Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Отец и солдаты - Искусство кино

Отец и солдаты

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На экраны вышел «Искатель воды» – исторический фильм режиссера Рассела Кроу, в котором персонаж Рассела Кроу ищет своих сыновей, растаявших в дыму Первой мировой. Признав, что зрелище это относительно бесхитростное и непретенциозное, Нина Цыркун все-таки нашла, за что высоко оценить картину.


Такое кино и следовало ожидать от режиссерского дебюта Рассела Кроу: без всякого замаха на новое слово в художественной культуре, мужественное, миролюбивое, немного сентиментальное, можно сказать – пацифистское. Кроу – идеал сильного мужчины, который обязательно должен быть незлобивым и незлопамятным. Бывают, конечно, и злые сильные мужчины, но это, как говорил персонаж пьесы Островского, уже другой сорт-с.

«Искатель воды» приурочен к столетию событий, о которых идет речь, то есть к одной из самых кровопролитных битв Первой мировой войны. Было это на территории Турции, на полуострове Галлиполи, где Антанта вела бои против Османской империи. Хоть Россия и входила в блок Антанты до большевистского переворота, и ей даже обещали отдать в случае успеха этой кампании Константинополь и проливы, у нас об этой странице истории широкая публика знает мало, как и вообще обо всем, что происходило на фронтах мировых войн без активного участия российских войск. Ведь, если честно признаться, то и о высадке союзников (ныне называемых «партнерами») в Нормандии во время Второй мировой эта самая широкая публика узнала разве что благодаря рядовому Райану. Для австралийцев и новозеландцев Галлиполи – это почти то же, что для нас, к примеру, Севастополь. Одним из первых на экране рассказал об этой боевой операции Питер Уир в 1981 году; в нашем прокате его «Галлиполи» не было. Там, конечно, рассказывалось и о битве 7 августа 1915 года, где участвовал австралийский и новозеландский корпус АНЗАК, в составе которого воевали трое сыновей Джошуа Коннора, героя Рассела Кроу.

The-Water-Diviner-2«Искатель воды»

«Искатель воды» – фильм не о войне, а о том, как она отзывается на судьбах и душах людей. Толчком для написания сценария стала строчка из одного подлинного письма военных времен о том, как один отец из Австралии в поисках сына добрался до турецкого берега. Когда туда попал экранный фермер Джошуа Коннор, выяснилось, что официальные лица Британской империи, за которую ушли воевать его сыновья, только и могут, что чинить ему препятствия, и парадоксальным образом как раз бывшие враги станут ему помогать. Свою роль сыграет еще и такой мистический момент, как способность Джошуа чуять воду; оказалось, что она может и по-другому пригодиться.

Для упомянутых официальных лиц военные потери – дело статистики и утилизации. Вторая мировая кроме всего прочего стала первой, после которой убитых стали опознавать и хоронить под своими именами. А раньше просто сбрасывали в общий ров, присыпали известью и закапывали. Ну и ежели Артур, Эдвард и Томас Конноры были убиты в ходе Дарданелльской кампании, их идентифицируют и персональный столбик над могилками поставят; а вы, папаша, езжайте домой, мы вам билетик купим за казенный счет и присмотрим, чтобы вы не опоздали на паром. Но Джошуа не послушался. Его воспитанные отцом на «героической ерунде» дети ушли воевать не за земли (им своей хватало), а «за принцип», теперь и ему пришел черед идти на принцип: человек из доминиона отстаивает свое право перед чиновниками метрополии. Ему почему-то надо найти и если придется, то похоронить сыновей в родной земле.

«Искатель воды», трейлер

Этой «иррациональной» идеей и движется вполне предсказуемый сюжет, разбитый на блоки, будто взятые напрокат из множества других фильмов и не обязательно связанных с военной тематикой. К примеру, линия Джошуа – хозяйка гостиницы, потерявшая на войне мужа Айша (Ольга Куриленко) отсылает к мелодраме «Хороший год» Ридли Скотта, где герой того же Рассела Кроу тоже приезжал издалека в чужие края и встречал местную красавицу (Марион Котийяр). Жанрово разнородные эпизоды, уводящие то в драматическую и даже трагическую, то в романтическую, лирическую или в мистическую сторону держатся в основном на харизме Рассела Кроу, новозеландско-австралийского брата нашего Серго Закариадзе, сыгравшего в фильме «Отец солдата» такого же крестьянина, только из кахетинской деревни, отправившегося к раненому сыну на фронт.

The-Water-Diviner-3«Искатель воды»

Вполне традиционный и безыскусный «Искатель воды» лавров за пределами родной ойкумены не стяжает (Австралийский киноинститут премировал его как лучший фильм – святое дело), но все равно есть за что сказать спасибо режиссеру, выбравшему именно этот сюжет для дебюта – ведь с его-то авторитетом мог бы что угодно своим престижем осенить. Однако я, к примеру, не помню, чтобы кто-то из наших режиссеров посвятил свой военный фильм всем жертвам войны; а Рассел Кроу, рассказав, казалось бы, частную историю, сделал именно так – посвятил «Искателя воды» всем павшим на Первой мировой, всем воевавшим и всем мирным людям, всем 37-ти миллионам жертв безумия. Благородный жест сильного человека.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На ТВ-3 стартует телеверсия журнала о кинематографе «Искусство кино»

19.04.2018

20 апреля на телеканале ТВ-3 стартует совместный проект c журналом «Искусство кино». В студии побывают продюсер Фёдор Бондарчук, актрисы Яна Троянова и Мария Шалаева, режиссёры Алексей Герман, Алиса Хазанова, Сергей Мокрицкий и многие другие.