Пролетарская трагедия. «Манчестер у моря», режиссер Кеннет Лонерган

  • Блоги
  • Борис Локшин

Идущей в американском прокате картине «Манчестер у моря» режиссера и сценариста Кеннета Лонергана прочат множество призов. Уже сейчас эта драма с Кейси Аффлеком и Мишель Уильямс в главных ролях лидирует по числу номинаций на премию Гильдии киноактеров США. Фильм посмотрел Борис Локшин.


В американском кино каждому фильму еще в момент его зачатья предназначена определенная жанрово-экологическая ниша, попадание и закрепление в определенной кастовой системе. “Manchester by the Sea” – это тоже такой специальный жанр: фильм про суровых белых новоанглийских мужиков без высшего образования. Здесь очень важно, что среди суровых мужиков без образования, новоанглийские мужики – особый подвид. Потому что остальные белые мужики без образования пьют, ходят в церковь, голосуют за Трампа и стреляют друг в друга, а новоанглийские белые мужики не просто пьют, бьют друг другу морды, плюют на религию и политику, но и переживают ужасную трагедию. Причем трагедия должна быть не просто ужасной, а какой-то настолько ужасной, чтобы вообразить было нельзя. И в этом как бы оправдание этих самых белых мужиков, которые иначе никому вообще не интересны.

В начале фильма главный герой Ли (Кейзи Аффлек) живет и работает в Квинсе, небогатом бостонском районе, застроенном уродливыми четырехэтажками, похожими на обувные коробки. Он обслуживает четыре таких коробки. Он там и дворник, и сантехник, и электрик. Он выкачивает дерьмо из засоренных унитазов, разгребает снег, чинит протекающие краны и ругается с жильцами. Время от времени напивается в соседнем баре и устраивает безобразные пьяные драки.

«Манчестер у моря», трейлер

В какой-то момент Ли получает известие о смерти старшего брата, живущего в приморском городке Manchester by the Sea, в часе езды от Бостона. Это город, где Ли родился и вырос. Когда-то у него был там свой дом, семья… И только потом с ним случилось нечто очень страшное, в результате чего он стал тем, кем он стал. О том, что это было, зритель узнает только в середине фильма.

А пока Ли едет в Manchester by the Sea хоронить брата. У брата остался шестнадцатилетний сын – славный симпатичный подросток со сложной любовной жизнью. Мать мальчика давно куда-то пропала и не появляется на его горизонте. Неожиданно выясняется, что в своем завещании брат назначил Ли опекуном своего сына. Перед лицом смерти любимого брата Ли оказывается там, где каждый дом напоминает ему о том страшном, что с ним случилось, где все постоянно возвращает его к той трагедии, разрушившей его жизнь. К тому же, на него сваливается груз неожиданной ответственности. Груз, который он не может вынести.

В нашей жизни происходит множество страшных вещей. Собственно, невозможно вообразить себе такое несчастье, которое с кем-нибудь не случается вот даже прямо сейчас, в этот самый момент. Вопрос Иова «За что?» обращенный к Богу, в конце концов, вызывает Бога на прямой ответ. Иное дело вопрос читателя к писателю, зрителя к режиссеру. «За что ты делаешь это со своими героями? Зачем ты их так мучаешь?» Чем ужаснее страдание, тем выше ставки. Тем страшнее история, которую тебе рассказывают, тем неизбежнее вопрос: «А зачем я должен все это слушать?»

К сожалению, очень часто единственный возможный ответ звучит примерно так: «Понимаешь, дорогой зритель, я боялся. Если бы я был к своему герою поснисходительнее, ты бы на мое произведение, скорее всего, не обратил бы никакого внимания».

Вот, собственно, главный вопрос, который можно адресовать фильму. На этот вопрос можно придумать разные ответы, но все они, кроме того, что приведен выше, представляются не очень убедительными. А в остальном – это добротное, хотя и несколько предсказуемое кино, с отличной актерской работой. Особенно стоит запомнить мальчика, которого зовут Лукас Хеджис, и который уже успел сняться в двух фильмах Уэса Андерсона.

manchester by the sea 2«Манчестер у моря»

Но самое интересное в этом фильме, все-таки, не люди, а интерьеры и пейзаж. Эти пуританские дома с узкими деревянными лестницами, кривыми полами и скошенными стенами, забитые старой, неуклюжей, пыльной, бессмысленной мебелью; эти маленькие темные комнатки с низкими потолками, в которых даже микроволновка кажется предметом из восемнадцатого века; этот невыветриваемый запах достойной бедности, которым дышит поколение за поколением, все время на грани, все время в ожидании семейной катастрофы. А вокруг вечный сквозной ветер с океана; серые скалы; покореженные, выброшенные на берег рыбацкие снасти; древние деревянные морские посудины с ржавыми моторами качаются на свинцовых волнах.

Хотя “Manchester by the Sea” уже записали в один из главных оскаровских претендентов, это, прямо скажем, не выдающийся фильм. И тем не менее в нем, кажется, звучит какая-то трогательно-пронзительная нота. Если получится ее услышать, то два с лишним часа, которые он длится, кажутся потраченными не зря.

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

№5/6, май-июнь

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

Петр Шепотинник, Ася Колодижнер

Беседу ведут Ася Колодижнер и Петр Шепотинник.

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.

Новости

Начался 35-й Московский международный кинофестиваль

19.06.2013

В столице России начинается 35-й Московский международный кинофестиваль. Фильмом, который официально откроет фестиваль 20 июня, станет зомби-триллер «Война миров Z» с Брэдом Питтом в главной роли, однако фактическое начало фестиваля состоялось уже сегодня, поскольку несколько пресс-показов назначено на 19 июня. В конкурсной программе представлено 16 фильмов. Председатель жюри – иранский режиссер Мохсен Махмальбаф.