По ту сторону принципа эволюции

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Чем чревато создание искусственного интеллекта? В чем наивность или давновидность наших представлений о будущем техническом прогрессе? Нина Цыркун рассматривает версию будущего, предложенную фантастической картиной «Превосходство» Уолли Пфистера с Джонни Деппом в главной роли.


Как все-таки наивны бывают наши представления о будущем. Наворотим себе в воображении всякую ноль-транспортировку и прочие чудеса, но при этом вот, к примеру, писатели у Рэя Брэдбери пользуются пишущей машинкой, а дети – аппаратом для шнуровки ботинок. Не предвидел знаменитый фантаст широкого использования простейшей штуки – липучек, хоть они в его время уже были давно изобретены. В фильме Уолли Пфистера «Превосходство» действие происходит неизвестно в каком будущем, но персонажи одеты по моде сезона и айпэды у них сегодняшние, а еще демонстративно мелькает бумажный журнал Wired.

И это вполне разумно, потому что будущее все равно будет не таким, каким мы его себе представляем. Но вот читаешь «Юлия Цезаря» или «Бориса Годунова» (или смотришь фильмы по их мотивам), и будто про нас писано. Проблемы, которые принято называть морально-этическими, и даже такие чувства, как любовь, как-то неясно просматриваются в будущем из сегодняшнего дня (и, между прочим, в этих двух драмах о любви не говорится), но вот проблема власти пребудет, видно, вечно. А потому русский перевод оригинального названия Transcendence как «Превосходство» вполне уместен. Тем более что по-английски Transcendence (не в пример русскому «трансценденция») звучит вполне ординарно, и его второе значение «запредельность» никакой особой научности не имеет. Русского эквивалента тут не подыскать, так что или – или, а вот в фильме обыгрываются оба значения, и называя картину «Превосходство», дистрибьюторы как будто выдают авторскую стратегию, но это не страшно, потому что вся интрига раскручивается в самом начале.

Transcendence-2
«Превосходство»

Работая над созданием искусственного интеллекта, доктор Уилл Кастер создал компьютерную систему Физически Независимой Нейронной Сети (ФННС), соединяющую мозг человека (даже множество интеллектов) и новейшую технологию, в результате чего рождается сверхмашина, отменяющая дальнейшую эволюцию человека. Изыскания Кастера и его коллег привлекли внимание террористической эко-группировки, в него стреляли и поразили пулей с плутонием, так что легкое ранение стало смертельным. Оказавшись в запредельности, Кастер «воскрес» в виде мощнейшего разума и первое, что сделал – заработал кучу денег на Уолл-стрит. Но это был только первый шаг в реализации далеко идущих планов.

Надо добавить, что Кастер оставил на этом свете безутешную вдову и коллегу, красавицу и умницу Эвелин (Ребекка Холл). На презентации ФННС Кастер вспомнил, как Эвелин – не знаю, цитируя ли Карла Маркса или говоря от собственного имени, произнесла фразу, выбитую на его могиле: «Философы различными способами объясняли мир, задача состоит в том, чтобы его изменить». Испугавшись этого сценария, террористы и решили покончить с безумными планами ученых, в чем совпали с представителями спецслужб. А Эвелин как раз в русле своего настроения подключила усопшего Уилла к ФННС, вольно или невольно провоцируя его превосходство.

Transcendence-3
«Превосходство»

Оцифрованный объект несет в себе черты не только оригинала, но самого реконструктора. Однако не следует обольщаться и видимой отрешенностью погруженного в свой виртуальный мир ученого, каким его играет Джонни Депп, чье лицо мы видим на обложке Wired. На упомянутой презентации, когда он расписывал возможности своей системы, из зала выкрикнули: «Вы хотите сравняться с богом?» И Кастер парировал: «А разве не об этом мечтает каждый человек?»

Transcendence-4
«Превосходство»

Выход в прокат фильма «Превосходства» совпал с «бунтом ученых» – заявлением группы ведущих мировых нейропсихологов против выделения миллиарда долларов на программу моделирования работы мозга на суперкомпьютере Human Brain Project. Ученые предвидят выход оцифрованного интеллекта из-под контроля и бунт машин. До недавних пор в ходу было выражение – что бы ученые ни делали, у них всегда получается оружие. Но эффективность их деятельности не знает границ. То есть, сценарий Джордана Голдберга Джека Паглена и режиссерская работа Уолли Пфистера, сценариста почти всех фильмов Кристофера Нолана, в том числе дистопического «Начала», оказались чрезвычайно актуальными – и в то же время вневременными. Не напрасно фильм начинается и завершается сценой в « райском саду», куда не проходит сигнал из внешнего мира, где бессилен интернет, где мечтал жить в уединении доктор Кастер со своей женой Эвелин – как человек, а не ученый.

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

№1, январь

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

Дмитрий Десятерик

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ 1. Разговор об актуальной украинской документалистике[1] нужно начинать с перечня отсутствий. Чем была постсоветская Украина большую часть времени с момента обретения независимости? Сновидением государства о самом себе. Удерживала эту странную иллюзию скорее пассивность общества, нежели какая бы то ни было идеология. Экономика по преимуществу функционировала в тени, политика при сохранении выборного фасада являла собой систему «договорняков» – в фальсификациях не было потребности, потому что отдельные депутаты и целые партии перекупались уже в парламенте.

Колонка главного редактора

Как вернуть зрителя российскому кинематографу?

24.01.2014

К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня мы вновь говорим, поскольку есть повод. Вновь возникла идея введения квотирования российского кино. Эту идею высказал в очередной раз министр культуры Владимир Мединский: «Квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь. 

Новости

Начался конкурсный отбор на Generation Campus 2013

15.03.2013

Объявлен прием заявок на пятый ежегодный Generation Campus – международную бесплатную тренинговую программу творческого и профессионального развития молодых кинематографистов. В этом году курс пройдет с 19 по 25 июня 2013 года в Москве. В этом году интенсивный курс обучения режиссеров, сценаристов, продюсеров, документалистов и операторов дополнен программой, рассчитанной на композиторов, музыкальных продюсеров, актеров и аниматоров. Всего в рамках Generation Campus будут работать 8 лабораторий, участники которых получат возможность реализовать конкретные практические задачи, связанные с их кинопроектами, а также развить профессиональные навыки на мастер-классах, семинарах и индивидуальных консультациях опытных коучей.