Похоже, надвигается буря… «007. СПЕКТР», режиссер Сэм Мендес

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Завтра в прокат выходит «007. СПЕКТР». Об эволюции образа Бонда в исполнении Дэниэла Крейга, а также о причинах, обусловивших возвращение агента 007 в большую игру, размышляет Нина Цыркун.


24-й фильм бондианы «007. СПЕКТР» завершает карьеру Дэниела Крейга в должности агента 007, и его подчеркнуто отрешенный вид указывает на то, что он уже где-то не здесь. Сэм Мендес тоже скорее всего сойдет с дистанции, потому что выложился, насколько мог, а повторяться, делая из бондианы образ жизни, не в его характере. Прощальный выход Бонда/Крейга сопровождает салют наций. Фильм украсили присутствием новая модель Aston Martin, француженка Леа Сейду, томно-роковая итальянка Моника Белуччи и оскароносный австриец Кристоф Вальц, которому удается с неизменным мягким обаянием изображать жуткое злодейство (в «Бесславных ублюдках») и христианское добросердечие (в «Джанго освобожденном»). Две главные сюжетные линии, пересекающиеся в нужное время в нужный момент, непосредственно касаются самого Бонда, придавая фильму личностную окраску. Одна связана с его служебной деятельностью, вторая – с семейной историей. Первая привлекает актуальностью, вторая – легкой ностальгической тоской. В первой пружиной действия – предательство, штука в бондиане сама по себе не новая, но всегда выступающая в новом воплощении; во второй – воспоминания о детстве и любви, ради которой он готов был бросить профессию.

«007. СПЕКТР», трейлер

В целом это по преимуществу экшен, не уступающий по зрелищности первой части дилогии Мендеса – «Координатам Скайфолл» (аплодисменты оператору Хойте Ван Хойтема). Начальный эпизод с взрывом отеля и вертолетными маневрами в воздухе (аплодисменты монтажеру Ли Смиту) будут помощнее эпизода со схваткой на крыше вагона, когда Бонд поймал пулю. Однако в свое время бондиана подкупила зрителя иронией и юмором, незабываемой улыбкой Шона Коннери – тем, что вместе с ним ушло из франшизы, заменившись легковесной беззаботностью. Теперь они вновь на месте в совсем новом мире, где вместо прозрачной водки с мартини подают мутный казеиновый коктейль. Очередная глава из жизни человека, чье любимое занятие – воскресать из мертвых, открывается праздником Дня мертвых в Мексике, как будто возвращая нас к золотому веку первых экранизаций романов Йена Флеминга. Привычка воскресать Джеймсу Бонду на этот раз пригодилась как никогда. Ему пришлось противостоять напору научно-технического прогресса, которым вооружилось высокое начальство. А он остроумно поступил согласно русской поговорке: неважно, коли не жалует царь, главное, чтобы жаловал псарь. То есть, заручись любовью-поддержкой тех, кто на подхвате, ведь именно они обеспечивают тылы и по большому счету рулят, поскольку от них зависит – сдать начальство или не сдать.

007 Spectre 3«007. СПЕКТР»

Кроме всего прочего, «СПЕКТР» – это еще и фильм возмездия. Ведь в «Скайфолле» Бонд потерпел тяжелое поражение, провалил миссию – не смог спасти М, свою начальницу, символическую заместительницу Ее Величества, на службе которой он состоит. Теперь на месте М вновь мужчина (Рейф Файнс), что так или иначе подразумевает, что в нынешней ситуации уже не до заигрываний с феминистками и лучше передать такое серьезное дело в крепкие мужские руки.

Смущает одно. СПЕКТР (Особый отдел контрразведки, терроризма, возмездия и подкупа) Йен Флеминг придумал в 1959 году, когда почувствовал первые признаки потепления политического климата, а Бонду надо было обеспечить поле деятельности. И СПЕКТР во главе с Эрнстом Ставро Блофельдом потихоньку вытеснял советский СМЕРШ. Характерно, что Флеминг не только предугадал усиливающуюся роль терроризма, но и ризоморфный способ существования террористических организаций вне штаб-квартир и мест дислокаций, буквально как spectre (то есть одновременно «угроза», «перспектива» и «признак»).

007 Spectre 2«007. СПЕКТР»

Затишье в бондиане между 1989 и 1995 годом можно, конечно, объяснить спорами между хозяйствующими субъектами – продюсером Альбертом Р. Брокколи и дистрибьюторами, но в глаза бросается в первую очередь другое: это было время падения Берлинской стены, перестройки и конца холодной войны. И потом, когда франшиза вернулась в свою колею, она двигалась как-то малозаметно, не зря М (Джуди Денч) обронила фразу: «Как я скучаю по «холодной войне!». А еще раньше она назвала Бонда «реликтом» холодной войны. Это означало, что в ее глазах в те времена мир был четко поделен на своих и чужих, на врагов и союзников, а тут все смешалось, и разведывательной службе приходится работать в новых и очень сложных условиях. Небывалый ажиотаж вокруг «СПЕКТРа» в том числе и в России наводит на грустные мысли, которым аккомпанирует тематическая песня Сэма Смита с ее I feel like a storm is coming: не знак ли это, указывающий на некие глубинные процессы, способствующие облегчению деятельности разведывательных служб, причем с обеих противоборствующих сторон?

№5/6, май-июнь

Мера за меру

На вопрос о целесообразности государственного протекционизма отвечают Тимур Бекмамбетов, Алексей Бырдин, Леонид Верещагин, Олег Иванов, Иван Кудрявцев, Дмитрий Литвинов, Алексей Рязанцев, Сергей Сельянов, Джаник Файзиев.

Колонка главного редактора

Как вернуть зрителя российскому кинематографу?

24.01.2014

К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня мы вновь говорим, поскольку есть повод. Вновь возникла идея введения квотирования российского кино. Эту идею высказал в очередной раз министр культуры Владимир Мединский: «Квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь. 

Новости

Швеция привезет в Москву свое кино

20.05.2014

С 5 по 8 июня 2014 года в московском кинотеатре «Иллюзион» пройдет «ФЕСТИВАЛЬ КИНО ШВЕЦИИ 2014». Зрители получат возможность увидеть самые яркие и оригинальные фильмы последних лет из Швеции: политические скандалы и криминальные авантюры, документальные расследования и ретро-драмы, семейное и детское кино, титулованные актеры и новое поколение кинозвезд. Все фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами.