Похоже, надвигается буря… «007. СПЕКТР», режиссер Сэм Мендес

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Завтра в прокат выходит «007. СПЕКТР». Об эволюции образа Бонда в исполнении Дэниэла Крейга, а также о причинах, обусловивших возвращение агента 007 в большую игру, размышляет Нина Цыркун.


24-й фильм бондианы «007. СПЕКТР» завершает карьеру Дэниела Крейга в должности агента 007, и его подчеркнуто отрешенный вид указывает на то, что он уже где-то не здесь. Сэм Мендес тоже скорее всего сойдет с дистанции, потому что выложился, насколько мог, а повторяться, делая из бондианы образ жизни, не в его характере. Прощальный выход Бонда/Крейга сопровождает салют наций. Фильм украсили присутствием новая модель Aston Martin, француженка Леа Сейду, томно-роковая итальянка Моника Белуччи и оскароносный австриец Кристоф Вальц, которому удается с неизменным мягким обаянием изображать жуткое злодейство (в «Бесславных ублюдках») и христианское добросердечие (в «Джанго освобожденном»). Две главные сюжетные линии, пересекающиеся в нужное время в нужный момент, непосредственно касаются самого Бонда, придавая фильму личностную окраску. Одна связана с его служебной деятельностью, вторая – с семейной историей. Первая привлекает актуальностью, вторая – легкой ностальгической тоской. В первой пружиной действия – предательство, штука в бондиане сама по себе не новая, но всегда выступающая в новом воплощении; во второй – воспоминания о детстве и любви, ради которой он готов был бросить профессию.

«007. СПЕКТР», трейлер

В целом это по преимуществу экшен, не уступающий по зрелищности первой части дилогии Мендеса – «Координатам Скайфолл» (аплодисменты оператору Хойте Ван Хойтема). Начальный эпизод с взрывом отеля и вертолетными маневрами в воздухе (аплодисменты монтажеру Ли Смиту) будут помощнее эпизода со схваткой на крыше вагона, когда Бонд поймал пулю. Однако в свое время бондиана подкупила зрителя иронией и юмором, незабываемой улыбкой Шона Коннери – тем, что вместе с ним ушло из франшизы, заменившись легковесной беззаботностью. Теперь они вновь на месте в совсем новом мире, где вместо прозрачной водки с мартини подают мутный казеиновый коктейль. Очередная глава из жизни человека, чье любимое занятие – воскресать из мертвых, открывается праздником Дня мертвых в Мексике, как будто возвращая нас к золотому веку первых экранизаций романов Йена Флеминга. Привычка воскресать Джеймсу Бонду на этот раз пригодилась как никогда. Ему пришлось противостоять напору научно-технического прогресса, которым вооружилось высокое начальство. А он остроумно поступил согласно русской поговорке: неважно, коли не жалует царь, главное, чтобы жаловал псарь. То есть, заручись любовью-поддержкой тех, кто на подхвате, ведь именно они обеспечивают тылы и по большому счету рулят, поскольку от них зависит – сдать начальство или не сдать.

007 Spectre 3«007. СПЕКТР»

Кроме всего прочего, «СПЕКТР» – это еще и фильм возмездия. Ведь в «Скайфолле» Бонд потерпел тяжелое поражение, провалил миссию – не смог спасти М, свою начальницу, символическую заместительницу Ее Величества, на службе которой он состоит. Теперь на месте М вновь мужчина (Рейф Файнс), что так или иначе подразумевает, что в нынешней ситуации уже не до заигрываний с феминистками и лучше передать такое серьезное дело в крепкие мужские руки.

Смущает одно. СПЕКТР (Особый отдел контрразведки, терроризма, возмездия и подкупа) Йен Флеминг придумал в 1959 году, когда почувствовал первые признаки потепления политического климата, а Бонду надо было обеспечить поле деятельности. И СПЕКТР во главе с Эрнстом Ставро Блофельдом потихоньку вытеснял советский СМЕРШ. Характерно, что Флеминг не только предугадал усиливающуюся роль терроризма, но и ризоморфный способ существования террористических организаций вне штаб-квартир и мест дислокаций, буквально как spectre (то есть одновременно «угроза», «перспектива» и «признак»).

007 Spectre 2«007. СПЕКТР»

Затишье в бондиане между 1989 и 1995 годом можно, конечно, объяснить спорами между хозяйствующими субъектами – продюсером Альбертом Р. Брокколи и дистрибьюторами, но в глаза бросается в первую очередь другое: это было время падения Берлинской стены, перестройки и конца холодной войны. И потом, когда франшиза вернулась в свою колею, она двигалась как-то малозаметно, не зря М (Джуди Денч) обронила фразу: «Как я скучаю по «холодной войне!». А еще раньше она назвала Бонда «реликтом» холодной войны. Это означало, что в ее глазах в те времена мир был четко поделен на своих и чужих, на врагов и союзников, а тут все смешалось, и разведывательной службе приходится работать в новых и очень сложных условиях. Небывалый ажиотаж вокруг «СПЕКТРа» в том числе и в России наводит на грустные мысли, которым аккомпанирует тематическая песня Сэма Смита с ее I feel like a storm is coming: не знак ли это, указывающий на некие глубинные процессы, способствующие облегчению деятельности разведывательных служб, причем с обеих противоборствующих сторон?

Следы ведут в лес. «След зверя», режиссер Агнешка Холланд

№2, февраль

Следы ведут в лес. «След зверя», режиссер Агнешка Холланд

Андрей Плахов

«След зверя» Агнешки Холланд перекликается с фильмом-победителем Берлинале «О теле и душе» Ильдико Эньеди. Оба поставлены именитыми режиссерами-женщинами из Восточной Европы, в обоих идет речь о цене истребления животных и ставится вопрос об их загадочной душе. В остальном эти фильмы расходятся в разных направлениях.

Колонка главного редактора

Российская смысловая матрица

07.06.2016

Культуролог Даниил Дондурей о творцах понимания российской жизни. Републикация статьи в газете «Ведомости».

Новости

Завершился 35-й Московский международный кинофестиваль

30.06.2013

29 июня в Москве состоялась церемония закрытия крупнейшего российского кинофестиваля. Главный приз в конкурсной программе, собравшей 16 номинантов, завоевала картина «Частица» турецкого режиссера Эрдема Тепегеза, посвященная девушке, ищущей в Стамбуле работу. Актриса Жале Арикан, исполнившая в «Частице» главную роль, признана лучшей актрисой. Приз за лучшую мужскую роль присужден Алексею Шевченкову, сыгравшему в фильме «Иуда» режиссера Андрея Богатырева.