Отец и солдаты

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На экраны вышел «Искатель воды» – исторический фильм режиссера Рассела Кроу, в котором персонаж Рассела Кроу ищет своих сыновей, растаявших в дыму Первой мировой. Признав, что зрелище это относительно бесхитростное и непретенциозное, Нина Цыркун все-таки нашла, за что высоко оценить картину.


Такое кино и следовало ожидать от режиссерского дебюта Рассела Кроу: без всякого замаха на новое слово в художественной культуре, мужественное, миролюбивое, немного сентиментальное, можно сказать – пацифистское. Кроу – идеал сильного мужчины, который обязательно должен быть незлобивым и незлопамятным. Бывают, конечно, и злые сильные мужчины, но это, как говорил персонаж пьесы Островского, уже другой сорт-с.

«Искатель воды» приурочен к столетию событий, о которых идет речь, то есть к одной из самых кровопролитных битв Первой мировой войны. Было это на территории Турции, на полуострове Галлиполи, где Антанта вела бои против Османской империи. Хоть Россия и входила в блок Антанты до большевистского переворота, и ей даже обещали отдать в случае успеха этой кампании Константинополь и проливы, у нас об этой странице истории широкая публика знает мало, как и вообще обо всем, что происходило на фронтах мировых войн без активного участия российских войск. Ведь, если честно признаться, то и о высадке союзников (ныне называемых «партнерами») в Нормандии во время Второй мировой эта самая широкая публика узнала разве что благодаря рядовому Райану. Для австралийцев и новозеландцев Галлиполи – это почти то же, что для нас, к примеру, Севастополь. Одним из первых на экране рассказал об этой боевой операции Питер Уир в 1981 году; в нашем прокате его «Галлиполи» не было. Там, конечно, рассказывалось и о битве 7 августа 1915 года, где участвовал австралийский и новозеландский корпус АНЗАК, в составе которого воевали трое сыновей Джошуа Коннора, героя Рассела Кроу.

The-Water-Diviner-2«Искатель воды»

«Искатель воды» – фильм не о войне, а о том, как она отзывается на судьбах и душах людей. Толчком для написания сценария стала строчка из одного подлинного письма военных времен о том, как один отец из Австралии в поисках сына добрался до турецкого берега. Когда туда попал экранный фермер Джошуа Коннор, выяснилось, что официальные лица Британской империи, за которую ушли воевать его сыновья, только и могут, что чинить ему препятствия, и парадоксальным образом как раз бывшие враги станут ему помогать. Свою роль сыграет еще и такой мистический момент, как способность Джошуа чуять воду; оказалось, что она может и по-другому пригодиться.

Для упомянутых официальных лиц военные потери – дело статистики и утилизации. Вторая мировая кроме всего прочего стала первой, после которой убитых стали опознавать и хоронить под своими именами. А раньше просто сбрасывали в общий ров, присыпали известью и закапывали. Ну и ежели Артур, Эдвард и Томас Конноры были убиты в ходе Дарданелльской кампании, их идентифицируют и персональный столбик над могилками поставят; а вы, папаша, езжайте домой, мы вам билетик купим за казенный счет и присмотрим, чтобы вы не опоздали на паром. Но Джошуа не послушался. Его воспитанные отцом на «героической ерунде» дети ушли воевать не за земли (им своей хватало), а «за принцип», теперь и ему пришел черед идти на принцип: человек из доминиона отстаивает свое право перед чиновниками метрополии. Ему почему-то надо найти и если придется, то похоронить сыновей в родной земле.

«Искатель воды», трейлер

Этой «иррациональной» идеей и движется вполне предсказуемый сюжет, разбитый на блоки, будто взятые напрокат из множества других фильмов и не обязательно связанных с военной тематикой. К примеру, линия Джошуа – хозяйка гостиницы, потерявшая на войне мужа Айша (Ольга Куриленко) отсылает к мелодраме «Хороший год» Ридли Скотта, где герой того же Рассела Кроу тоже приезжал издалека в чужие края и встречал местную красавицу (Марион Котийяр). Жанрово разнородные эпизоды, уводящие то в драматическую и даже трагическую, то в романтическую, лирическую или в мистическую сторону держатся в основном на харизме Рассела Кроу, новозеландско-австралийского брата нашего Серго Закариадзе, сыгравшего в фильме «Отец солдата» такого же крестьянина, только из кахетинской деревни, отправившегося к раненому сыну на фронт.

The-Water-Diviner-3«Искатель воды»

Вполне традиционный и безыскусный «Искатель воды» лавров за пределами родной ойкумены не стяжает (Австралийский киноинститут премировал его как лучший фильм – святое дело), но все равно есть за что сказать спасибо режиссеру, выбравшему именно этот сюжет для дебюта – ведь с его-то авторитетом мог бы что угодно своим престижем осенить. Однако я, к примеру, не помню, чтобы кто-то из наших режиссеров посвятил свой военный фильм всем жертвам войны; а Рассел Кроу, рассказав, казалось бы, частную историю, сделал именно так – посвятил «Искателя воды» всем павшим на Первой мировой, всем воевавшим и всем мирным людям, всем 37-ти миллионам жертв безумия. Благородный жест сильного человека.

Мы против, но мы за. «Притяжение», режиссер Федор Бондарчук

№5/6, май-июнь

Мы против, но мы за. «Притяжение», режиссер Федор Бондарчук

Игорь Савельев

Чем вдохновлялся Федор Бондарчук, задумывая сверхамбициозный для российского кинематографа экшн «Притяжение», – очевидно. Оба события произошли в 2013 году; оба в той или иной степени оставили след в новейшей отечественной истории: впрочем, на этом сходство и исчерпывается. Первое скорее позабавило россиян, хотя мировые ученые отнеслись к нему очень серьезно. По оценке НАСА, это было падение крупнейшего небесного тела на Землю более чем за сто лет – да, собственно, после нашего же Тунгусского метеорита. Вы уже догадались, что речь о так называе-мом Челябинском метеорите, который взорвался над городом-миллионником.

Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.

Новости

В Москве пройдет фестиваль короткометражных фильмов «Дебютное кино»

23.11.2012

В столице в шестой раз состоится Московский Фестиваль Короткометражных Фильмов «Дебютное кино». Фильмы будут демонстрироваться в кинотеатрах «Художественный», «Звезда», «Факел» и «Круговая панорама». Конкурсная программа включает в себя игровое, документальное, анимационное кино и экспериментальное кино.