Приключение

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

На проходящем в Москве фестивале 2morrow была показана каннская картина «Форс-мажор» шведа Рубена Остлунда  (его фамилию также пишут как Эстлунд)  о том, как небольшая снежная лавина в Альпах, не унеся ни одной человеческой жизни, перевернула вверх дном отношения внутри образцовой буржуазной семьи. Итоги бескровной катастрофы изучает Зара Абдуллаева. 


«Турист» (по-настоящему «Форс-мажор») Рубена Остлунда в каком-то смысле trompe-l'œil – обман зрения. Лыжный курорт, снежные вершины (режиссер начинал свою карьеру со съемок фильмов о лыжном спорте), роскошный отель, семейка буржуа средней руки, приехавшая отдохнуть на недельку и влипшая в историю, Вивальди, звучащий уместно и насмешливо. Все эти компоненты присутствуют здесь в своем великолепии, комизме, но также в экспрессионисткой и строгой мощи, неотступном напряжении, заставляющим вспомнить «вражду полов» Стриндберга.

Фабула тянет «Туриста» в одну в сторону, а сюжет и способ съемки – совсем в другую. Не исключаю, что Стриндберг вылез из подсознания Остлунда, и режиссер о нем не помышлял. Однако интенсивность порушенных отношений счастливых поначалу жены с мужем (Йоханнес Кюнке, Лиза Ловен консли), их диалоги, мизансцены после потрясения во время обеда, когда сошла лавина, накрыв живописную террасу с вкусной едой, заставляет вспомнить скандинавского натуралиста. Он же провидец сюрреализма, а не только шведский знаток мирового значения мужского и женского. Но, в отличие от своего соотечественника, Остлунд участлив к женской партии в этой войне полов. И обладает юмором. Остлунд зеркалит переживания главной супружеской пары иронической поддержкой другой парочки, в которой молодая любовница вменяет партнеру постарше мужской эгоизм, а не мужской шовинизм, как было бы помоднее. 

«Турист» («Форс-мажор»), трейлер HD 

Итак, семейный кризис на фоне космического пейзажа, диагональных мизансцен пустого отеля, ударных планов лыжных ботинок в живописном шпалерном расположении и т.д. Чудные детки обычных и приятных до поры до времени шведов: нервный мальчик, прикипевший к папе, взрослеющая девочка с затаенной эмоциональной жизнью, готовая к открытым всплескам. Второй из недавней истории кино случай, когда буржуазная стилистика, но только до убийственного – ультрареального по сюжету и метафорического без намека на символятину – финала есть облатка кино об инстинктах, страхе, вине. О досоциальной природе человека. Такую же конфликтную обманку стилистики/содержания таил в себе фильм Ханеке «Скрытое».

Turist-2«Турист» («Форс-мажор»)

Отменно выверенная партитура «Туриста» разрывает с головокружительной беспощадной и точной режиссурой предыдущего фильма Остлунда «Игра». В нем, помимо прочего, был важен и удивителен неангажированный взгляд режиссера на отношения мигрантов из третьего мира, укорененных в Гетеборге, и этнических шведов. Никакой политкорректности, присущей поверхностным агентам оскорбленных (подростков) только фактом своей расовой принадлежности там наблюдать не пришлось. Но и другую правду (должно это сочетание слов писать уже без кавычек), включая непропедалированную ксенофобию, равнодушие шведских обывателей во время «забавной» жестокой игры, заложникам которой стал шведский мальчик, ведомый ушлыми иммигрантами, Остлунд не проморгал. Не ослушался.

В новом фильме он предпочел (отполировал) иные оптические и содержательные идеи, интересы. Жена, смятенная побегом мужа из-за стола во время лавины, стала одержимой навязчивой идеей: рассказывать один, второй, еще много раз этот случай знакомым и незнакомым друзьям из Швеции, тоже приехавшим на курорт.

Turist-3«Турист» («Форс-мажор»)

Зрители этого фильма – свидетели, как и смуглый отельный уборщик (в планах-рефренах), наблюдающий с верхнего этажа за выходками бледнолицых участников супружеской жизни, выпархивающих в минуты отчаяния из своего номера в исподнем.

Соединив пейзажи, достойные фотографий для календаря, с истерическими сценами то мужа, то жены; мятежные в своей тихости планы с неподдельным юмором; триллер – с бездной человеческих душ, Остлунд вступил на трудную территорию артмейнстрима, от которого не тошнит. Вполне себе результат. Но, придумав финал «Туриста», он разорвал границы столь угодной для публики территории. Удержавшись от спойлера, только скажу: финал обещает неожиданные возможности этого режиссера и его непредсказуемое место в текущем кинопроцессе.

Следы ведут в лес. «След зверя», режиссер Агнешка Холланд

№2, февраль

Следы ведут в лес. «След зверя», режиссер Агнешка Холланд

Андрей Плахов

«След зверя» Агнешки Холланд перекликается с фильмом-победителем Берлинале «О теле и душе» Ильдико Эньеди. Оба поставлены именитыми режиссерами-женщинами из Восточной Европы, в обоих идет речь о цене истребления животных и ставится вопрос об их загадочной душе. В остальном эти фильмы расходятся в разных направлениях.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Темы, которые никем не обсуждаются»

23.07.2013

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Здравствуйте. Это программа «Особое мнение». Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Я приветствую в этой студии главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея.

Новости

В Петербурге состоится V фестиваль Kinodot

24.05.2017

27-28 мая в Киноцентре «Родина» и Книжном магазине «Порядок слов» пройдут показы конкурсной программы V Фестиваля экспериментальных фильмов Kinodot. В конкурсе участвуют 17 фильмов, из них 16 - российские премьеры.