Рапсодия в стиле джаз. «Ла-Ла Ленд», режиссер Дэмьен Шазелл

  • Блоги
  • Нина Цыркун

12 января на экраны выходит мюзикл Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Ленд», удостоенный семи номинаций на «Золотой глобус», включая номинации на «лучший фильм», «лучшего режиссера», «лучший сценарий» (Дэмьен Шазелл) и «лучших исполнители главных ролей» (Райан Гослинг и Эмма Стоун), – и победивший во всех из них. О фильме-триумфаторе главной премии голливудской международной прессы – Нина Цыркун.


После бурной преамбулы – блистательно снятого Линусом Сандгреном единым планом бравурного музыкально-танцевального номера в лос-анджелесской автомобильной пробке – зритель получает ключ к самой истории: огромный плакат с Ингрид Бергман из «Касабланки» на стене квартиры, где живет главная героиня Миа. Миа (Эмма Стоун) – бариста в одном из студийных кафе в Голливуде, мечтающая стать актрисой. Можно не сомневаться, что после надлежащих перипетий ключ откроет заветную дверь, скрытую за плакатом, и зритель получит «обратку» – огромный уличный плакат с изображением Мии Долан – звезды какого-то фильма или спектакля.

То, что героиня фильма – фанатка фильма и актрисы старых времен, указывает: сюжет будет строиться по канонам классического Голливуда, и раз заявлен мюзикл, и ожидать надо тоже нечто вроде классического мюзикла. Но режиссер Дэмьен Шазелл не просто вернул нас в этот прекрасный мир, извлекши из недр памяти массу ассоциаций. Вот что говорит один из его персонажей своему коллеге, сокрушающемуся о безвозвратно ушедшей в прошлое эпохе джаза: «Ты хочешь играть для девяностолетних, хочешь законсервировать джаз, вернуть его в прошлое, а джаз – это о будущем». И «Ла-Ла Ленд», обыгрывая классику, движется вперед, не давая забыть о том, что и мюзикл – тоже о будущем, о желанном успехе, о «сбыче мечт».

«Ла-Ла Ленд», трейлер

Конечно, этот фильм в первую очередь – трибьют голливудскому кино сороковых-пятидесятых годов, о чем напоминают дуэты в духе Фреда Астера с Джинджер Роджерс в ярких красках Technicolor и стилизованные под ретро костюмы, но кроме того – и грустному французскому романтизму «Шербурских зонтиков» и «Девушек из Рошфора» Жака Деми. Выстраивая сюжет с заведомо предсказуемыми ситуациями и поворотами, Шазелл льстит зрительскому предвидению, но приправляет саундтрэк джазовыми импровизациями и добавляет в старый жанр иронии. В одном из эпизодов он мимоходом показывает в студийном кафе компанию, обсуждающую построение сценария по правилам «путешествия героя» от Джозефа Кэмпбелла, автора книги «Герой с тысячью лиц», тем самым намекая, что в до-мажоре, то есть, в старом добром мюзикле много еще можно сделать.

Обратившись к самому как будто бы далекому от обыденной жизни жанру, Шазелл обходится без цифровых спецэффектов, тем самым незаметно возвращая нас не только к натуральной магии кино, но и к самой реальности.

lala land 2«Ла-Ла Ленд»

Джазист Себастьян (Райан Гослинг) и начинающая актриса Миа встречаются в автомобильной пробке, и это символический конденсат тех препятствий, которые им предстоит преодолеть как репрезентантам двух из хрестоматийной «тысячи лиц» на пути к достижению цели. Цели и способы преодоления тоже хрестоматийны, то есть шаблонны, в духе классических мюзиклов из жизни артистического закулисья, где встречаются, сталкиваются и бьются иллюзия и реальность.

Лейтмотив фильма – песня «Прослушивание» о мечтателях, которых называют глупцами, но именно они «открывают двери». Дэмьен Шазелл и сам из таких мечтателей: «Ла-Ла Ленд» он задумал еще в студенческие годы, но даже получив номинацию на «Оскар» за «Одержимость», преодолел немало преград к осуществлению плана, который все считали заведомо провальным «музейным» делом. Опорой ему стал композитор Джастин Гурвиц, с которым Шазелл примеривался к этому сюжету в своей студенческой короткометражке «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» и который писал музыку к «Одержимости». Естественным образом площадкой для развития действия был выбран Лос-Анджелес – самый нереальный город, Мекка мечтателей, становящаяся не просто декорацией, а действующим лицом, проявляющим свой характер в этой распластанности на холмах, в автомобильных пробках и в этом небе – то рассветном, то полдневно знойным, то закатном.

lala land 3«Ла-Ла Ленд»

Итак, Дэмиен Шазелл продолжил свою музыкальную тему третьим полнометражным фильмом после «Торжественного финала» про пианиста и «Одержимости» (в оригинале картина называется «Плеть») про барабанщика. Все три восторженно были приняты американскими критиками и зрителями (бокс-офис не даст соврать). Нелишне напомнить, что на мюзикле пробовали свои зубы и Скорсезе, и Коппола, и Богданович, так что Шазелл попал в хорошую компанию. Но эти уважаемые попутчики по просторам мюзикла с большей или меньшей скоростью устремлялись в сторону социальной ангажированности, Шазелл же предпочел сосредоточиться на классике жанра и произвел маленькую революцию наподобие той, что сотворил Мишель Хазанавичус со своим «Артистом».

Ангел потребления. «Хэппи энд», режиссер Михаэль Ханеке

№4, апрель

Ангел потребления. «Хэппи энд», режиссер Михаэль Ханеке

Андрей Плахов

Михаэль Ханеке, дважды каннский триумфатор, мог стать единственным в режиссерском мире обладателем трех «Золотых пальмовых ветвей». Этого не случилось, его новый фильм на сей раз вообще не получил никаких наград, однако без «Хэппи энда» была бы совсем не полной картина 70-го Каннского фестиваля. Его ключевой темой, запечатленной и в «Квадрате» Рубена Эстлунда, и в «Нелюбви» Андрея Звягинцева, и в «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса, стал эгоизм общества потребления, чреватый насилием, трансгрессией и сломом личности.

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.

Новости

Вышел мартовский номер «Искусства кино»

29.03.2013

21 февраля не стало Алексея Германа. Великого режиссера. Этот номер был уже сверстан, но мы поняли: открыть его должны неравнодушные слова Германа, проницательные, яростные и восторженные, горькие и смешные высказывания — о времени, о кино, о себе, о коллегах.