Пролетарская трагедия. «Манчестер у моря», режиссер Кеннет Лонерган

  • Блоги
  • Борис Локшин

Идущей в американском прокате картине «Манчестер у моря» режиссера и сценариста Кеннета Лонергана прочат множество призов. Уже сейчас эта драма с Кейси Аффлеком и Мишель Уильямс в главных ролях лидирует по числу номинаций на премию Гильдии киноактеров США. Фильм посмотрел Борис Локшин.


В американском кино каждому фильму еще в момент его зачатья предназначена определенная жанрово-экологическая ниша, попадание и закрепление в определенной кастовой системе. “Manchester by the Sea” – это тоже такой специальный жанр: фильм про суровых белых новоанглийских мужиков без высшего образования. Здесь очень важно, что среди суровых мужиков без образования, новоанглийские мужики – особый подвид. Потому что остальные белые мужики без образования пьют, ходят в церковь, голосуют за Трампа и стреляют друг в друга, а новоанглийские белые мужики не просто пьют, бьют друг другу морды, плюют на религию и политику, но и переживают ужасную трагедию. Причем трагедия должна быть не просто ужасной, а какой-то настолько ужасной, чтобы вообразить было нельзя. И в этом как бы оправдание этих самых белых мужиков, которые иначе никому вообще не интересны.

В начале фильма главный герой Ли (Кейзи Аффлек) живет и работает в Квинсе, небогатом бостонском районе, застроенном уродливыми четырехэтажками, похожими на обувные коробки. Он обслуживает четыре таких коробки. Он там и дворник, и сантехник, и электрик. Он выкачивает дерьмо из засоренных унитазов, разгребает снег, чинит протекающие краны и ругается с жильцами. Время от времени напивается в соседнем баре и устраивает безобразные пьяные драки.

«Манчестер у моря», трейлер

В какой-то момент Ли получает известие о смерти старшего брата, живущего в приморском городке Manchester by the Sea, в часе езды от Бостона. Это город, где Ли родился и вырос. Когда-то у него был там свой дом, семья… И только потом с ним случилось нечто очень страшное, в результате чего он стал тем, кем он стал. О том, что это было, зритель узнает только в середине фильма.

А пока Ли едет в Manchester by the Sea хоронить брата. У брата остался шестнадцатилетний сын – славный симпатичный подросток со сложной любовной жизнью. Мать мальчика давно куда-то пропала и не появляется на его горизонте. Неожиданно выясняется, что в своем завещании брат назначил Ли опекуном своего сына. Перед лицом смерти любимого брата Ли оказывается там, где каждый дом напоминает ему о том страшном, что с ним случилось, где все постоянно возвращает его к той трагедии, разрушившей его жизнь. К тому же, на него сваливается груз неожиданной ответственности. Груз, который он не может вынести.

В нашей жизни происходит множество страшных вещей. Собственно, невозможно вообразить себе такое несчастье, которое с кем-нибудь не случается вот даже прямо сейчас, в этот самый момент. Вопрос Иова «За что?» обращенный к Богу, в конце концов, вызывает Бога на прямой ответ. Иное дело вопрос читателя к писателю, зрителя к режиссеру. «За что ты делаешь это со своими героями? Зачем ты их так мучаешь?» Чем ужаснее страдание, тем выше ставки. Тем страшнее история, которую тебе рассказывают, тем неизбежнее вопрос: «А зачем я должен все это слушать?»

К сожалению, очень часто единственный возможный ответ звучит примерно так: «Понимаешь, дорогой зритель, я боялся. Если бы я был к своему герою поснисходительнее, ты бы на мое произведение, скорее всего, не обратил бы никакого внимания».

Вот, собственно, главный вопрос, который можно адресовать фильму. На этот вопрос можно придумать разные ответы, но все они, кроме того, что приведен выше, представляются не очень убедительными. А в остальном – это добротное, хотя и несколько предсказуемое кино, с отличной актерской работой. Особенно стоит запомнить мальчика, которого зовут Лукас Хеджис, и который уже успел сняться в двух фильмах Уэса Андерсона.

manchester by the sea 2«Манчестер у моря»

Но самое интересное в этом фильме, все-таки, не люди, а интерьеры и пейзаж. Эти пуританские дома с узкими деревянными лестницами, кривыми полами и скошенными стенами, забитые старой, неуклюжей, пыльной, бессмысленной мебелью; эти маленькие темные комнатки с низкими потолками, в которых даже микроволновка кажется предметом из восемнадцатого века; этот невыветриваемый запах достойной бедности, которым дышит поколение за поколением, все время на грани, все время в ожидании семейной катастрофы. А вокруг вечный сквозной ветер с океана; серые скалы; покореженные, выброшенные на берег рыбацкие снасти; древние деревянные морские посудины с ржавыми моторами качаются на свинцовых волнах.

Хотя “Manchester by the Sea” уже записали в один из главных оскаровских претендентов, это, прямо скажем, не выдающийся фильм. И тем не менее в нем, кажется, звучит какая-то трогательно-пронзительная нота. Если получится ее услышать, то два с лишним часа, которые он длится, кажутся потраченными не зря.

Чужой. «Кроткая», режиссер Сергей Лозница

№4, апрель

Чужой. «Кроткая», режиссер Сергей Лозница

Зара Абдуллаева

Здесь все слишком несчастны для того, чтобы жаловаться. Маркиз де Кюстин.  «Россия в 1839 году» Проселочная дорога. Автобус. Из него выходит женщина (Василина Маковцева). Трусит к дому. Открывает посылку. Недоумевает. Вновь автобус. В нем она едет с посылкой на почту. Автобус набит муратовскими «второстепенными людьми». «Кроткая»Автор сценария, режиссер Сергей ЛозницаОператор Олег МутуХудожник Дорота РокеплоВ ролях: Василина Маковцева, Валериу Андрюцэ, Сергей Колесов, Дмитрий Быковский, Лия Ахеджакова, Алиса Кравцова, Константин Итунин, Николай Коляда, Сергей Федоров, Роза Хайруллина, Борис Каморзин и другиеArtе France Cinéma, Atoms & Void, Graniet Film BV, LOOKS Film & TV Produktionen, Slot Machine, Solar...

Колонка главного редактора

Доклад президенту РФ Владимиру Путину. О влиянии российского ТВ на стоимость человеческого капитала

12.11.2012

12 ноября 2012 года в Кремле состоялось заседание президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Публикуем доклад Даниила Дондурея.

Новости

Стала известна программа 2-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение»

14.04.2014

2-й Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» опубликовал конкурсную программу, которая в этом году состоит из двух секций – основной «Движение. Вперед» и короткометражной «Движение. Начало». Главная соревновательная секция фестиваля – «Движение. Вперед» – состоит из семи премьерных картин молодых российских кинематографистов.