Не взлетим, так поплаваем

  • Блоги
  • Евгений Майзель

В рамках специальной программы «Только после полуночи» на фестивале «Меридианы Тихого» была показана радикальная гей-драма «Незнакомец у озера» Алена Гироди. Евгений Майзель считает этот фильм шедевром, чей масштаб выходит далеко за пределы пресловутого «гомосексуального кино».


Несмотря на достаточно солидную фильмографию (с десяток экранизированных сценариев, около десятка короткометражек, несколько актерских работ, четыре полных метра), 49-летний Ален Гироди до сих пор остается неизвестен даже многим профессиональным критикам, не говоря уже о более неискушенном зрителе, и это тот самый случай, когда безвестность прямо пропорциональна высокому (если угодно, элитарному) художественному уровню в сочетании с ярко-выраженной установкой на камерность. Возможно, после попадания последней картины мастера «Незнакомец у озера» (2013) на каннский «Особый взгляд», откуда она увезла приз за лучшую режиссуру (и специальный приз сексуальных меньшинств Queer Palm), эта ситуация изменится.

Сюжет фильма столь же ясен, как его простая, но изысканная эстетика («Я хотел, чтобы в фильме была чистота и естественность. Мы избегали сальностей, банальностей и патетики»). Действие происходит на открытом воздухе, в кадре царит натуральное освещение, игра актеров отличается в первую очередь сдержанностью и достоинством, заставляющими вспомнить героев Брессона и Хичкока. Однажды летом в безмятежный солнечный день на берегу живописного озера, расположенного в уютном, густом лесу, появляется молодой мужчина Франк (Пьер де Ладоншам), похожий на«калифорнийского серфера». Франк замечает, что обнаруженный им нудистский пляж – место съема местных гомосексуалов. С наслаждением искупавшись, он начинает присматриваться к постоянным его обитателям и знакомиться с некоторыми из них. Он быстро обнаруживает, что сюда приходят и постоянные парочки, и случайные любовники, уединяющиеся в лесу, и вуайеристы, и даже один одинокий толстяк, с которым у Франка завязывается общение (но не роман).

STRANGER-BY-THE-LAKE-pic-3
«Незнакомец у озера»

От толстяка Франк узнает, что время от времени здесь тонут люди, и некоторые суеверно объясняют их гибель нападениями гигантских сомов, якобы обитающих в озере. Вскоре Франк и сам становится свидетелем убийства (и фигурантом полицейского расследования); проблема, однако, не в этом, а в том, что убийца – мужчина, к которому Франк неравнодушен.


«Незнакомец у озера», трейлер.

Важная особенность «Незнакомца»: при всей своей классической прозрачности и логической детективной строгости (в картине нет ни одного лишнего кадра, и каждый эпизод ювелирно точен), это еще и по-хорошему вызывающее зрелище. И дело не в наличии максимально откровенных гомоэротических сцен (иначе подобной похвалы заслуживала бы любая порнография), а в том, что эти сцены, и гомоэротика вообще означают здесь нечто гораздо большее, нежели собственно секс, – человеческую близость как таковую, и одновременно недостижимую мечту об этой близости (разделяемую и героем, и автором).

STRANGER-BY-THE-LAKE-pic-2 3
«Незнакомец у озера»

Не следует, впрочем, торопиться интерпретировать нетрадиционную ориентацию персонажей как пикантную, но в целом несущественную деталь. По мысли Гироди (открытого гея, подчеркивающего, что о внутренней природе гетеросексуальных связей он ничего толком не знает), мужчины и женщины глубоко различны, и точно так же различны гетеросексуальные и гомосексуальные взаимоотношения. В последних, по мысли режиссера, принципиально некое исходное равенство обеих сторон. Тем не менее, – и в этом, может быть, главное достижение «Незнакомца», позволяющее говорить о нем как о шедевре, – гейский характер драмы не противоречит ее универсальному посланию о человеческой природе и человеческом же одиночестве. В связи с чем фильм можно смело рекомендовать к просмотру всем ценителям современного авторского кинематографа независимо от их личных сексуальных пристрастий.

Мы против, но мы за. «Притяжение», режиссер Федор Бондарчук

№5/6, май-июнь

Мы против, но мы за. «Притяжение», режиссер Федор Бондарчук

Игорь Савельев

Чем вдохновлялся Федор Бондарчук, задумывая сверхамбициозный для российского кинематографа экшн «Притяжение», – очевидно. Оба события произошли в 2013 году; оба в той или иной степени оставили след в новейшей отечественной истории: впрочем, на этом сходство и исчерпывается. Первое скорее позабавило россиян, хотя мировые ученые отнеслись к нему очень серьезно. По оценке НАСА, это было падение крупнейшего небесного тела на Землю более чем за сто лет – да, собственно, после нашего же Тунгусского метеорита. Вы уже догадались, что речь о так называе-мом Челябинском метеорите, который взорвался над городом-миллионником.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.