Разбирая Гэри

  • Блоги
  • Нина Цыркун

9 октября в российский прокат выходит дебютный фильм режиссера Гари Шора «Дракула» (Dracula Untold), снятый на киностудии Universal Pictures. Нина Цыркун рассуждает о непобедимости мифа, сценарных нововведениях и излишней серьезности премьеры.

 
Трудно назвать другую историческую личность, что была бы так нещадно мифологизирована, как Влад III Басараб, также известный как Влад Дракула  и Влад Цепеш (Колосажатель), господарь Валахии в середине 15-го века, когда Трансильвания находилась под турецким владычеством.

Если сведения о его жестокости (и в том числе об излюбленных  массовых казнях – усаживании на кол) так или иначе подтверждаются исторически, то легенда о нем как о вампире родилась уже после смерти Влада, но именно кровопийство неразрывно связалось с его именем, и хоть кол на головах теши, выбить этот миф из массового сознания никакой науке не удается. Ибо никакая правда не способна победить миф, и только другой миф может его одолеть. Но для этого новый миф должен обладать не меньшей интенсивностью, действенностью – в обход, разумеется, разума. В отличие от науки мифология оперирует не понятиями, а образами, а образы, как говорил Ницше, подчиняются закону выживания сильнейшего: слабый пожирается более сильным. Надо обладать недюжинной отвагой, чтобы решиться построить новый миф на руинах старого и надеяться его затмить. Продюсеры «Дракулы» 2014 года выпуска сильно рисковали, доверив столь ответственную миссию дебютанту в большом кино Гэри Шору. Сценаристы Мэтт Сазама и Берк Шарплесс замахнулись на миф, попытавшись соединить осколки правды с оправданием и неимоверной жестокости, и сверхъестественных качеств князя Влада Валашского. В итоге хоррор превратился в эпическую сагу.


«Дракула», трейлер

Вместо бледнолицего клыкастого маньяка с горящими глазами (такой образ в 30-е годы прошлого века оставил в наследство всем последующим исполнителям кинороли Бела Лугоши) на экране возник мачистый красавец, преисполненный мужского обаяния (Люк Эванс), в своей доэкранной жизни и впрямь жестокий, но одумавшийся и сделавшийся истинным отцом нации. Ради народа своего и своих ближних господарь пошел на сделку с дьяволом в лице легендарного фольклорного персонажа – Повелителя вампиров (Чарльз Дэнс) и принял из его рук причастие крови. Так что история приобретает еще и налет фаустианства, а также изрядную долю мелодраматической сентиментальности. Нежная любовь к упитанному недорослю сыну Ингерасу и плотская страсть к золотоволосой супруге Мирене (Сара Гадон), о которой историческая наука умалчивает, превращает деспота, известного своими злодействами по отношению к наложницам, в благородного рыцаря. Владу/Эвансу по плечу сразиться с целой армией турецкого султана, одолевая врага не столько за счет мускулов или оружия, но главным образом благодаря нечистой силе, приобретенной в пещере под горой Сломанный клык.

Dracula-Untold-2
«Дракула»

В свое время Кристофер Ли в образе Дракулы превращался в летучую мышь; чего мелочиться, решили создатели новой версии Дракулианы – и их герой источает несметные стаи рукокрылых кровососов, тучей накрывающих вражескую армию. Другому вампиру достаточно одной серебряной пули, чтобы упокоиться навеки, а обновленный Влад силой воли преодолевает силу целых мешков серебра, брошенных ему под ноги султаном Мехмедом (Доминик Купер). Он, конечно, питается не столько кровью, сколько поддержкой близких, прежде всего Мирены. И когда она ласково и жертвенно шепчет ему: «Укуси меня», сквозь смех хочется плакать.

Dracula-Untold-1
«Дракула»

Может быть, режиссерские достоинства Гэри Шора проявились бы более ярко, окажись в его руках другой сценарий. Однако рыхлое невнятное творение Сазамы и Шарплесса получило адекватную анемичную реализацию, лишенную энергетики, саспенса и личного высказывания дебютанта. Досаднее всего, что после сорокапятилетней истории экранных воплощений многажды рассказанная история не приобрела ни малейшего оттенка иронии. Ирония исходит разве что от Мехмеда с его зловещими шуточками, который, как бы между прочим и едко улыбаясь, предлагает убийственные для «брата» Влада сценарии отношений. Капля иронии сквозит и в финале, как будто бы утверждающем вечность и неисчерпаемость истории, а также исподтишка грозящем зрителю сиквелом. Но этого явно маловато для фильма, который при своей милосердной стоминутной длительности кажется тем не менее слишком длинным.

Сердце не на месте. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

№5/6, май-июнь

Сердце не на месте. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

Алексей Медведев

После того как событие случается, все его причины выглядят очевидными. Кажется, что оно не могло не произойти. Так было и с победой «Аритмии» на «Кинотавре». «Ведь Боря Хлебников такой хороший и добрый...», «Ведь Яценко и Горбачева такие классные...», «Ведь на душе так грустно, но и радостно тоже...», «Ведь так приятно напевать после фильма «Яхта, парус...» Сочинская легкая эйфория оборачивается таким легким маскировочным туманом, который не дает оценить масштаб и смысл происшедшего.

Колонка главного редактора

Есть ли в России культурная политика?

16.08.2013

Интервью «Ведомостям» о том, есть ли в России культурная политика, почему не хватает творческой среды и о питчинге кинопроектов. 

Новости

80-е Глеба Панфилова будет отмечено ретроспективой

20.05.2014

Государственный центральный музей кино при поддержке Киноконцерна "Мосфильм" и ГБУК г. Москвы "Московское кино" проведут с 21 мая по 3 июня ретроспективу фильмов Глеба Панфилова.  Ретроспектива приурочена к 80-летию мастера.