О скитаниях вечных и о Земле

  • Блоги
  • Нина Цыркун

После того, как в результате планетарного продовольственного кризиса Земля начала превращаться в место, непригодное для обитания, группа астронавтов с Мэттью Макконахи в главной роли отправляется в опасное космическое путешествие, чтобы найти человечеству другое жилье. О новой 170-мнутной футурологической картине Кристофера Нолана «Интерстеллар» рассказывает Нина Цыркун.


Типичная ситуация старой недоброй научной фантастики. Земля будет безвидна и пуста, как до сотворения мира. Все к этому идет. Несмотря на старания людей, картошка уже не растет в Ирландии, а в штатах американского «кукурузного пояса» не родится пшеница. Страшные пыльные бури губят посевы, и в домах, накрывая стол, тарелки и чашки ставят вверх донышком – что не запылись, пока семья рассаживается по местам. Человечеству грозит вымирание; оно, конечно, само в этом виновато, но речь не об этом, а о том, придет ли спасение, в которое, похоже, уже не верят. В последних отчаянных попытках люди отказываются от всех «ненужных» вещей: даже инженеры более не востребованы, не говоря о гуманитариях; все на сельхозработы! Прошлое стремительно забывается; на месте исторических фактов воцаряются мифы. Ответственные за образование чиновники втолковывают американцам, что не было никакого «Аполло», и Нил Армстронг не высаживался на Луне – то была инсценировка, сфальсифицированная ради того, чтобы заставить Советский Союз разориться и рухнуть под непосильным бременем космических программ. Вдовец Купер (Мэтью МакКонахи), бывший инженер НАСА, с двумя детьми-подростками живет теперь на ферме своего тестя, тщетно пытаясь спасти урожай и тоскуя по прежней работе. Случай помогает ему попасть на секретную лабораторию уже упраздненной НАСА, где силами энтузиастов готовится миссия спасения…

«Интерстеллар», трейлер

Завязка – да и сам основной конфликт фантастического фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» – по сути своей чрезвычайно сходны с теми, что задействованы в культовой дилогии Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной». (Моя фантазия не позволяет домыслить, что сценарист Джонатан и режиссер Кристофер Ноланы видели эту дилогию; сходство здесь, так сказать, системное.) Там ведь тоже поначалу говорилось о том, что на Земле стремительно исчезают многие виды животных и растений, надо на всякий случай искать новое пристанище где-нибудь в космических далях, и набирается экипаж «отроков» для путешествия в полвека, чтобы к концу путешествия они были еще в силе. Однако, достигнув скорости света, в силу «парадокса Эйнштейна» юные космонавты и вовсе не взрослеют, им по-прежнему 13-14 лет в отличие от одноклассников, которым уже 40. Притом советский фильм 70-х, быстро выруливший из вероятностей грустных прогнозов, был преисполнен оптимизма, чего не скажешь о картине Нолана.

Interstellar-2«Интерстеллар»

Кстати, оптимизмом был проникнут и фильм Филипа Кауфмана «Парни что надо!» 1983 года, краткая история американской астронавтики вплоть до полета на Луну. Там героем был реальный человек – летчик-испытатель Чак Игер (в исполнении Сэма Шепарда) с обаятельной улыбкой, почти как у Юрия Гагарина. Купер в фильме Нолана – как будто Игер, попавший в недалекое наше будущее. Ставший ненужным, уже без улыбки, но получивший шанс снова стать героем, о котором, возможно, никто никогда и не узнает. Кроме его семьи, которую ему придется оставить ради выполнения миссии по спасению человечества.

Interstellar-3«Интерстеллар»

Подобно героям «Москвы…», экипаж звездолета «Эндьюранс» должен «прогрызть дырку в пространстве», то есть проникнуть через «кротовую дыру» к мирам, которые, возможно, способны приютить землян. Авторы фильма не побоялись нагрузить зрителя умными соображениями насчет черных дыр, гравитационной сингулярности и прочих премудростей астрофизики. Название космического корабля Endurance означает не только «стойкость», но и «выдержка продолжительностью». Почти три часа – это испытание длительностью зритель под гипнотическим воздействием прекрасного и страшного космоса, снятого пленочной камерой, а потому ощутимо вещественного, проходит не замечая времени. В напряжении держат, конечно, аттракционы с гигантскими водяными валами или ловушками ледяной пустыни далеких планет, с причудливыми сюрпризами искривленного пространства (работа оператора Хойте Ван Хойтемы). Но, пожалуй, еще сильнее притяжение «черной дыры» переживаний Купера и его умницы-напарницы Амелии (Энн Хатауэй). В отличие от чеканных героев «Стар Трека» и им подобных, Купер испытывает не гордость за возложенную на него миссию, а тоску одиночества, разочарование (в том числе в коллегах) и сомнения насчет того, имел ли он право оставить детей на старика-тестя ради блага всего человечества. Теперь вот он бессильно следит за их радостями и горестями во время сеансов односторонней связи раз в десятки лет.

Interstellar-4«Интерстеллар»

Кристофер Нолан с братом-сценаристом Джонатаном свою миссию, видимо, видят в том, чтобы превращать цельных эпических героев без страха и упрека в романные персонажи с болезненным надломом. Так было с Бэтменом, переродившемся в их руках в мрачного Темного рыцаря, так произошло и с условным Чаком Игером, попавшем во времена, не столь отдаленные от наших. В них-то, скорее всего, все и дело.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

В Москве пройдет ретроспектива Отара Иоселиани

07.02.2014

К 80-летнему юбилею Отара Иоселиани Музей кино организует ретроспективу фильмов режиссера. Все фильмы будут показаны с пленки 35 мм. Стоимость билета – 100 рублей. Показы пройдут с 12 по 27 февраля в кинозале Общественного центра имени Моссовета по адресу Москва, Преображенская площадь, д. 12, станция метро «Преображенская площадь» (последний вагон из центра). Расписание показов и информацию о фильмах смотрите на сайте www.museikino.ru.