Рабочий класс идет в рай. «Уйти красиво», режиссер Зак Брафф

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В кинотеатрах начался прокат криминальной комедии о стариках-разбойниках, вынужденных ограбить банк, чтобы сохранить свои пенсионные сбережения. Нина Цыркун сравнивает нынешний фильм с его предшественником, чтобы показать изменения случившиеся за последние сорок лет с американским, и не только американским, обществом.


В комедии Зака Браффа «Уйти красиво» есть одна ссылка на картину с тем же названием, снятую Мартином Брестом в 1979 году по той же книге Эдварда Кэннона.

Впрочем, нельзя сказать, что Брафф сделал ремейк: кроме того, что тут и там действует тройка тех же самых джентльменов преклонного возраста, грабящих банк, между двумя этими фильмами нет ничего общего. Дело даже не том, что довольно хлипкий сценарий первой экранизации, сочиненный самим режиссером, благодаря драматургу Теодору Мелфи превратился в ловко скроенный детективный сюжет с остроумными диалогами, а утомительно медленный темпоритм Бреста (как бы под стать старческой приторможенности героев) у Браффа своевременно ускоряется, соответствуя жанру криминальной драмы. Скорее всего, ближе к литературному источнику первый фильм, а второй – результат изменений, произошедших с конца 70-х по наше время – и не только в Америке, но во всем мире. Первое, но не главное, что бросается в глаза, – появление в компании афроамериканца, каким стал Вили в исполнении Моргана Фримена.

Going in Style 1«Уйти красиво»

Но вернемся к ссылке. Один из троих – Джо (Майкл Кейн) – каждый день провожает в школу, а потом встречает четырнадцатилетнюю внучку. Девочке неловко перед одноклассниками, и она убеждает деда, что их Бруклин теперь не тот, что сорок лет назад, – он стал гораздо удобнее и безопаснее, так что в школу и из школы она может добираться и сама. «Да, – грустно соглашается дед. – Не тот». Но он имеет в виду нечто другое.

Сорок лет назад, в фильме Бреста такие же Джо, Альберт и Вили, сыгранные не менее замечательными актерами, сидели на лавочке, кормили голубей, читали газеты и томились бездельем. Идея грабануть банк пришла в голову Джо после того, как он случайно оказался свидетелем грабежа и с изумлением увидел, что это гораздо проще, чем кажется. И Джо предлагает старым друзьям, безбедно живущим на пособии, провернуть такое же дельце лишь за тем, чтобы внести в вялотекущую рутину немного разнообразия.

В наши дни мотив ограбления меняется принципиально. Джо является в банк, чтобы выяснить, почему вдруг взнос за ипотеку вырос втрое, став совершенно неподъемным. Выясняется, что старик не изучил текст, напечатанный в договоре мелким шрифтом, а замечание о форс-мажоре, брошенное вскользь операционистом, и вовсе пропустил мимо ушей. Дальше еще хуже: и Джо, и Вилли лишаются пенсионных выплат, потому что завод, где эти двое честно оттрубили всю жизнь, переносит производство за рубеж, а дочерняя страховая компания приняла решение заморозить накопления работников. В итоге Джо вместе с малооплачиваемой дочкой (медсестрой и матерью-одиночкой) и внучкой-школьницей через двадцать дней просто не сможет оплатить жилье и окажется на улице.

Going in Style 2«Уйти красиво»

Так что сорок лет спустя безумная идея с банком перестает казаться чудачеством, превратившись в как будто единственный прагматичный выход из безвыходного положения. Нынешние Вилли, Джо и Альберт (Алан Аркин, третий оскароносец в актерском трио) уже не просто мающиеся бездельники, а обманутые люди, решившиеся на отчаянные меры по собственному спасению. Потому и банк выбирается ими не наобум, как у Бреста, а прицельно. Комедия про озорных стариков-разбойников превращается в драмеди о противостоянии маленького человека с большими корпорациями. Новым героям безумства не нужны; им есть, чем заняться. А уйти красиво для них значит не просто пощекотать себе и окружающим нервы и оттянуться в Лас-Вегасе, а выиграть это противостояние. У поколения «золотого возраста» изменились условия жизни, а вместе с ними – приоритеты и представления о счастье.

В отличие от своих предшественников, новоиспеченные грабители должны поспешить (деньги нужно выплатить не позднее, чем через двадцать дней), и эта вынужденная спешка служит безотказным способом нагнать напряжение. За отпущенный срок герои должны обзавестись опытными инструкторами, приобрести навыки, провести репетицию и сделать работу над ошибками.

«Уйти красиво», русский трейлер

По сравнению с концом 70-х ставки по всем статьям повысились в разы. Теперь банковский кэш составляет не смешные 45 тысяч, а миллион, в случае же ареста грабителям грозят не скромные три года («бесплатного жилья и харча три раза в день»), а чуть ли не пожизненное заключение. О том, кто победил в этой схватке и кому в итоге привалило счастье, вы узнаете, посмотрев картину.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

Где купить старые номера журнала «Искусство кино»

22.11.2017

Нас часто спрашивают, где найти старые номера журнала. Теперь вы можете купить бумажные номера «Искусство кино» в онлайн-магазине Planeta.ru. Доступна доставка.