Не взлетим, так поплаваем

  • Блоги
  • Евгений Майзель

В рамках специальной программы «Только после полуночи» на фестивале «Меридианы Тихого» была показана радикальная гей-драма «Незнакомец у озера» Алена Гироди. Евгений Майзель считает этот фильм шедевром, чей масштаб выходит далеко за пределы пресловутого «гомосексуального кино».


Несмотря на достаточно солидную фильмографию (с десяток экранизированных сценариев, около десятка короткометражек, несколько актерских работ, четыре полных метра), 49-летний Ален Гироди до сих пор остается неизвестен даже многим профессиональным критикам, не говоря уже о более неискушенном зрителе, и это тот самый случай, когда безвестность прямо пропорциональна высокому (если угодно, элитарному) художественному уровню в сочетании с ярко-выраженной установкой на камерность. Возможно, после попадания последней картины мастера «Незнакомец у озера» (2013) на каннский «Особый взгляд», откуда она увезла приз за лучшую режиссуру (и специальный приз сексуальных меньшинств Queer Palm), эта ситуация изменится.

Сюжет фильма столь же ясен, как его простая, но изысканная эстетика («Я хотел, чтобы в фильме была чистота и естественность. Мы избегали сальностей, банальностей и патетики»). Действие происходит на открытом воздухе, в кадре царит натуральное освещение, игра актеров отличается в первую очередь сдержанностью и достоинством, заставляющими вспомнить героев Брессона и Хичкока. Однажды летом в безмятежный солнечный день на берегу живописного озера, расположенного в уютном, густом лесу, появляется молодой мужчина Франк (Пьер де Ладоншам), похожий на«калифорнийского серфера». Франк замечает, что обнаруженный им нудистский пляж – место съема местных гомосексуалов. С наслаждением искупавшись, он начинает присматриваться к постоянным его обитателям и знакомиться с некоторыми из них. Он быстро обнаруживает, что сюда приходят и постоянные парочки, и случайные любовники, уединяющиеся в лесу, и вуайеристы, и даже один одинокий толстяк, с которым у Франка завязывается общение (но не роман).

STRANGER-BY-THE-LAKE-pic-3
«Незнакомец у озера»

От толстяка Франк узнает, что время от времени здесь тонут люди, и некоторые суеверно объясняют их гибель нападениями гигантских сомов, якобы обитающих в озере. Вскоре Франк и сам становится свидетелем убийства (и фигурантом полицейского расследования); проблема, однако, не в этом, а в том, что убийца – мужчина, к которому Франк неравнодушен.


«Незнакомец у озера», трейлер.

Важная особенность «Незнакомца»: при всей своей классической прозрачности и логической детективной строгости (в картине нет ни одного лишнего кадра, и каждый эпизод ювелирно точен), это еще и по-хорошему вызывающее зрелище. И дело не в наличии максимально откровенных гомоэротических сцен (иначе подобной похвалы заслуживала бы любая порнография), а в том, что эти сцены, и гомоэротика вообще означают здесь нечто гораздо большее, нежели собственно секс, – человеческую близость как таковую, и одновременно недостижимую мечту об этой близости (разделяемую и героем, и автором).

STRANGER-BY-THE-LAKE-pic-2 3
«Незнакомец у озера»

Не следует, впрочем, торопиться интерпретировать нетрадиционную ориентацию персонажей как пикантную, но в целом несущественную деталь. По мысли Гироди (открытого гея, подчеркивающего, что о внутренней природе гетеросексуальных связей он ничего толком не знает), мужчины и женщины глубоко различны, и точно так же различны гетеросексуальные и гомосексуальные взаимоотношения. В последних, по мысли режиссера, принципиально некое исходное равенство обеих сторон. Тем не менее, – и в этом, может быть, главное достижение «Незнакомца», позволяющее говорить о нем как о шедевре, – гейский характер драмы не противоречит ее универсальному посланию о человеческой природе и человеческом же одиночестве. В связи с чем фильм можно смело рекомендовать к просмотру всем ценителям современного авторского кинематографа независимо от их личных сексуальных пристрастий.

Агнешка Холланд: «Мы становимся свидетелями мощной контрреволюции»

№2, февраль

Агнешка Холланд: «Мы становимся свидетелями мощной контрреволюции»

Агнешка Холланд, чьи картины трижды номинировались на премию «Оскар», называет свою новую работу «След зверя», представленную в конкурсе Берлинале, кроссжанровым триллером. Для режиссера, известного в основном своими сложными гуманистическими драмами и более коммерческими проектами, это первый опыт работы в чистом детективном жанре, по крайней мере, в полнометражном кино.

Прогноз на завтра отменяется

Колонка главного редактора

Прогноз на завтра отменяется

09.08.2011

Почему в России во всей своей красе процветает оккультизм? Людям трудно жить в постоянном ощущении непредсказуемости, непрогнозируемости всех процессов. Не может корабль большого государства без лоцманской карты, без руля и ветрил нестись по океанскому простору, подчиняясь исключительно правильным речам капитанов.

Новости

Умер Григорий Померанц

19.02.2013

Журнал «Искусство кино» – его создатели, авторы и читатели – тяжело переживают утрату Григория Померанца (1918 - 2013) – великого мыслителя, писателя, интеллигента и мужественного человека, чью гражданскую позицию мы всегда разделяли, нашего многолетнего автора. С уходом Померанца, чей авторитет был непререкаем, начинаешь физически ощущать оскудение духовной, моральной и гуманистической атмосферы и в каком-то смысле нашу незащищенность перед активным наступлением всего того, чему большинство из нас не может дать столь точные определения, какие всегда находил Григорий Соломонович.