Похоже, надвигается буря… «007. СПЕКТР», режиссер Сэм Мендес

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Завтра в прокат выходит «007. СПЕКТР». Об эволюции образа Бонда в исполнении Дэниэла Крейга, а также о причинах, обусловивших возвращение агента 007 в большую игру, размышляет Нина Цыркун.


24-й фильм бондианы «007. СПЕКТР» завершает карьеру Дэниела Крейга в должности агента 007, и его подчеркнуто отрешенный вид указывает на то, что он уже где-то не здесь. Сэм Мендес тоже скорее всего сойдет с дистанции, потому что выложился, насколько мог, а повторяться, делая из бондианы образ жизни, не в его характере. Прощальный выход Бонда/Крейга сопровождает салют наций. Фильм украсили присутствием новая модель Aston Martin, француженка Леа Сейду, томно-роковая итальянка Моника Белуччи и оскароносный австриец Кристоф Вальц, которому удается с неизменным мягким обаянием изображать жуткое злодейство (в «Бесславных ублюдках») и христианское добросердечие (в «Джанго освобожденном»). Две главные сюжетные линии, пересекающиеся в нужное время в нужный момент, непосредственно касаются самого Бонда, придавая фильму личностную окраску. Одна связана с его служебной деятельностью, вторая – с семейной историей. Первая привлекает актуальностью, вторая – легкой ностальгической тоской. В первой пружиной действия – предательство, штука в бондиане сама по себе не новая, но всегда выступающая в новом воплощении; во второй – воспоминания о детстве и любви, ради которой он готов был бросить профессию.

«007. СПЕКТР», трейлер

В целом это по преимуществу экшен, не уступающий по зрелищности первой части дилогии Мендеса – «Координатам Скайфолл» (аплодисменты оператору Хойте Ван Хойтема). Начальный эпизод с взрывом отеля и вертолетными маневрами в воздухе (аплодисменты монтажеру Ли Смиту) будут помощнее эпизода со схваткой на крыше вагона, когда Бонд поймал пулю. Однако в свое время бондиана подкупила зрителя иронией и юмором, незабываемой улыбкой Шона Коннери – тем, что вместе с ним ушло из франшизы, заменившись легковесной беззаботностью. Теперь они вновь на месте в совсем новом мире, где вместо прозрачной водки с мартини подают мутный казеиновый коктейль. Очередная глава из жизни человека, чье любимое занятие – воскресать из мертвых, открывается праздником Дня мертвых в Мексике, как будто возвращая нас к золотому веку первых экранизаций романов Йена Флеминга. Привычка воскресать Джеймсу Бонду на этот раз пригодилась как никогда. Ему пришлось противостоять напору научно-технического прогресса, которым вооружилось высокое начальство. А он остроумно поступил согласно русской поговорке: неважно, коли не жалует царь, главное, чтобы жаловал псарь. То есть, заручись любовью-поддержкой тех, кто на подхвате, ведь именно они обеспечивают тылы и по большому счету рулят, поскольку от них зависит – сдать начальство или не сдать.

007 Spectre 3«007. СПЕКТР»

Кроме всего прочего, «СПЕКТР» – это еще и фильм возмездия. Ведь в «Скайфолле» Бонд потерпел тяжелое поражение, провалил миссию – не смог спасти М, свою начальницу, символическую заместительницу Ее Величества, на службе которой он состоит. Теперь на месте М вновь мужчина (Рейф Файнс), что так или иначе подразумевает, что в нынешней ситуации уже не до заигрываний с феминистками и лучше передать такое серьезное дело в крепкие мужские руки.

Смущает одно. СПЕКТР (Особый отдел контрразведки, терроризма, возмездия и подкупа) Йен Флеминг придумал в 1959 году, когда почувствовал первые признаки потепления политического климата, а Бонду надо было обеспечить поле деятельности. И СПЕКТР во главе с Эрнстом Ставро Блофельдом потихоньку вытеснял советский СМЕРШ. Характерно, что Флеминг не только предугадал усиливающуюся роль терроризма, но и ризоморфный способ существования террористических организаций вне штаб-квартир и мест дислокаций, буквально как spectre (то есть одновременно «угроза», «перспектива» и «признак»).

007 Spectre 2«007. СПЕКТР»

Затишье в бондиане между 1989 и 1995 годом можно, конечно, объяснить спорами между хозяйствующими субъектами – продюсером Альбертом Р. Брокколи и дистрибьюторами, но в глаза бросается в первую очередь другое: это было время падения Берлинской стены, перестройки и конца холодной войны. И потом, когда франшиза вернулась в свою колею, она двигалась как-то малозаметно, не зря М (Джуди Денч) обронила фразу: «Как я скучаю по «холодной войне!». А еще раньше она назвала Бонда «реликтом» холодной войны. Это означало, что в ее глазах в те времена мир был четко поделен на своих и чужих, на врагов и союзников, а тут все смешалось, и разведывательной службе приходится работать в новых и очень сложных условиях. Небывалый ажиотаж вокруг «СПЕКТРа» в том числе и в России наводит на грустные мысли, которым аккомпанирует тематическая песня Сэма Смита с ее I feel like a storm is coming: не знак ли это, указывающий на некие глубинные процессы, способствующие облегчению деятельности разведывательных служб, причем с обеих противоборствующих сторон?

Самокритика буржуазного режиссера. «Самокритика буржуазной собаки», режиссер Юлиан Радльмайер

№3, март

Самокритика буржуазного режиссера. «Самокритика буржуазной собаки», режиссер Юлиан Радльмайер

Олег Горяинов

В работе «Проблема духовного лидерства и «умственные работники» Дердь (Георг) Лукач точно и лаконично формулирует особенности активистской вовлеченности интеллектуалов в политическую борьбу под знаменем марксизма. Философ показывает, что решать проблему необходимо как «теоретико-познавательный вопрос о руководстве обществом»[1], то есть как вопрос о месте, роли и задачах работников «умственного труда» в деле революции. Основная сложность здесь связана с амбивалентным положением представителей данной социальной группы.

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.

Новости

В Севастополе завершился XII мкф «Победили вместе»

20.05.2016

На проходящем с 14 по 19 мая в Севастополе международном кинофестивале "Победили вместе" Гран-при был удостоен фильм Варвары Филипчук «Переведи меня через Майдан» совместного производства Украины и России.