По обмену из Нарнии. «Эшби», режиссер Тони МакНамара

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Фильм Тони МакНамары «Эшби» с Микки Рурком в заглавной роли прямо с премьеры на Амфесте выходит в наш прокат. Избегая спойлеров, Цыркун рассказывает о новом бенефисе Рурка и доказывает, почему картина держится в сущности только на нем.

Дружба подростка с человеком на излете лет – тема, которая перешла к американскому кино из американской южной литературы. Тут главное то, что с родителями у больших детей дружить не получается, а вот контакт через поколение налаживается продуктивно. Так и в фильме Тони МакНамары «Эшби».

У всех подростков есть одна общая проблема: ужас перед тем, чтобы быть таким, как все, и страх оказаться не таким, как все. Семнадцатилетний Эд Уоллис переехал с матерью из Орегона в Вирджинию, но кажется одноклассникам прибывшим «по обмену из Нарнии». Просто потому, что любит Хемингуэя и понимает, за что, а в классе другие приоритеты и ценности. Жизнь ботана тяжела всегда и во всех уголках мира. А накачанных парней везде ценят больше (или боятся и делают вид, что ценят). Эд, хоть и презирает одноклассников за то, что история для них ограничивается информацией о последнем замужестве Ким Кардашьян, все же решает пробиться в футбольную команду школы и не просто бегать вместе с мячом по полю, а стать центровым. Тут, правда, возникает неувязочка: как такое удалось явно не атлетически сложенному Эду (Нэт Вулфф), если на экране это случается через всего одну лишь индивидуальную тренировку?

За решением первой проблемы приходит очередь другой. Эд вроде и звезда команды, но он трусоват и не идет на пасы, а как-то ловко от них уворачивается. (Опять неувязочка: как же члены команды-то этого не заметили и буквально носили его на руках?) Эд думал, что это его особенность – пацифист он по складу характера, но проницательный старший товарищ объясняет, что на самом деле не пацифист он, а лузер и на поле смотрится жалко. С этим человеком и соседом Эд познакомился, когда в школе дали задание: найти контакт с пожилым человком и написать о нем эссе на две тысячи слов. Сосед – крутой мужик, тридцать лет отслуживший в ЦРУ убийцей, в разных странах убиравшим тех, кто якобы нес угрозу государству. Но от прошлого осталась только медаль за отличие, а теперь врачи оставили ему всего три месяца жизни.

Ashby 2«Эшби»

Далее действие развивается по лекалу «Запаха женщины» Мартина Бреста, но ни Микки Рурк в роли соседа по имени Эшби, ни Нэт Вулфф сравнения с Аль Пачино и Крисом О’Доннеллом не выдерживают. И дело не в масштабе дарований (оба актера у Тони МакНамары играют по максимуму, обоим не занимать обаяния), а в том, что сценарный материал того же МакНамары не позволяет им с такой же страстью, которая сопутствовала отчаявшемуся слепому алкоголику-подполковнику Фрэнку Слейду и бедному студенту Чарли Симмсу, попавшему под угрозу вылета из университета, работать на коллизию фильма. Не помогает и то, что мы с первых кадров узнаем о смертельной болезни Эшби, и, тем более, ссора Эда с любимой девушкой. Истинные страсти растворяются в сентиментальном сиропе, а само действие течет ни шатко, ни валко, при том что событий тут хоть отбавляй. Но здесь уже МакНамара-режиссер отступает перед МакНамарой-сценаристом. Первый заготовил целый ряд ударных саспенских моментов, но второй снимает их так обыденно (разве что приправляя тревожной музыкой), что зрительское сердце не начинает ни замирать, ни биться чаще.

Поэтому фильм держится на актерском обаянии Микки Рурка. Он не только не испугался сыграть роль подчеркнуто «пожилого человека», но и утрировал его немощность – даже, пожалуй, сверх меры, чтобы подчеркнуть внутреннюю несгибаемость. Сценарист, конечно, «купил» его текстом, где речь Эшби изобилует едкими репликами, точно бьющими в цель оценками, остроумными шутками, которыми его герой скрывает страх перед близящейся смертью. Сценарист, однако, напрасно перегрузил его биографию, добавив и нечаянной вины по отношению к дочери, и внезапного взрыва религиозных чувств, и, конечно, той миссии, которую герой на себя возложил в попытке хоть как-то искупить содеянное за годы безупречной службы. И Эду в этом плане тоже повезло: ему дан изменник-папаша, который никак не удосужится встретиться с сыном и существует только в скайпе; сексуально озабоченная мамаша (Сара Силвермен), откровенно признающаяся сыну в своей неудовлетворенности; любимая девушка с экзотическим именем Элоиза, изучающая влияние физических ударов на состояние мозгла и сканирующая у себя в сарае всех подряд (Эмма Робертс).

Ashby 3«Эшби»

В результате фильм рассыпается на ряд самостоятельных эпизодов, почти что гэгов, за сменой которых теряется главная нить повествования – трагедия человека, бросившего свою жизнь бессовестному молоху. А что касается трудностей взросления – так они тут решаются буквально играючи и внимания вряд ли заслуживают.

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

№5/6, май-июнь

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

Петр Шепотинник, Ася Колодижнер

Беседу ведут Ася Колодижнер и Петр Шепотинник.

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.

Новости

«Артдокфест-2013» откроет «Священная трасса»

29.11.2013

30 ноября в Москве состоится открытие шестого ежегодного кинофестиваля «Артдокфест». Фильмом открытия станет победитель Венецианского кинофестиваля – «Священная трасса» Джанфранко Рози, этот показ станет российской премьерой картины. В этом году конкурсная программа включает двадцать одну картину. Среди фильмов-участников основного конкурса – DEMONStration Виктора Косаковского, «Оптическая ось» Марины Разбежкиной, «Непал форева» Алены Полуниной (лауреат программы Cinema XXI Венецианского МКФ этого года).