ММКФ-2015. Безвременье

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Главный приз 37 ММКФ – статуэтку «Золотого Георгия» – а также Приз жюри российской кинокритики и Приз жюри Федерации киноклубов России получила болгарская картина «Лузеры» («Каръци»). О фильме режиссера и решении жюри Ивайло Христова – Зара Абдуллаева.

mmkf logoГран-при ММКФ-2015, выданный болгарским «Лузерам» Ивайло Христова, – faux pas Жан-Жака Анно. Нет, это совсем не плохой фильм. Трогательный, дурашливый, нежный. И черно-белый, что мгновенно внедряет в сознание профессиональных зрителей умилительную артистическую прелесть. Если фильм, комфортный во всех отношениях, получает главный приз, в этом чувствуется подвох. Или – выдох, что скандала не будет. Даже те, кто не склонен к конспирологии или презирает ее, почувствовали оскорбление. Из-за фильма Миндадзе.

В болгарском захолустье, в серой зоне с бетонными безликими домами, кромешной тоской, пустынностью и безнадегой, девочки маются от бессмысленно прожитых дней и лет, а мальчики изнывают от любви и участи лузеров.

«Лузер – человек, родившийся в Болгарии», – сообщает протагонист по имени Коко (Ованес Торосян). Но его товарищи поправляют: везде их хватает.

Застойную атмосферу городка оживляет приезд столичной рок-группы «Кислород», комических персонажей и тоже вообще-то лузеров, оживляющих тем не менее сонное пространство этой замшелой местности хоть каким-то разнообразием. Тусклая серость обыденки взрывается приключением: как достать билет на концерт и флиртом солиста группы с девчонками, сохнущими по другой жизни. В Софии хотя бы.

Коко живет с бабушкой, у которой альцгеймер. Его родители на заработках в Греции, что в нынешнем времени звучит довольно саркастично. Елена (Елена Телбис) живет с пьянчужкой-матерью, которая меняет любовников, а дочка ненавидит чужаков и мечтает стать певицей. Ну да, такая «молодежная драмеди».

Христов, не желая снимать тот тип кино, который не точно и очень сомнительно в давние времена называли «чернухой», позволяет себе кунтштюки. Для отвлечения и себя, и публики. Может быть, и для развлечения актеров. То бабулька протагониста рванет на дрезине по шпалам. То от легкого удара разлетятся стенки дворового туалета. То заштатные, они же столичные, но болгарские музыканты выстраиваются в ряд, чтобы пописать и тут же представить такую мизансцену в как бы сновидческом клипе.

lusers 2«Лузеры»

Эти же музыканты задают друг другу вопрос: можно ли представить тут жить? Вроде бы нет: травмы однообразия зашкаливают, а вспышки легковесного абсурда ничего не меняют. Между тем эта жизнь в серой «промзоне» как-то продолжается. Потому что осознать себя «лузером» – значит его в себе (хотя бы в кино) на время преодолеть.

Когда Коко ложится на рельсы перед надвигающимся поездом, а его друзья зажмуривают глаза, и он остается живехоньким, жюри (видимо-невидимо) в роли зрителей с облегчением открыли глаза и оказались готовы ради этой милой болгарской картины буквально на все.

И все же. Христов снимает провинциальный городок и его обитателей так, будто «ничего не произошло». Никакой революции в странах бывшего соцблока не было. Когда один из школьников предлагает другому жвачку с забытой радостью, в зале начинают подозревать, что время застыло в этом черно-белом пространстве. Но малышка-девочка (эпизодница), шагающая по шпалам неизвестно куда, все-таки заставляет вспомнить, что время и тут на месте не стоит.

lusers 3Ивайло Христов пришел к успеху

Так это или иначе, но жюри оспорило реплику героя фильма Ивайло Христова про лузеров из Болгарии. В Москве его лишили такой отметины или – как взглянуть, как порешить – такой привилегии.

 

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

На XXVII мкф «Послание к человеку» победила «Гармония»

23.09.2017

22 сентября в Театре Комедии им. Акимова (Санкт-Петербург) состоялась церемония закрытия XXVII Международного кинофестиваля «Послание к человеку».