Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Найди семь отличий. «Великолепная семерка», режиссер Антуан Фукуа - Искусство кино

Найди семь отличий. «Великолепная семерка», режиссер Антуан Фукуа

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На традиционном Амфесте в Москве Нина Цыркун посетила российскую премьеру «Великолепной семерки» Антуана Фукуа, закрывавшей Венецианский кинофестиваль и открывавшей кинофестиваль в Торонто.


«Великолепная семерка» Антуана Фукуа продолжила сезон ремейков. Это второй после «Бен-Гура» «расстрельный» проект. В обоих случаях сравняться с оригиналами не просто трудно, а почти невозможно; оба оригинала стали легендарными. Герой новеллы Борхеса, одержимый мечтой написать «Дон-Кихота», пришел к выводу, что для этого ему нужно выучить испанский язык, стать католиком, воевать с маврами и турками, забыть всю историю после 1602 года и стать Мигелем де Сервантесом. Дело не в масштабах дарований; я вовсе не считаю, что Антуан Фукуа уступает в этом Джону Стерджесу, режиссеру «Великолепной семерки» 1960 года, ставшей культовой в Советской России и выдвинувшей в число кумиров Юла Бриннера и Стива МакКуина. Но чтобы сравняться с оригиналом, надо быть концептуально или художественно равноценным.

Фильм 1960 года был не особо выдающимся произведением искусства, но почти революционным с точки зрения замысла. Он сдвигал казавшийся нерушимым канон вестерна от гимна американскому индивидуализму в сторону коллективного действия и командного духа. И пусть потом Серджо Леоне с Клинтом Иствудом в «долларовой трилогии» восстановили канон, а тот же Иствуд окончательно, на мой взгляд, закрепил его в непревзойденном «Непрощенном», но Стерджес свою нишу в истории жанра уже занял.

Между тем, в титрах фильма Фукуа в качестве сценарного источника фигурирует не картина Стерджеса, а «Семь самураев» – шедевр самого «праотца» Акиры Куросавы. Планка таким образом поднимается еще выше, и вот уже, даже не заикаясь о сомасштабности режиссеров, Дензелу Вашингтону воленс-неволенс приходится соперничать не с Юлом Бриннером, а страшно сказать – с самим Тосиро Мифуне. Как говорил Аркадий Велюров из «Покровских ворот»: «Хотите по гамбургскому счету?»

Magnificent seven 2«Великолепная семерка»

Но, видимо, для того, чтобы выбить из-под ног зрителя почву для сравнений актеров и персонажей, имена последних изменены (ясное дело, не на японские). Впрочем, в задачу создателей новой версии входило некое обновление, модернизация по сюжетной акцентировке. Было сделано все, что возможно. Главное и вполне предсказуемое – это, конечно, замещение трусливых мексиканских крестьян, обратившихся за помощью к большим белым братьям, белым сообществом городка Роуз Крик, что снимает устаревшую и неполиткорректную тему патернализма в отношении латиноамериканцев.

«Великолепная семерка», русский трейлер

В самой семерке усилено этническое разнообразие: там был один парнишка-мексиканец, здесь появляются дети и других народов. Место Криса, сыгранного Юлом Бриннером, занял Сэм в исполнении Дензела Вашингтона. Сэм – охотник за головами, и, по словам режиссера, тут они не погрешили против исторической правды: жизнь на Диком Западе, особенно после Гражданской войны, была чрезвычайно разнообразна и пестра, а кино по известным причинам представляло ее монохромной. Между тем попытка переписать киномифологию с помощью чернокожего героя полтора десятка лет назад (осуществленная с минимальным успехом) уже предпринималась Барри Зонненфелдом в ретро-футуристическом комиксе «Дикий, дикий Вест» с Уиллом Смитом в роли суперагента. Таким образом особой дерзости Фукуа не проявил и тут. Цвет кожи никак не отыгрался в сюжете, но Сэм потерял черты обаяния Криса: летящую походку, лысый череп, лаконичные комментарии, зато приобрел склонность к назидательным сентенциям, никак не вписывающимся в традиции вестерна.

Что касается других, то Билл (Ли Бён-хон) как «метатель ножей» предъявил стереотипный образ азиата; мексиканец (Мануэль Гарсиа Рулфо) не проявил себя ничем, а «хороший» индеец Красный Урожай (Мартин Сенсмайер) в боевой раскраске нужен лишь для формального противопоставления «плохому» индейцу в банде Бартоломью Боуга (Питер Сарсгорд).

Magnificent Seven 3«Великолепная семерка»

У Стерджеса команда была сильна яркими индвидуальностями. Когда начался отсчет погибших, каждого из них было жалко. У Фукуа все они прописаны довольно бледно, оттого и сожалений горьких нет. Запоминаются разве что умудренный жизнью чудаковатый следопыт (Винсент Д’Онофрио) с его прибаутками и невротик Стрелок, обремененный поствоенным синдромом, – его в рамках своего амплуа излишне старательно изображает Итан Хоук.

Еще одно новшество в старом сюжете – Эмма, блондинка с глубоким декольте (Хейли Беннет). В отличие от спасовавших мужчин городка, она первой решается обратиться за помощью, чтобы сразиться с людьми Боуга. Но отважных – и гораздо более колоритных – дев, по обе стороны закона, в вестернах не перечесть. Так что и Эмме тоже не войти в анналы жанра.

И все же один свежий и очень остроумный мотив, введенный сценаристами Ричардом Уэнком и Ником Пиццолатто, я бы отметила. Чтобы не спойлить, советую лишь обратить внимание на то, что злодей Боуг, взорвавший в начале фильма церковь в Роуз Крик, делает в финале. Ни за что не догадаетесь.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На XII «Волоколамском рубеже» наградили лучшее военно-патриотическое кино

19.11.2015

18 ноября в городе Волоколамск состоялась церемония закрытия XII международного фестиваля военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж». В трех секциях – игрового, неигрового и короткометражного конкурсов – были присуждены призы профессиональных и зрительских жюри.