бухгалтер. «Расплата», режиссер Гэвин О’Коннор

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Идущий в российском прокате мафиозный боевик «Расплата» с Беном Аффлеком в главной роли не побоялась посмотреть Нина Цыркун.


В оригинале фильм Гэвина О’Коннора «Расплата» называется прозаически, даже, может быть, слегка уничижительно – «Бухгалтер» (The Accountant). Не то что другие его картины, призывно озаглавленные «Воин», «Гордость и слава», «Джейн берет ружье»; наше прокатное «Расплата» даже лучше, чем оригинал, вписывается в этот ряд. Тем более, в скором времени режиссеру предстоит выпустить «Самурая» и «Якудза», в которых речь ведется тоже совсем не о калькуляторах. Да и «Расплата» – полноценный криминальный боевик со всем полагающимся прикладом – детективной загадкой, полицейским расследованием, качественными перестрелками, мордобоем и как бонус – «вишенкой» сентиментальности (специально для женщин). Но все это – на материале скучного и въедливого аудиторского анализа. В котором, однако, есть свое обаяние, унаследованное от красоты математической абстракции. Видимо, убоявшись излишней сухости, сценарист Билл Дюбюк оснастил свое произведение элементами запредельной сентиментальной слезоточивости, чем ближе к развязке, тем откровеннее сближающей всю историю с болливудом или бразильской мыльной оперой. Таким образом, официальное обозначение жанра фильма («боевик, криминальная драма») следует уточнить, добавив сюда еще по меньшей мере «драмеди» – потому что без улыбки в пафосном финале обойтись никак не удастся.

«Расплата», трейлер

Сценарий «Расплаты» мог бы написать сам режиссер, как это было в случае с «Гордостью и славой» – полицейским боевиком, в котором два брата оказались по разные стороны закона. Теперь тоже фигурируют братья; изначально один из них – ничем особо не выделяющийся Брэкс (взрослым его играет Джон Бернтал), а второй – аутист с задатками математического гения (Бен Аффлек), что, вероятно, именно этой психической особенностью и обусловлено. Отец-офицер, которого приводит в ужас всякое несоответствие формальной норме, боится за будущее Кристиана, и чтобы вооружить его против жестокого мира, обучает боевым искусствам (для этого случая была выбрана малоизвестная индонезийская борьба пентьяк-силат). Потом Крис еще и фантастически отточил снайперские навыки. В итоге получился персонаж, будто специально созданный для Аффлека, сыгравшего подобного героя в комиксе «Сорвиголова» – слепого адвоката Мэтта Мердока, способного накостылять кому угодно в силу чрезвычайно развитых остальных четырех чувств. (Кроме того, Кристиан Вулф – это еще и алаверды Мэтту Деймону, психованному гению из «Умницы Уилла Хантинга», вместе с которым Аффлек когда-то стремительно вознесся к «оскаровским» высотам.)

The Accountant 2«Расплата»

Таким вырос и Кристиан: его выдающиеся математические способности нашли себе применение в профессии аудитора. Официально он самозанятый бухгалтер, но на деле зарабатывает финансовыми услугами крутым мафиозным ребятам. Между тем, в минфине не дремлют, и уходящий на пенсию начальник отдела Рей Кинг (Дж. К. Симмонс) решил эффектно завершить карьеру разоблачением серьезного мошенника. С этой целью он шантажирует претендентку на должность в его отделе, чтобы она чуть не под страхом смерти нашла этого анонимного преступника. А тот, в свою очередь, вынужден для виду заняться делом какого-нибудь заведомо законопослушного клиента и нанимается расследовать факт миллионной растраты в уважаемой компании «Робототехника жизни». Его партнершей тоже становится девушка, юная и очень смышленая бухгалтерша Дана (Анна Кендрик), которая смотрит в рот аудитору, поразившему ее своими способностями. Расследование, то и дело прерываемое флэшбэками из жизни и деятельности Кристиана, обрастает трупами и приводит к неожиданному результату.

The Accountant 3«Расплата»

Бен Аффлек с постным лицом играет «человека дождя», а когда приходит пора проявить свою «вторую идентичность», так же прилежно отрабатывает боевую составляющую. Но тут встает вопрос: зачем вообще было придумывать трюк с аутизмом и «островом гениальности» в его мозгу? Сюжет, и без того отягощенный всяческими твистами, за счет мотива с тем, что теперь принято называть «особенностью», не обогатился. Возникает подозрение, что он был введен как чистая спекуляция на теме для стимуляции зрительской жалостной симпатии.

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

№5/6, май-июнь

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

Игорь Савельев

В конкурсе 39-го Московского международного кинофестиваля были представлены три российских фильма – больше, чем обычно. Три – число сказочное, да и каждую из этих картин можно назвать «сказкой из нашей жизни», рассказанной в отличной от потока других картин жанровой манере. Сразу хочется оставить за скобками «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, хотя его-то как раз можно назвать апогеем сказочности, таким причудливым впечатлением от условного «кинематографа Александра Роу», увиденного в ташкентском детстве режиссера (как рассказывал об этом в фестивальных интервью сам Хамдамов; но не исключено, впрочем, что и эти признания – мистификация).

Колонка главного редактора

«Все делают так, как нужно "жирным котам" — владельцам кинотеатров»

02.10.2013

Депутаты отказались от идеи облагать показ зарубежных фильмов налогом на добавленную стоимость. Соответствующий законопроект отозвали сами авторы. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей обсудил ситуацию с ведущими "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой и Алексеем Корнеевым.

Новости

На XXVII мкф «Послание к человеку» победила «Гармония»

23.09.2017

22 сентября в Театре Комедии им. Акимова (Санкт-Петербург) состоялась церемония закрытия XXVII Международного кинофестиваля «Послание к человеку».