Не взлетим, так поплаваем

  • Блоги
  • Евгений Майзель

В рамках специальной программы «Только после полуночи» на фестивале «Меридианы Тихого» была показана радикальная гей-драма «Незнакомец у озера» Алена Гироди. Евгений Майзель считает этот фильм шедевром, чей масштаб выходит далеко за пределы пресловутого «гомосексуального кино».


Несмотря на достаточно солидную фильмографию (с десяток экранизированных сценариев, около десятка короткометражек, несколько актерских работ, четыре полных метра), 49-летний Ален Гироди до сих пор остается неизвестен даже многим профессиональным критикам, не говоря уже о более неискушенном зрителе, и это тот самый случай, когда безвестность прямо пропорциональна высокому (если угодно, элитарному) художественному уровню в сочетании с ярко-выраженной установкой на камерность. Возможно, после попадания последней картины мастера «Незнакомец у озера» (2013) на каннский «Особый взгляд», откуда она увезла приз за лучшую режиссуру (и специальный приз сексуальных меньшинств Queer Palm), эта ситуация изменится.

Сюжет фильма столь же ясен, как его простая, но изысканная эстетика («Я хотел, чтобы в фильме была чистота и естественность. Мы избегали сальностей, банальностей и патетики»). Действие происходит на открытом воздухе, в кадре царит натуральное освещение, игра актеров отличается в первую очередь сдержанностью и достоинством, заставляющими вспомнить героев Брессона и Хичкока. Однажды летом в безмятежный солнечный день на берегу живописного озера, расположенного в уютном, густом лесу, появляется молодой мужчина Франк (Пьер де Ладоншам), похожий на«калифорнийского серфера». Франк замечает, что обнаруженный им нудистский пляж – место съема местных гомосексуалов. С наслаждением искупавшись, он начинает присматриваться к постоянным его обитателям и знакомиться с некоторыми из них. Он быстро обнаруживает, что сюда приходят и постоянные парочки, и случайные любовники, уединяющиеся в лесу, и вуайеристы, и даже один одинокий толстяк, с которым у Франка завязывается общение (но не роман).

STRANGER-BY-THE-LAKE-pic-3
«Незнакомец у озера»

От толстяка Франк узнает, что время от времени здесь тонут люди, и некоторые суеверно объясняют их гибель нападениями гигантских сомов, якобы обитающих в озере. Вскоре Франк и сам становится свидетелем убийства (и фигурантом полицейского расследования); проблема, однако, не в этом, а в том, что убийца – мужчина, к которому Франк неравнодушен.


«Незнакомец у озера», трейлер.

Важная особенность «Незнакомца»: при всей своей классической прозрачности и логической детективной строгости (в картине нет ни одного лишнего кадра, и каждый эпизод ювелирно точен), это еще и по-хорошему вызывающее зрелище. И дело не в наличии максимально откровенных гомоэротических сцен (иначе подобной похвалы заслуживала бы любая порнография), а в том, что эти сцены, и гомоэротика вообще означают здесь нечто гораздо большее, нежели собственно секс, – человеческую близость как таковую, и одновременно недостижимую мечту об этой близости (разделяемую и героем, и автором).

STRANGER-BY-THE-LAKE-pic-2 3
«Незнакомец у озера»

Не следует, впрочем, торопиться интерпретировать нетрадиционную ориентацию персонажей как пикантную, но в целом несущественную деталь. По мысли Гироди (открытого гея, подчеркивающего, что о внутренней природе гетеросексуальных связей он ничего толком не знает), мужчины и женщины глубоко различны, и точно так же различны гетеросексуальные и гомосексуальные взаимоотношения. В последних, по мысли режиссера, принципиально некое исходное равенство обеих сторон. Тем не менее, – и в этом, может быть, главное достижение «Незнакомца», позволяющее говорить о нем как о шедевре, – гейский характер драмы не противоречит ее универсальному посланию о человеческой природе и человеческом же одиночестве. В связи с чем фильм можно смело рекомендовать к просмотру всем ценителям современного авторского кинематографа независимо от их личных сексуальных пристрастий.

Бедные люди. «Голова. Два уха», режиссер Виталий Суслин

№5/6, май-июнь

Бедные люди. «Голова. Два уха», режиссер Виталий Суслин

Лариса Малюкова

Жизнь разбита, а плакать некому. Николай Эрдман Фильм «Голова. Два уха» Виталия Суслина на «Кинотавре» вызвал разноречивые суждения. Некоторые критики увидели в работе с непрофессиональным актером, деревенским простаком Иваном Лашиным манипуляцию, нарушение этических норм. Жюри фильму, являющемуся едва ли не реконструкцией, неожиданно присудило приз за лучший сценарий. Хотелось бы поговорить о странностях любви и нелюбви к картине, вызвавшей разноречивые отзывы. Но прежде всего о самой картине.

Колонка главного редактора

Российская смысловая матрица

07.06.2016

Культуролог Даниил Дондурей о творцах понимания российской жизни. Републикация статьи в газете «Ведомости».

Новости

На XXVII мкф «Послание к человеку» победила «Гармония»

23.09.2017

22 сентября в Театре Комедии им. Акимова (Санкт-Петербург) состоялась церемония закрытия XXVII Международного кинофестиваля «Послание к человеку».