Низзя. «Друзья», режиссер Луи Гаррель

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

24 марта в прокат выходят "Друзья" Луи Гарреля, известного актера и представителя знаменитой кинематографической династии. Беспомощным и курьезным оммажем дедушкиному кино нашла этот полнометражный дебют Зара Абдуллаева.


"Низзя" – так передразнивала Лиля Мурлыкина, героиня одной из "Трех историй" Киры Муратовой, героя-инвалида Олега Табакова, надоевшего беспрестанными запретами не слишком приятной девочке, за которой ему поручено приглядывать. Низзя – даже если ты, Луи Гаррель, сын Филиппа Гарреля и внук Мориса Гарреля, пускаться на полнометражный режиссерский дебют только потому, что свобода желаний никак не ограничена. Луи Г. – преуспевающий актер, в том числе в фильмах своего отца, а также режиссер нескольких короткометражек. 

"Друзья", русский трейлер

Стоит ли использовать блог в жанре "предупреждения"? На фельетон "Друзья" не тянут. Проявив невнимательность, я не заметила имени режиссера, решив, что собралась посмотреть картину его отца – Филиппа.

Дело тут, разумеется, не только в неудаче молодого актера, снявшемся и в своих "Друзьях", – мало ли критики навидались. А в том, насколько семейное (идейное, сюжетное) наследие и окружение Луи повлияли на него, но обернулись пародией на "новую и постновую волну". А также на позднейшие опусы, трактующие уроки революции 68-го года. Луи Гаррель прославился в "Мечтателях" Бертолуччи, и этот, мягко говоря, поверхностный декоративный фильм о давних майских событиях сыграл с потомственным кинематографистом злую шутку.

DEUX AMIS 2"Друзья"

В "Друзьях" Л.Г. перебирает клише фабульных, стилистических, идейных мотивов, которые он усвоил в кино, дорогом для его родного – в широком смысле – круга. От себя ему говорить и снимать пока особенно нечего. Зато у него есть возможность представить заветные приметы отношений персонажей в треугольнике, ответить в предназначенной роли (в "Друзьях") за цинизм, сексапильность, обаяние, разочарования героев других режиссеров из плеяды папиного кино. Объявить о том, что баррикады и страсти 68-го года не сойдут с французских экранов. Для этого Л.Г. врубает в свою картину эпизод съемок фильма о тогдашней революции. Не забывает он – в духе близких по крови предшественников – и о спасительной силе искусства: поэзии или синефилии. Посему награждает своего персонажа Абеля, работника автозаправки, литературными наклонностями.

Вероятно, "Жюль и Джим" не давали покоя Луи Г. так же, как и любовь к фильмам его папы, прежде всего к "Постоянным любовникам", "Ветру в ночи". Но "Друзья" сняты, что удивляет, как оммаж дедушкиному кино (Морис Гаррель, дед Луи, тоже известный актер.) Мысль Шкловского о наследовании литературных школ не от отца к сыну, а от дяди к племяннику не кажется – с легкой поправкой – здесь посторонней.

Итак. Красавица Мона с ближневосточной внешностью (Голшифте Фарахани) выходит из тюрьмы и трусит на работу – она продавщица в привокзальном буфете. Ее преследует безумный не Пьеро, а влюбленный Клеман (Венсан Макен). Девушка сопротивляется напору добряка – вокзальному контролеру билетов. У нее есть тайна. За что сидит Мона на особых условиях (ей надо возвращаться с работы в тюрьму), режиссер утаивает. Таким образом, он "поддерживает" недоумение или напряжение зрителей, отдаваясь реализации иных задач. Его больше занимает не сюжет и не стиль – о них говорить не приходится, а любовь втроем.

Дружба Абеля с Клеманом представляет типажную контрастность авантажного легкомысленного коллекционера телок и стареющего недотепы. В фильме Филиппа Гарреля "Ветер в ночи" за женщину сражались двое мужчин, но гораздо больше перипетий соперников их волновала дискуссия о последствиях революции 68-го года. Герой "Постоянных любовников", пережив революцию, оставался верен не ее идеалам, а непреходящим ценностям: поэзии в его случае.

Гаррель-младший в роли мелкого авантюриста заставляет своего друга – влюбленного простака – вытащить Мону из поезда, везущего ее в тюрьму, о чем знает только зритель, и включает мотор "беспорядочной" импровизации. Режиссер увлечен переменой амплуа ловеласа Абеля, он же сочинитель текстов про "черновик и беловик жизни", настраивающегося по ходу событий на грусть, на печаль, – и недотроги (с восточным бэкграундом) Моны. Их кружение по городу упирается в съемочную площадку, на которой полыхают баррикады той еще революции, а полиция крушит демонстрантов. На задворках съемочной площадки Клеман режет себе вены от несчастной любви. Мона, заглянув в католический храм, усаживается на скамейку и сообщает Абелю, что хочет с ним переспать. Набожная соседка по лавке демонстративно шагает к выходу. И тут Л.Г. проявляет, видимо, на его взгляд, радикальность – разрушает образ загадочной бедняжки-брюнетки, превращая ее прямо таки в фам фаталь. Такая "радикальность" не снилась его предкам по прямой линии и творческой.

DEUX AMIS 3"Друзья"

Короче, дружба "друзей" оказалась под большой угрозой. Зато публика успела заметить режиссерские детали, актуальные для новейшего времени. Например, в клубе Мона вступает в эротический танец с какой-то тетенькой. А в гостинице, где троица – по замыслу Моны – решила переночевать, Л.Г. снимает мимолетную сценку Абеля с портье, имеющего гомосексуальные притязания.

Публике остается еще немного подождать, чтобы все-таки узнать, чем это домашнее кино закончится, что станет с Моной, разгулявшейся на свободе. "Открытыми финалами" Луи не прельщается. Может быть, он усвоил, что для криминального фильма о любви и дружбе они не подходят.

Клинт Иствуд. Побег из реальности. Мастер-класс на Каннском кинофестивале

№4, апрель

Клинт Иствуд. Побег из реальности. Мастер-класс на Каннском кинофестивале

На кинофестивале в Канне показали отреставрированную версию «Непрощенного» Клинта Иствуда. К показу приурочили мастер-класс восьмидесятисемилетнего классика. Ведущий — критик LA Times Кеннет Туран.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

В Москве пройдет ретроспектива фильмов Алена Рене

01.04.2014

Совместно с Французским институтом в России и Посольством Франции в России Музей кино представляет ретроспективу фильмов Алена Рене "In memoriam: Памяти Алена Рене (1922-2014)". В ретроспективу войдут шесть полнометражных и две короткометражные картины режиссера, представляющие разные периоды и стороны его творчества. Все фильмы программы будут показаны с пленки 35 мм.