На гребне волны. «Отмель», режиссер Хауме Кольет-Серра

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Сегодня в российский прокат выходит «Отмель». Камерный триллер о схватке молодой серфингистки с природной стихией оценила Нина Цыркун.


«Отмель» – американский фильм испанца Хауме Кольет-Серра по сценарию известного мастера триллеров, режиссера и кинодраматурга Энтони Джасмински, фаната спилберовских «Челюстей», недавно озадачившегося вопросом: А почему, собственно, так давно не было новых фильмов кино про акул? Но главное в «Отмели» все же не акула (ставшая одной из героинь этого фильма), а история единоборства большой рыбы и человека. Так что аллюзии уведут нас от Спилберга к Хемингуэю с его «Стариком и морем».

В расчете на современную аудиторию, преимущественно молодежную, следуя тенденции замены фильмов «мужского действия» на экшены с женским лицом, авторы превратили архетипичный сюжет в кино про девушку и море. И вдобавок – кино «экологически чистое»: акула получит своего рода презумпцию невиновности, объясняющую ее агрессивность.

«Отмель», трейлер

Джасмински – из тех сценаристов, в которых сидит режиссер, всевидящий и все контролирующий. Он так подготовил литературный материал для Кольет-Серра, что тому осталось лишь четко следовать тексту, добавляя от себя лишь незначительные нюансы. Оператор Флавио Мартинесу Лабиано экспрессивно снял напряженное действие, ловко создав иллюзию, что это именно актриса Блейк Лайвли, а вовсе не ее замечательная дублерша, так фантастично управляется с серфом (хотя многие трюки Лайвли исполнила и сама).

«Отмель» держит зрителя в напряжении с начала и до конца. В первых эпизодах здесь расставлены ложные наживки, на которые хочется клюнуть. Молодая студентка-американка Нэнси приехала в мексиканскую глушь, чтобы заняться серфингом в бухте, название которой не знает, – но когда-то здесь бывала ее покойная мать. Первые встречи на дороге с молодыми парнями, местными жителями настораживают. Почему-то никто хочет сказать, как называется место назначения. Кажется, что завязка триллера уже перед глазами. К тому же, подружка, вместе с которой девушка собиралась предаваться серфингу, предпочла другое времяпрепровождение, и Нэнси остается один на один с тем, что ей обязательно предстоит по законам жанра.

The Shallows 2«Отмель»

Это только первая часть драмы, а основное действие будет, как полагается, разворачиваться во втором. И самое интригующее: события будут происходить совсем рядом от спасительного берега; вот он, рукой подать, можно было бы доплыть за считанные минуты, но авторы-мужчины заранее все предусмотрели, наворотив кучу непредвиденных осложнений, чтобы не позволить своей героине воспользоваться этим способом.

Предваряя вероятную реакцию феминисток, скажу, что никакого пошлого мужского шовинизма или мизогинии, побуждающих мужчин наслаждаться на экране страданиями несчастной девушки, попавшей в беду, здесь нет. Наоборот: в одном из интервью Энтони Джасмински, назвав свои фавориты в жанре триллера – «Ребенок Розмари», «Сияние», «Пикник у Висячей скалы», подчеркнул их особенность – сильный психологический подтекст, причем, мол, только триллер как разновидность современной драмы способен оказать такое воздействие на зрителя. Сочувствие к героям возникает благодаря тому, что они все в том или ином роде неудачники. В начале фильма мы узнаем, что Нэнси рано осталась без матери – по следам которой и приехала в Мексику. Дальше во флэшбэках она ведет спор с отцом, не понимая, зачем обреченная мать так упорно сражалась за свою жизнь (Нэнси не стала бы этого делать). Так что это фильм о том, как, попав практически в безысходную ситуацию, девушка наперекор всему ощущает в себе растущую волю к жизни. Так же, как в начале в фильме фигурируют ложные знаки грядущей беды, так и ближе к финалу возникают проблески надежды, без которой борьба Нэнси может быть не имела бы шансов на успех.

The Shallows 3«Отмель»

Особую напряженность действию придает отсчет времени, обозначающий важные для стратегии спасения сроки прилива и отлива. Так жизнь Нэнси входит в ритм самой природы, становится ее частью, и только потому в третьем акте драмы героиня может сказать, как и старик Сантьяго, что никто ее не победил.

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

№1, январь

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

Кристина Матвиенко

Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей (хотелось написать «заключенных», но!) психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».

Новости

Опубликована программа XIV Международного Канского Видеофестиваля

06.08.2015

XIV Международный Канский Видеофестиваль пройдет с 23 по 29 августа 2015 года в городе Канске. Основной конкурс включает 21 фильм из Аргентины, Бразилии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, России, Филиппин и Финляндии. Все они поборятся за Гран-при фестиваля — «Золотой пальмовый секатор».