По ту сторону принципа эволюции

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Чем чревато создание искусственного интеллекта? В чем наивность или давновидность наших представлений о будущем техническом прогрессе? Нина Цыркун рассматривает версию будущего, предложенную фантастической картиной «Превосходство» Уолли Пфистера с Джонни Деппом в главной роли.


Как все-таки наивны бывают наши представления о будущем. Наворотим себе в воображении всякую ноль-транспортировку и прочие чудеса, но при этом вот, к примеру, писатели у Рэя Брэдбери пользуются пишущей машинкой, а дети – аппаратом для шнуровки ботинок. Не предвидел знаменитый фантаст широкого использования простейшей штуки – липучек, хоть они в его время уже были давно изобретены. В фильме Уолли Пфистера «Превосходство» действие происходит неизвестно в каком будущем, но персонажи одеты по моде сезона и айпэды у них сегодняшние, а еще демонстративно мелькает бумажный журнал Wired.

И это вполне разумно, потому что будущее все равно будет не таким, каким мы его себе представляем. Но вот читаешь «Юлия Цезаря» или «Бориса Годунова» (или смотришь фильмы по их мотивам), и будто про нас писано. Проблемы, которые принято называть морально-этическими, и даже такие чувства, как любовь, как-то неясно просматриваются в будущем из сегодняшнего дня (и, между прочим, в этих двух драмах о любви не говорится), но вот проблема власти пребудет, видно, вечно. А потому русский перевод оригинального названия Transcendence как «Превосходство» вполне уместен. Тем более что по-английски Transcendence (не в пример русскому «трансценденция») звучит вполне ординарно, и его второе значение «запредельность» никакой особой научности не имеет. Русского эквивалента тут не подыскать, так что или – или, а вот в фильме обыгрываются оба значения, и называя картину «Превосходство», дистрибьюторы как будто выдают авторскую стратегию, но это не страшно, потому что вся интрига раскручивается в самом начале.

Transcendence-2
«Превосходство»

Работая над созданием искусственного интеллекта, доктор Уилл Кастер создал компьютерную систему Физически Независимой Нейронной Сети (ФННС), соединяющую мозг человека (даже множество интеллектов) и новейшую технологию, в результате чего рождается сверхмашина, отменяющая дальнейшую эволюцию человека. Изыскания Кастера и его коллег привлекли внимание террористической эко-группировки, в него стреляли и поразили пулей с плутонием, так что легкое ранение стало смертельным. Оказавшись в запредельности, Кастер «воскрес» в виде мощнейшего разума и первое, что сделал – заработал кучу денег на Уолл-стрит. Но это был только первый шаг в реализации далеко идущих планов.

Надо добавить, что Кастер оставил на этом свете безутешную вдову и коллегу, красавицу и умницу Эвелин (Ребекка Холл). На презентации ФННС Кастер вспомнил, как Эвелин – не знаю, цитируя ли Карла Маркса или говоря от собственного имени, произнесла фразу, выбитую на его могиле: «Философы различными способами объясняли мир, задача состоит в том, чтобы его изменить». Испугавшись этого сценария, террористы и решили покончить с безумными планами ученых, в чем совпали с представителями спецслужб. А Эвелин как раз в русле своего настроения подключила усопшего Уилла к ФННС, вольно или невольно провоцируя его превосходство.

Transcendence-3
«Превосходство»

Оцифрованный объект несет в себе черты не только оригинала, но самого реконструктора. Однако не следует обольщаться и видимой отрешенностью погруженного в свой виртуальный мир ученого, каким его играет Джонни Депп, чье лицо мы видим на обложке Wired. На упомянутой презентации, когда он расписывал возможности своей системы, из зала выкрикнули: «Вы хотите сравняться с богом?» И Кастер парировал: «А разве не об этом мечтает каждый человек?»

Transcendence-4
«Превосходство»

Выход в прокат фильма «Превосходства» совпал с «бунтом ученых» – заявлением группы ведущих мировых нейропсихологов против выделения миллиарда долларов на программу моделирования работы мозга на суперкомпьютере Human Brain Project. Ученые предвидят выход оцифрованного интеллекта из-под контроля и бунт машин. До недавних пор в ходу было выражение – что бы ученые ни делали, у них всегда получается оружие. Но эффективность их деятельности не знает границ. То есть, сценарий Джордана Голдберга Джека Паглена и режиссерская работа Уолли Пфистера, сценариста почти всех фильмов Кристофера Нолана, в том числе дистопического «Начала», оказались чрезвычайно актуальными – и в то же время вневременными. Не напрасно фильм начинается и завершается сценой в « райском саду», куда не проходит сигнал из внешнего мира, где бессилен интернет, где мечтал жить в уединении доктор Кастер со своей женой Эвелин – как человек, а не ученый.

Без ответа. «Персональный покупатель», режиссер Оливье Ассаяс

№3, март

Без ответа. «Персональный покупатель», режиссер Оливье Ассаяс

Вячеслав Черный

Американка Морин Картрайт (Кристен Стюарт) работает в Париже личным ассистентом фэшн-дивы Киры (Нора фон Вальдштеттен), выбирая для нее элитную одежду идрагоценности. Несмотря на минимум обязанностей, помощница недолюбливает начальницу, вынужденно соблюдая условия контракта из-за необходимости оплачивать проживание в столице.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

Умер Григорий Померанц

19.02.2013

Журнал «Искусство кино» – его создатели, авторы и читатели – тяжело переживают утрату Григория Померанца (1918 - 2013) – великого мыслителя, писателя, интеллигента и мужественного человека, чью гражданскую позицию мы всегда разделяли, нашего многолетнего автора. С уходом Померанца, чей авторитет был непререкаем, начинаешь физически ощущать оскудение духовной, моральной и гуманистической атмосферы и в каком-то смысле нашу незащищенность перед активным наступлением всего того, чему большинство из нас не может дать столь точные определения, какие всегда находил Григорий Соломонович.