Ностальгический порыв. «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», режиссер Юхо Куосманен

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

«Неважно, чего от тебя ждут люди. Ищи свое счастье по-своему» – таков прямолинейный и вместе с тем саркастический слоган изящной финской картины, выходящей в прокат 13 апреля. Внимание Зары Абдуллаевы привлекло искусное обращение режиссера-дебютанта c эстетикой кинематографа шестидесятых годов XX века.

 

Олли, пекарь из финского захолустья, готовится к боксерскому матчу на первенство мира в Хельсинки. Победитель восьми из десяти профессиональных поединков, случившихся за его молодую жизнь, он прославился главным образом в любительских чемпионатах.

«Спортивная драма» Юхо Куосманена, который дебютировал в длинном метре фильмом «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», получившим главный приз в каннском «Особом взгляде», а также множество иных наград, – не исчерпывает жанровых интенций режиссера. Черно-белая лента, снятая на 12-мм пленку, – оммаж Куосманена кино 60-х. Его фактуре, перепадам света и тени, лицам, одеждам, белым ночам на излете лета. И, конечно, смыслам, развернутым в простодушном лирическом интермеццо – между тренировками героя с его невестой. Уна Айрола в роли Райи смахивает на Инну Гулая. Ярко Лахти (Олли) очень похож на Алексея Локтева, который шагал по Москве.

Новейшие финские тени в раю, не слишком готовые к победительным маршам, к столичной, но все равно провинциальной рекламной кампании потенциального чемпиона, предпочитают тихие радости в их местной размеренной деревеньке с умилительными свадебными обрядами и нетщеславной повседневностью.

The Happiest Day in the Life of Olli Maki 1«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

Олли, невысокого неамбициозного простака, прочат в национальные герои. Устраивают фотоссесию с шикарной манерной моделью, подкладывая скамеечку под ноги, чтоб он «вышел» ростом рядом с ней. Приглашают на вечеринку со спонсорами, увядшими богатыми дамами, а он спешит к телефону, чтобы в неподходящий для карьеры момент поговорить с Райей. Группка комических, на сегодняшний взгляд, документалистов призвана запечатлеть будни будущего чемпиона во время подготовки к матчу – судьбоносному для страны, но не для Олли. Жена менеджера, поставившего на Олли, рвет и мечет, поскольку ее набриолиненный муж, поклонник Элвиса Пресли, потратил все семейные деньги на рискованное предприятие. Олли же следует сбросить килограммы, чтобы соответствовать полулегкому весу. Для этого он до обморока парится в бане, стирает в кровь ноги на беговой дорожке, мечтая лишь о девушке своей мечты, к которой срывается прямо с тренировки. Олли достал «цирк» – иначе говоря, парадные фото, идиотские улыбки, встречи с нужными людьми, пресс-конференции и прочие атрибуты славной жизни, которую, надо признать, Куосманен снимает тщательно, подробно, но и откровенно иронически.

The Happiest Day in the Life of Olli Maki 3«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

Это состояние – находиться внутри избранного времени и на дистанции от него – составляет скромное обаяние картины и ее типажных героев, персонажей фона. Главное, что, очевидно, прельстит в фильме публику, – это завороженное внимание режиссера, он же сценарист, к стилистике шестидесятых, на которые вдруг проклюнулась не вполне артикулированная мода. Сценка в автобусе, где сидит «простоволосая» Райя, а впереди нее – столичная финская штучка с прической (начесом), побудившая провинциалку из Кокколы побежать в парикмахерскую, а, вылетев из нее, разрушить все же не свойственную ей красоту ухоженных волос, – возможно, самая трогательная в этом фильме.

The Happiest Day in the Life of Olli Maki 2«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

Да, победитель не получает ничего. А проигравший – прогулку по хельсинской набережной босоножки Райи с любителем (не только в боксерском бизнесе) Олли. Прогулка, естественно, белой ночью или на рассвете – в числе тех упований, которые теперь никому из распорядителей гонки за славой у этой парочки не отнять.

«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», трейлер

Тоска по прошлому, ностальгия по стилю сочетается с неброским юмором режиссера. Свой трепет и юмор он в основном внедряет в изображение. Олли видит в витрине магазина свое рекламное фото с моделью и брезгливо отшатывается; знойная блондинка встречает на аэродроме чернокожего соперника Олли и вынуждена поцеловать его трижды, так как у фотографа нелады с камерой. Но Куосменен позволяет себе и ироничные диалоги, когда, например, полукарикатурные дельцы, у которых менеджер одалживает деньги на подготовку чемпиона, вопрошают, не коммунист ли будущий национальный герой. И получают ответ, что он «пекарь». У Аки Каурисмяки он был бы «булочник». Дьявольская разница. Она заключена в обращении со временем действия фильмов и с теми смыслами, которые побуждают режиссеров предпочитать ретро-мелодии, винтажные авто и аксессуары – новейшим. У Каурисмяки предпочтения такого рода свидетельствуют о непрерывном времени. Зато его героям предназначено испытывать боль, травмы, солидарность, разочарования в коллизиях, не обусловленных исключительно физической реальностью, запечатленной на экране. Его интересует метафизика повседневности. Юхо же Куосменен пока озабочен реконструкцией духа и цвета избранного – потерянного – времени. Воспроизведением лирического настоя в линейной, хорошо рассказанной и вполне мейнстримной истории. Это противоречие опознает в нем современного режиссера, склонного, однако, к неповерхностным стилизаторским замашкам.

Квадратура круга. Канн-2017: главные тенденции

№4, апрель

Квадратура круга. Канн-2017: главные тенденции

Антон Долин, Евгений Гусятинский

АНТОН ДОЛИН. Это первая каннская беседа, которую мы проводим без Даниила Дондурея. Меня всегда восхищало в нем то, что уже во время фестиваля он умудрялся видеть – иногда, может, воображаемую – каннскую драматургию. Она часто была спонтанной. Это не всегда была драматургия, которую выстроила, условно говоря, программная дирекция фестиваля.

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

Студия Disney приобрела LucasFilm Ltd

31.10.2012

30 октября 2012 года студия Disney объявила о приобретении компании LucasFilm Ltd, единственный, теперь уже бывший владелец которой – Джордж Лукас, создавший на ее базе шесть эпизодов фантастической франшизы «Звездные войны».