Памятное – важнейшее – любимейшее кино 2016 года

  • Блоги
  • "Искусство кино"

Какими главными фильмами запомнился минувший 2016 год? Свои ответы нам прислали Зара Абдуллаева, Андрей Василенко, Евгений Гусятинский, Антон Долин, Евгений Майзель, Борис Нелепо, Андрей Плахов, Денис Рузаев, Вадим Рутковский, Вика Смирнова, Елена Стишова, Стас Тыркин, Нина Цыркун, Вячеслав Черный, Петр Шепотинник. Изучаем, сравниваем, спорим, берем на заметку.

Число картин, принцип отбора, комментарии (или их отсутствие) мы оставили на усмотрение отвечающих. Авторская орфография иноязычных, в особенности экзотических, имен и фамилий тоже в основном сохранена. 

 

ЗАРА АБДУЛЛАЕВА, критик, обозреватель журнала «Искусство кино» 

01. "Сьераневада", Кристи Пую
02. "Море в огне", Джанфранко Рози
03. "Сафари", Ульрих Зайдль
04. "В лучах солнца", Виталий Манский
05. "Неоновый демон", Николас Виндинг Рефн
06. "Еще один год", Шензе Жу (Shengze Zhu)
07. "Сын Иосифа", Эжен Грин
08. "Конец", Гийом Никлу
09. "Улыбающийся человек" (Hymyilevä mies), Юхо Куосманен
10. "Дни во Франции", Жером Рейбо
11. "В тихом омуте", Брюно Дюмон

best 2016 SieraNevada"Сьераневада", Кристи Пую

 

АНДРЕЙ ВАСИЛЕНКО, критик, куратор программ МКФ «Меридианы Тихого»

Разлад – имя уходящего года. Не в качестве темы, и уж тем более не как диагноз реальности, осмысленной и перенесенной на экран волей кинематографистов. Разлад, как метод, некой базисной предпосылкой, фундирующей силой которого, является намеренный отказ гармонического синтеза между сюжетами, темами и репрезентационными режимами. Лучшие фильмы года, на мой взгляд, в лице своих создателей предельно амбициозны и стремятся вновь поставить самые серьезные вопросы, намеренно лишены масштабности и размашистой событийности. Пространство размышления ограничивается камерным повествованием и скромной драматургией. Бесспорно, сам метод не претендует на инновативность, но именно в этом году, именно в этом году он стал самым продуктивным, обеспечив появление ярких, запоминающихся высказываний.  

1. "Стоять прямо", Ален Гироди
Гироди посвятил себя тяжелому труду – создавать неконвенциональную  антологию «сопротивления». Сопротивления, как выбора быть собой, как внутренней необходимости ускользать из цепких лап установлений и нормативных актов. «Стоять прямо» - это, безусловно, манифест, что уже заложено в самом названии фильма. Но это манифест, каждый образ, каждое слово в котором преисполнено робостью, парадоксальным стремлением быть не услышанным и тем самым зазвучать еще пронзительней в потоке высказываний, дабы сохраниться до лучших времен.

2. "Смерть Людовика XIV", Альберт Серра
Мыслить переход, смену мировоззренческих концептов, определяющих саму суть исторической реальности – магистральная линия, которой описывается фильмография Альберта Серры. Отказываться от масштабного, наполненного коллизиями сюжета, эсхатологического  напряжения и громогласных стенаний  – метод, посредством которого режиссер рассуждает. Его последняя лента – историко-философский трактат, в котором автор вновь сдвигает повествовательный фокус. Вместо многослойной событийности тихое угасание персоналии, олицетворяющей великую эпоху во всем ее многообразии, под аккомпанемент пульсирующей растерянности тех, кому нет места в будущем. Более изощренного и концептуально емкого способа производства знания об Истории на данный момент вообразить сложно.  

3. "Сьераневада", Кристи Пуйю
Кристи Пую, подобно Альберту Серра тематизирует "завершение", условное умирание – процессуально разнообразное и неотвратимое, отнимающее надежду на будущее и продуцирующее пресловутый ужас перед самой необходимостью жить. Многослойный конфликт разворачивающийся между членами семьи, нарастающая лавина противоречий, чья природа определяется безысходностью, намеренно запирается в герметичное пространство неуютной квартиры – микромодели мира, лишенного эволюционных перспектив.

4. "Колыбельная скорбной тайне", Лав Диас
Меланхоличный протест против «нищеты» исторического нарратива – системы организации знания о прошлом, которой так и  не суждено поведать об ускользающей, растворяющейся в потоке времени реальности. Лав Диас написал очередную главу своей неконвенциональной летописи – главу пронзительную и важную не только для самого режиссера, помышляющего свою миссию в том, чтобы вскрыть все травмы собственной страны, изжив их посредством художественного жеста. Но и вновь акцентировать необходимость познания, очертить требование вновь и вновь оглядываться назад, дабы приблизиться к пониманию современности.

5. "Еще один год", Щенцзе Чжу (Шензе Жу; Shengze Zhu)
Мучительное путешествие по просторам угнетающей повседневности китайской семьи – собирательного портрета современного пролетария, который был выброшен на периферию социальной Ойкумены, так и не став свидетелем светлого будущего. Сюжет, безусловно, банальный, можно даже применить совсем уж нелитературный эпитет - «нафталиновый». Такие фильмы – всегда на находят отклик у фестивальных кураторов и пресыщенной публики, чья страсть вглядываться в чужие страдания, уже стала родовой характеристикой синефилии. Однако, режиссер, намеренно ограничив себя в использовании богатого арсенала выразительных приемов, предприняла смелую попытку принудить зрителя к вживанию в опыт героев.  

6. "Непрерывность", Омер Фаст
Прежде известный своими политизированными видеоинсталляциями, израильский художник Омер Фаст официально осваивает кинематографическое пространство. "Непрерывность" - расширенная версия его одноименного видео, посвященная слабости современного человека, который утратил способностью достойно принимать удары судьбы, полагаясь на товарно-денежные отношения в качестве универсальной панацеи. Через такой сюжет автор, тем временем, находит возможность вопрошать о самых болезненных и неразрешимых вопросах: что же такое реальность и как не стать жертвой патологического эскапизма, который нависает дамокловым мечом над современным человеком?

7. "Кильватерный след", Джон Джанвито
Масштабное полотно о трагедии, которой нет места в архиве Большой Истории – подлинный, очищенный от мельчайших намеков на морализм, монумент антиколлониализму.  Этот ригористский, наполненный не совсем объяснимой одержимостью все же ощутить зловонное дыхание истины, жест – есть не что иное, как стремление вывести кинематограф за пределы художественной автономии. Джанвито, подобно гениальному археологу, сшивает фрагментированную картину прошлого с реальностью текущего момента, центральная повестка которого выступить в неравную схватку с забвением.  

8. "Водолей", Клебер Мендонса Фильо
Удивляющая своей неподдельной скромностью драма, воспевающая дух сопротивления - витальный и пробуждающий от сомнамбулического состояния обыденной жизни. Клебер Мендонса Фильо и исполнительница главной роли Соня Брага создали экранный портрет "персональной революции" - изящной композиции, вновь изобличающей болезненные стороны мира победившего неолиберализма и актуализирующего вопрос о человеческом, как бесконечного преодоления собственной инертности.

9. "Родина: Ирак, год нулевой", Аббас Фахдель
Продолжительный кино-коллаж, собранный из семейного видео-архива, охватывающий события перед американским вторжением в 2003 году и сразу после него. Через серию незамысловатых сюжетов обыденной жизни, режиссер панорамирует трагические изменения в жизни людей, изменение парадигм политических высказываний и разрушительные последствия войны, которой, как теперь кажется уже не будет конца.

10. "Дни во Франции", Жером Рейбо
Наследник Поля Веккиали и Жана-Клода Бьетта по своему обновляет скромную поэтику выдающихся французов, сняв незамысловатое по сюжетным коллизиям наблюдение о путешествии молодого человека по имени Пьер. После разрыва с любовником герой отправляется колесить по Французской провинции, скрашивая бесцельное блуждание сексом со случайными партнерами. Режиссер создает практически социологическое исследование, движущей силой которого становится чистой воды "вынужденный гедонизм" и пресыщенность жизнью.

 

best 2016 another year"Еще один год", Шензе Жу

 

ЕВГЕНИЙ ГУСЯТИНСКИЙ, критик, отборщик международного кинофестиваля в Роттердаме

"Несколько женщин", Келли Рейхардт
"Заветный путь", Ангела Шанелек
"Смерть Людовика XIV", Альберт Серра
"Тони Эрдманн", Марен Аде
"Последний из нас", Ала-Эддин Слим
"В тихом омуте", Бруно Дюмон
"Стой прямо", Ален Гироди
"Великие свершения", Вахид Хакимзаде
"Все города севера", Дане Комлен
"Последняя семья", Ян П. Матушински
"Дни во Франции", Жером Рейбо
"Хомо Сапиенс", Николаус Гайерхальтер

best 2016 louis XIV"Смерть Людовика XIV", Альберт Серра

 

АНТОН ДОЛИН, кинокритик 

20 лучших в алфавитном порядке:

01.    «Аустерлиц», Сергей Лозница
02.    «В лучах солнца», Виталий Манский
03.    «В поисках Дори», Эндрю Стэнтон
04.    «Дом странных детей мисс Перегрин», Тим Бертон
05.    «Дуэлянт», Алексей Мизгирев
06.    «Дурное место», Амат Эскаланте
07.    «Зоология», Иван Твердовский
08.    «Колыбельная печальной тайне», Лав Диас
09.    «Микроб и Бензин», Мишель Гондри
10.    «Омерзительная восьмерка», Квентин Тарантино
11.    «Она», Пол Верховен
12.    «Отщепенцы», Ана Лили Амирпур
13.    «Патерсон», Джим Джармуш
14.    «Под покровом ночи», Том Форд
15.    «Прибытие», Дени Вильнев
16.    «Служанка», Пак Чхан Ук
17.    «Специальный полуночный выпуск»
18.    «Сьераневада», Кристи Пуйю
19.    «Тони Эрдманн», Марен Аде
20.    «Фантастические твари, и где они обитают», Дэвид Йейтс

best 2016 paterson"Патерсон", Джим Джармуш

 

ЕВГЕНИЙ МАЙЗЕЛЬ, шеф-редактор kinoart.ru

Главные удивления года:

"Святый Боже", Владлена Санду
- предельно личное высказывание режиссера-дебютанта, достигающее впечатляющего единства (авто)биографического, экзистенциального и политического измерений

"Стоять прямо", Ален Гироди
- невозможно было поверить, что после "Незнакомца у озера" Гироди снимет второй шедевр подряд.

Главные концептуальные картины года:

"Смерть Людовика XIV", Альберт Серра
"Неоновый демон", Николас Виндинг Рефн
"Тысяча и одна ночь", Мигель Гомеш, 2015

Фильмы тех, кому ежегодно забронировано место в этом списке (включая и те работы, которые еще не видел):

"Бесконечная поэзия", Алехандро Ходоровски
"Не домашнее кино", Шанталь Акерман
"Сын Иосифа", Эжен Грин
"Прямо сейчас, а не после", Хонг Сан Су
"Ноктюрама" , Бертран Бонелло

Главные "хорошие фильмы":

"Каждому свое", Ричард Линклейтер
"Славные парни", Шейн Блэк
"Пьяная фирма", Гигорий Константинопольский

best 2016 sandu"Святый Боже", Владлена Санду

 

БОРИС НЕЛЕПО, консультант фестиваля в Локарно по российскому кино, преподаватель кафедры кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ

Пять шедевров:

«Ты сам и твое» (Yourself and Yours), Хон Сан Су
«Ноктюрама» (Nocturama), Бертран Бонелло
«Заветный путь» (Der traumhafte Weg), Ангела Шанелек
«Спящая красавица» (Belle Dormant), Адольфо Аррьета
«Сьераневада» (Sieranevada), Кристи Пую

Пять главных авторских фильмов:

«По соображениям совести» (Hacksaw Ridge), Мел Гибсон
«Прекрасные дни в Аранхуэсе» (Les Beaux Jours d'Aranjuez), Вим Вендерс
«Сладких снов» (Fai bei sogni), Марко Беллоккио
«Переписка» (Correspondências), Рита Азеведу Гомеш
«Три» (Three), Джонни То

Пять неудобных и/или несовершенных, но от того не менее завораживающих и любимых фильмов:

«Гора» (Monte), Амир Надери
«КЕ-ДЫ», Сергей Соловьев
«Неоновый демон» (Neon Demon), Николас Виндинг Рефн
«Лентяй» (Le Cancre), Поль Веккиали
«Патерсон» (Paterson), Джим Джармуш

Пять ключевых документальных фильмов:

«Доклад об общей обстановке 2. Новое похищение Европы» (Informe General II. El Nuevo Rapto de Europa), Пер Портабелья
«След (Субик)» (Wake (Subic)), Джон Джианвито, 2015
«Аустерлиц» (Austerlitz), Сергей Лозница
«Обреченная любовь – путешествие по немецким жанровым фильмам» (Verfluchte Liebe deutscher Film), Доминик Граф, Йоханнес Ф. Зиеверт
«Похороны (об искусстве умирать)» (Funérailles (De l'art de mourir)), Борис Леман

Пять лучших дебютов:

«Дни во Франции» (Jours de France), Жером Рейбо
«В последние дни города» (Akher ayam el madina), Тамер Эль Саид
«Краткосрочное пребывание» (Short Stay), Тед Фендт
«Последняя семья» (Ostatnia rodzina), Ян Матушиньский
«В тени» (Under the Shadow), Бабак Анвари

Пять спектаклей, которые позволили сначала позабыть про кино, а потом по-новому к нему вернуться:

«Золотой осел», Борис Юхананов (Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ) (это даже не спектакль, но дверца в вечность; главное переживание года вообще)
«Лихорадочная комната» (Fever Room), Апичатпонг Веерасетакул
«Евангелие» (Vangelo), Пиппо Дельбоно
«Князь», Константин Богомолов (Ленком)
«Кульминация» (Climax), Ясмин Годдер

best 2016 ke dy"КЕ-ДЫ", Сергей Соловьев

 

АНДРЕЙ ПЛАХОВ, обозреватель газеты «Коммерсантъ»

20 фильмов. Без преференций, в произвольном порядке, только постепенно игровые переходят в пара-документальные («Танна»), в постановочно-документальные («Море в огне»), в анимадок («Башня») и уже в совсем строго документальные. Все эти фильмы в совокупности иллюстрируют идею «кино сверх-реальности», или, если хотите более модного термина, «пост-правды» - 2016.


01 "Она", Пол Верхувен
02 "Патерсон", Джим Джармуш
03 "Выпускной", Кристиан Мунджиу
04 "Зоология", Иван И. Твердовский
05 "Тони Эрдманн", Марен Аде
06 "Франц", Франсуа Озон
07 "Почетный гражданин", Гастон Дюпра, Мариано Кон
08 "Колыбельная скорбной тайне", Лав Диас
09 "Истерзанные сердца", Раду Жуде
10 "Незаконнорожденный", Адриан Ситару
11 "Фиксер", Адриан Ситару
12 "Бесконечная поэзия", Алехандро Ходоровски
13 "Слава", Кристина Грожева, Петар Вылчанов
14 "Танна", Мартин Батлер, Бентли Дин
15 "Море в огне", Джанфранко Рози
16 "Башня", Кейт Мэйтленд
17 "Еще один год", Шензе Жу (Shengze Zhu)
18 "Аустерлиц", Сергей Лозница
19 "Родные", Виталий Манский
20 "Глубина два", Огнен Главонич

best 2016 fuocoammare"Море в огне", Джанфранко Рози

 

ДЕНИС РУЗАЕВ, обозреватель Lenta.ru, TimeOut.ru 

2016 год в целом запомнится, в основном, пробуждением и волеизъявлением тех масс и сил, которые казались давно ушедшими в прошлое. В кино, впрочем, все наоборот – самые интересные фильмы года всматриваются в простого, ординарного человека без опаски и демонизации, более того, за счет изобретательных формальных решений превращают обыденный, рядовой жизненный материал в эпическое, даже героическое повествование, тем самым возвращая обездоленным и униженным достоинство.

01. «Американский мед» (American Honey), Андреа Арнольд
02. «Сьераневада» (Sieranevada), Кристи Пуйю
03. «Чи-рак» (Chi-Raq), Спайк Ли
04. «Джеки» (Jackie), Пабло Ларраин
05. «Саутсайд с тобой» (Southside with You), Ричард Танн
06. «Крид: Наследие Рокки» (Creed), Райан Куглер
07. «Патерсон» (Paterson), Джим Джармуш
08. «Стоять прямо» (Rester vertical), Ален Гироди
09. «Рождение нации» (Birth of a Nation), Нэйт Паркер
10. «Будущее» (L’Avenir), Миа Хансен-Лев

best 016 american honeyAmerican Honey, Андреа Арнольд

 

ВАДИМ РУТКОВСКИЙ, coolconnections.ru

Все наши рейтинги – развлекалочка для редких индивидов, всё еще читающих критику, и документальное подтверждение глубокой субъективности любых оценок: кино, как говорил мой товарищ и учитель, покойный уже киновед из Воронежа Сталь Никанорович Пензин, линейкой не измеришь. Взять хотя бы «Тони Эрдманна», справедливо, по-моему, обойденного призами в Канне, но теперь где можно наверстывающему упущенное: по мне, так милейший, но совершенно необязательный фильм телесериального формата, а людям искренне нравится. Ну и слава Богу. Чтобы не ломать голову, здесь то, что по-человечески нравится мне, без всяких рассуждений про новаторский киноязык, авторское присутствие и актуальность тем, десятка, которую я готов пересматривать – потому что в кайф, фильмы, внутри которых было бы круто оказаться. Только поэтому в списке нет I Had Nowhere to Go и El auge del humano, «Аномии» и «Ученика», «Колыбельной печальной тайне» и «Женщины, которая ушла», «Неонового демона» и «Сьераневады», «Чумы в ауле Каратас» и «Своры любви».
 
1. American Honey; Андреа Арнольд
Почти три часа забористого куража в компании веселых проказников, бороздящих просторы Америки; жизнь как танец, алкоголь, молодость и музыка.
 
2. "Каждому свое" (Everybody Wants Some); Ричард Линклейтер
Один из лучших фильмов на свете про последние каникулы; ставший полным метром миг безмятежности; только небо, только ветер, только радость впереди.
 
3. "Мистер Вселенная" (Mister Universo); Тицца Кови, Райнер Фриммель
Квинтэссенция кинематографической нежности, магии и доверия к реальности.
 
4. "Ке-ды", Сергей Соловьев
САС – бог, от него сияние исходит.
 
5. "Ледокол"; Николай Хомерики
Теплый фильм о мире ледяной вечности. За секунду до столкновения с айсбергом экипаж мирной атомной машины успевает услышать, как коварная соблазнительница из «Бриллиантовой руки» произносит: «Послушайте, как бьётся сердце! Стучит?!» – так чужой киноцитатой, будто невзначай, но предельно точно Хомерики формулирует суть собственного хрупкого киномира.
 
6. "Молодость" (Jeuness); Жюльен Самани
Скромная дебютная экранизация повести Джозефа Конрада – самый романтичный фильм года, гимн морю и городам, где никто нас не ждет на причале.
 
7. "Стартрек: Бесконечность" (Star Trek Beyond); Джастин Лин
Лихое продолжение любимой с детства франшизы; бесконечно гуманная фантастика; драйв Beastie Boys в космосе.
 
8. "Пьяная фирма"; Григорий Константинопольский
Новейшая история России в жанре чистого безумия; гомерически смешной пример тотальной режиссерской свободы.
 
9. "Славные парни" (The Nice Guys); Шейн Блэк
Возможно, самый потешный нуар всех времен – без издевки над жанром и с удивительно колоритными персонажами.
 
10. "Розыгрыш" (Prank); Венсан Бирон
76 минут заразительной придури, про которые можно повторить то, что уже было сказано выше о других фильмах: смешно, свежо, драйвово, раскованно, с магией, романтикой, про молодость и безмятежность.

best 2016 konstantinopolski"Пьяная фирма", Григорий Константинопольский

 

ВИКА СМИРНОВА, кинокритик, преподаватель Санкт-Петербургского Государственного Института кино и телевидения 

1.  "Сьерраневада", Кристиан Пуйю
2.  "Тысяча и одна ночь", Мигель Гомеш (2015)
3.  "Неоновый демон", Николас Виндинг Рефн
4.  "В лучах солнца", Виталий Манский
5.  "В тихом омуте", Брюно Дюмон
6.  "Однажды ночью", Стивен Зеллиан, Джеймс Марш
7.  "Море в огне", Джанфранко Рози
8.  "Небо дрожит, и земля боится, и два глаза не братья друг другу", Бен Риверс

best 2016 the neon demon"Неоновый демон", Николас Виндинг Рефн

 

ЕЛЕНА СТИШОВА, критик, обозреватель

Мои самые сильные впечатления ушедшего года. Я не составляю рейтинг намеренно, не считаю возможным обозначать цифирками место названных фильмов в моей эмоциональной памяти. Комментария требует лишь “Мать” Глеба Панфилова, картина, законченная производством в 1989г. Отечественная критика облажалась, не приняв и не поняв фильм, принесший режиссеру  венецианского “Льва” за вклад в мировое кино.
Я присутствовала на триумфальной премьере оцифрованной версии “Матери”. На мой взгляд, это великий фильм. Время акцентировало спервоначалу заложенный в фильм мотив предтечи революционного движения в России, мотив утраченного и забытого русского идеализма.

"Это всего лишь конец света", Ксавье Долан
"Выпускной", Кристиан Мунджиу
"Патерсон", Джим Джармуш
"Ученик", Кирилл Серебренников
"В лучах солнца", Виталий Манский
"Джульетта", Педро Альмадовар
"Аустерлиц", Сергей Лозница
"Тони Эрдманн", Марен Аде
"Мать", Глеб Панфилов (оцифрованная версия, премьера которой состоялась в сентябре на Открытом Уральском КФ)

best 2016 mansky"В лучах солнца", Виталий Манский

 

СТАС ТЫРКИН, кинокритик, куратор кинопрограммы "Гоголь-центра", программный директор Национального фестиваля дебютов "Движение"

в алфавитном порядке

русское:

"В лучах солнца", Виталий Манский
"Дачники", Александр Вартанов  
"Дуэлянт", Алексей Мизгирев
"Зоология", Иван И. Твердовский
"Пьяная фирма", Григорий Константинопольский
"Ученик", Кирилл Серебренников

нерусское:  

"Истерзанные сердца", Раде Жуде
"Капитан Фантастик", Мэтт Росс
"Ла-ла Лэнд", Демьен Шазелл
"Молодой Папа", Паоло Соррентино
"Море в огне", Джанфранко Рози
"Неоновый демон", Николас Виндинг Рефн
"Она", Пол Верхувен
"Патерсон", Джим Джармуш
"По соображениям совести, Мэл Гибсон  
"Тони Эрдманн", Марен Аде

best 2016 toni erdmann"Тони Эрдманн", Марен Аде

 

ВЯЧЕСЛАВ ЧЕРНЫЙ, ведущий рубрики Kinoart Weekly

01. "Тони Эрдманн" (Toni Erdmann), Марен Аде
- за создание «тотального» кино

02. "Прекрасная и потерянная" (Bella e perduta), Пьетро Марчелло, 2015
- за бессмертие почвы

03. «Тысяча и одна ночь» (As Mil e Uma Noites), Мигель Гомеш, 2015
- за фантазию кризиса

04. «Не домашнее кино» (No Home Movie), Шанталь Акерман,  2015
- за хронику потери

05. «Водолей» (Aquarius), Клебер Мендонса Фильо
- за призрачный реализм и синефилию

06. «Кильватерный след (Субик)» (Wake: Subic), Джон Джанвито, 2015
- за свинцовый диалог поколений

07. «Выпускной» (Bacalaureat), Кристиан Мунджиу - за вопросы морали

08. «Прямо сейчас, а не после» (Ji-geum-eun-mat-go-geu-ddae-neun-teul-li-da), Хон Сан Су, 2015
- за ошибки в любви (жизни)

09. «Стоять прямо» (Rester vertical), Ален Гироди
- за гордую осанку человека

10. «Сьераневада» (Sieranevada), Кристи Пую
- за метафизику семьи

11. «Несколько женщин» (Certain Women), Келли Рейхардт
- за меланхолию холостого хода

12. «В центре внимания» (Spotlight), Том МакКарти,  2015
- за профессионализм правды

13. «Колыбельная печальной тайне» (Hele sa hiwagang hapis), Лав Диас
- за пространство национальной памяти

14. «О футболе» (O futebol), Серджо Оксман, 2015
- за симметрию кадра

15. «Тити» (Thithi), Раам Редди, 2015
- за искусный storytelling

PS «Кайли блюз» (Lu bian ye can), Ган Би, 2015
- за неизбежность возвращения

best 2016 girodi 2"Стоять прямо", Ален Гироди

 

НИНА ЦЫРКУН, редактор журнала «Искусство кино» 

Фильмы, вышедшие в российский прокат в 2016 году:

01. "Да здравствует Цезарь", Итан Коэн, Джоэл Коэн
Ироничный взгляд в эпоху маккартизма, неожиданно оказавшийся злободневным.

02. "Под покровом ночи", Том Форд
Жесткое проникновение в процесс саморефлексии. Загадка фильма в том, что мы так и не понимаем до конца – месть ли это писателя или садомазохистский нарциссизм женщины.

03. "В центре внимания", Том МакКарти, 2015
Анатомия порочного устройства системы, функционирующей по правилам авторитарного контроля и взаимовыгодного укрывательства.

04. "Омерзительная восьмерка", Квентин Тарантино, 2015
«Космическая Одиссея» на фронтире в виде ревизионистского вестерна.

05. "Life", Антон Корбейн, 2015
Больше чем байопик: тайная тоска Америки, резонирующая с мальчишеской строптивостью  Джеймса Дина.

06. "Игра на понижение", Адам МакКей, 2015
Вот как приходят катастрофы: человека, который реально понимает, что происходит и чем это грозит, никто из тех, от кого зависит развитие ситуации, не желает слушать.

07. "Чудо на Гудзоне". Клинт Иствуд
О человеке, выполнявшем свой долг. В оригинальном названии чудо не фигурирует.

08. "Огонь в море" (aka "Море в огне"), Джанфранко Рози
Без аффектации: «третий мир», тихо и незаметно разбивающийся у берега «мира первого».

09. "Прибытие", Дени Вильнев
Визуально и акустически изощренное доказательство того, что понять другого возможно. Если захотеть.

10. "Выживший", Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2015
Магический фильм, переводящий из приключенческого драйва в мистическую сферу.

best 2016 gudzon"Чудо на Гудзоне", Клинт Иствуд

 

ПЕТР ШЕПОТИННИК, кинокритик, кинорежиссер, отборщик Венецианского кинофестиваля

"Тони Эрдманн", Марен Аде
"Она", Пол Верхувен
"Фиксер", Адриан Ситару
"Довлатов", Алексей Герман
"Бездонный мешок", Рустам Хамдамов
"Рай", Андрей Кончаловский
"Сафари", Ульрих Зайдль
"Поездка", Ник Хэмм
"Сеть", Ким Кидук
"Сьераневада", Кристи Пую

best 2016 rai"Рай", Андрей Кончаловский

 

С новым, 2017 годом!

PS.
Итоги 2012 года.
Итоги 2013 года.
Итоги 2014 года.
Итоги 2015 года.

Марина Разбежкина: «Документальный фильм: нужен ли сценарий?» (окончание)

№2, февраль

Марина Разбежкина: «Документальный фильм: нужен ли сценарий?» (окончание)

Никита Карцев

Беседу ведет Никита Карцев. Окончание. Начало см.: «Искусство кино», 2017, № 1.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

В Чите открылся V ЗМКФ

22.05.2015

21 мая 2015 года в Чите состоялось торжественное открытие Пятого Забайкальского Международного Кинофестиваля. V ЗМКФ пройдет с 21 по 24 мая 2015 года. В программе фестиваля две конкурсные программы. Большой конкурс составят 8 фильмов – 3 российские ленты и 5 картин зарубежного производства 2014-2015 годов. В конкурсе молодежных фильмов «Новый взгляд» примут участие 5 фильмов 2014-2015 годов, из них 2 российских.