О скитаниях вечных и о Земле

  • Блоги
  • Нина Цыркун

После того, как в результате планетарного продовольственного кризиса Земля начала превращаться в место, непригодное для обитания, группа астронавтов с Мэттью Макконахи в главной роли отправляется в опасное космическое путешествие, чтобы найти человечеству другое жилье. О новой 170-мнутной футурологической картине Кристофера Нолана «Интерстеллар» рассказывает Нина Цыркун.


Типичная ситуация старой недоброй научной фантастики. Земля будет безвидна и пуста, как до сотворения мира. Все к этому идет. Несмотря на старания людей, картошка уже не растет в Ирландии, а в штатах американского «кукурузного пояса» не родится пшеница. Страшные пыльные бури губят посевы, и в домах, накрывая стол, тарелки и чашки ставят вверх донышком – что не запылись, пока семья рассаживается по местам. Человечеству грозит вымирание; оно, конечно, само в этом виновато, но речь не об этом, а о том, придет ли спасение, в которое, похоже, уже не верят. В последних отчаянных попытках люди отказываются от всех «ненужных» вещей: даже инженеры более не востребованы, не говоря о гуманитариях; все на сельхозработы! Прошлое стремительно забывается; на месте исторических фактов воцаряются мифы. Ответственные за образование чиновники втолковывают американцам, что не было никакого «Аполло», и Нил Армстронг не высаживался на Луне – то была инсценировка, сфальсифицированная ради того, чтобы заставить Советский Союз разориться и рухнуть под непосильным бременем космических программ. Вдовец Купер (Мэтью МакКонахи), бывший инженер НАСА, с двумя детьми-подростками живет теперь на ферме своего тестя, тщетно пытаясь спасти урожай и тоскуя по прежней работе. Случай помогает ему попасть на секретную лабораторию уже упраздненной НАСА, где силами энтузиастов готовится миссия спасения…

«Интерстеллар», трейлер

Завязка – да и сам основной конфликт фантастического фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» – по сути своей чрезвычайно сходны с теми, что задействованы в культовой дилогии Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной». (Моя фантазия не позволяет домыслить, что сценарист Джонатан и режиссер Кристофер Ноланы видели эту дилогию; сходство здесь, так сказать, системное.) Там ведь тоже поначалу говорилось о том, что на Земле стремительно исчезают многие виды животных и растений, надо на всякий случай искать новое пристанище где-нибудь в космических далях, и набирается экипаж «отроков» для путешествия в полвека, чтобы к концу путешествия они были еще в силе. Однако, достигнув скорости света, в силу «парадокса Эйнштейна» юные космонавты и вовсе не взрослеют, им по-прежнему 13-14 лет в отличие от одноклассников, которым уже 40. Притом советский фильм 70-х, быстро выруливший из вероятностей грустных прогнозов, был преисполнен оптимизма, чего не скажешь о картине Нолана.

Interstellar-2«Интерстеллар»

Кстати, оптимизмом был проникнут и фильм Филипа Кауфмана «Парни что надо!» 1983 года, краткая история американской астронавтики вплоть до полета на Луну. Там героем был реальный человек – летчик-испытатель Чак Игер (в исполнении Сэма Шепарда) с обаятельной улыбкой, почти как у Юрия Гагарина. Купер в фильме Нолана – как будто Игер, попавший в недалекое наше будущее. Ставший ненужным, уже без улыбки, но получивший шанс снова стать героем, о котором, возможно, никто никогда и не узнает. Кроме его семьи, которую ему придется оставить ради выполнения миссии по спасению человечества.

Interstellar-3«Интерстеллар»

Подобно героям «Москвы…», экипаж звездолета «Эндьюранс» должен «прогрызть дырку в пространстве», то есть проникнуть через «кротовую дыру» к мирам, которые, возможно, способны приютить землян. Авторы фильма не побоялись нагрузить зрителя умными соображениями насчет черных дыр, гравитационной сингулярности и прочих премудростей астрофизики. Название космического корабля Endurance означает не только «стойкость», но и «выдержка продолжительностью». Почти три часа – это испытание длительностью зритель под гипнотическим воздействием прекрасного и страшного космоса, снятого пленочной камерой, а потому ощутимо вещественного, проходит не замечая времени. В напряжении держат, конечно, аттракционы с гигантскими водяными валами или ловушками ледяной пустыни далеких планет, с причудливыми сюрпризами искривленного пространства (работа оператора Хойте Ван Хойтемы). Но, пожалуй, еще сильнее притяжение «черной дыры» переживаний Купера и его умницы-напарницы Амелии (Энн Хатауэй). В отличие от чеканных героев «Стар Трека» и им подобных, Купер испытывает не гордость за возложенную на него миссию, а тоску одиночества, разочарование (в том числе в коллегах) и сомнения насчет того, имел ли он право оставить детей на старика-тестя ради блага всего человечества. Теперь вот он бессильно следит за их радостями и горестями во время сеансов односторонней связи раз в десятки лет.

Interstellar-4«Интерстеллар»

Кристофер Нолан с братом-сценаристом Джонатаном свою миссию, видимо, видят в том, чтобы превращать цельных эпических героев без страха и упрека в романные персонажи с болезненным надломом. Так было с Бэтменом, переродившемся в их руках в мрачного Темного рыцаря, так произошло и с условным Чаком Игером, попавшем во времена, не столь отдаленные от наших. В них-то, скорее всего, все и дело.

Параутопия. «По ту сторону надежды», режиссер Аки Каурисмяки

№2, февраль

Параутопия. «По ту сторону надежды», режиссер Аки Каурисмяки

Зара Абдуллаева

Из трюма торгового судна вылезает замордованный угольной пылью человек. Вскоре выяснится, что этот черный – сириец. А пока он направляется в общественный туалет, где руки черного работника-невидимки выдают ему полотенце и мыло. Грязный путешественник принимает душ, восстанавливает лицо и сдается полиции Хельсинки в надежде на новую жизнь.

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

Новости

Завершился 66-й Каннский фестиваль

26.05.2013

26 мая на Лазурном берегу завершается 66-й Каннский фестиваль. Жюри основного конкурса, возглавляемое режиссером Стивеном Спилбергом, распределило призы следующим образом.  Золотая пальмовая ветвь: Абдельлатиф Кешиш («Голубой самый теплый цвет (Жизнь Адели. Части 1 и 2)»)  Гран-при: Джоэл и Итан Коэны («Внутри Льюина Дэвиса»)  Лучшая мужская роль:Брюс Дерн («Небраска», режиссер Александр Пейн)