Робинзонада от Марка. «Марсианин», режиссер Ридли Скотт

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В российский прокат вышел новый сай-фай Ридли Скотта с Мэттом Деймоном, сыгравшего космонавта, брошенного на Марсе. Нина Цыркун трезво оценила попытки главного героя спастись в условиях, практически полностью не пригодных для жизни.

Фантастика (назови ее хоть научной, хоть ненаучной) нужна не за тем, чтобы заглянуть в будущее; попадет она в цель со своим прогнозом или нет – бабушка надвое сказала. Она нужна для того, чтобы свежим глазом вглядеться в настоящее. Настоящее в фильме Ридли Скотта «Марсианин» представлено с какой-то подчеркнутой, если не сказать школьной аккуратностью, реалистично и рационально, со всей мультикультурностью и гендерной сбалансированностью, даже, пожалуй, с поклоном феминизму. Здесь в нужные моменты демонстрируют свою этническую принадлежность астронавт-немец Фогель (Аксель Хенни) и латиноамериканец Мартинес (Майкл Пенья), а также большой ученый Винсент Капур (Чиветель Эджиофор): «Отец индус, а мать баптистка» (судя по цвету кожи сына, афроамериканка). Здесь отрядом астронавтов командует женщина, Мелисса Льюис (Джессика Честейн), и женщина-китаянка выступает со светлой идеей рассекретить национальный проект, касающийся запуска космических кораблей КНР.

The Martian 2«Марсианин»

Автор книги, по которой поставлен «Марсианин», Энди Уэйр – опытный программист. Он все точно и взвешенно рассчитал, и смотреть на наше настоящее зритель будет глазами не романтика, не философа, а ученого прагматика. То есть, человека, который знает, от кого зависит принятие сложных решений и от кого в принципе должно зависеть, чтобы результат получился оптимальным. Так что в фильме образцовым путем их принимают правильные люди – ученые и практики-астронавты. Конечно, не без сопротивления высшего начальства, скованного осторожностью и магией больших чисел. Поэтому для начальства однозначно ясен ответ на вопрос: можно ли рисковать жизнью пяти астронавтов, чтобы спасти одного рядового ботаника?

Профессиональный ботаник Марк Уотни (Мэтт Деймон) в одиночестве остался на Марсе, когда экспедиции пришлось спешно прервать миссию «Арес-3» из-за повреждения оборудования во время сильной пыльной бури. Его, конечно, искали, но не нашли в густом мраке и сочли погибшим, улетели без него. А Марк оказался живым и даже смог подать о себе сигнал на Землю. Однако должны пройти годы, прежде чем ему смогут реально помочь. И вот Марк как новый Робинзон должен искать способы выживания на свой страх и риск.

«Марсианин», трейлер HD

Робинзону Крузо было легче – у него было ружье и восполняемый запас еды: он мог разжиться мясом, а потом одомашнить коз, посеять рис и ячмень, у него была вода и уж, конечно, ему не приходилось задумываться о кислороде. А на Марсе кислорода вообще нет, не говоря уж о козах, и страшные перепады ночной и дневной температуры просто невыносимы для человека. Правда, Марку, как и Робинзону, досталось кое-что от цивилизации – сооружения базы «Ареса», и житье у него наладилось вполне даже комфортное. Но вот полная изоляция и непредсказуемость новейших технологий, которые чреваты внезапными катастрофическими сбоями… Так что, как бы то ни было, а выжить человек во все времена может только надеясь на свою волю, свои знания и готовность не опускать руки ни при каких обстоятельствах.

Оценив масштаб бедствия и, естественно, впав в отчаяние – и потому что обречен на гибель, и потому что друзья-коллеги его, по сути, предали, – Марк начинает свою исповедь перед компьютером, свое посмертное обращение к землянам на грустной ноте. Но это кино не о чувствах, оно о действии, которое исцеляет отчаяние и замещает его надеждой.

Марк проходит все фазы робинзонады как метафоры рождения капитализма. Он осваивает территорию, окультуривает землю, растит урожай, признает над собой закон (морского права, как наиболее подходящего случаю) и все это означает (согласно каким-то научным учениям) колонизацию Марса – то есть, превращение мертвой планеты в территорию, где можно жить.

The Martian 3«Марсианин»

При этом Марк не абсолютно одинокий и автономный субъект. Как ни странно, вот что еще не грозит новому Робинзону: полное одиночество. За миллиарды километров от Земли он продолжает находиться под наблюдением и контролем; его жизнью и ее спасением руководят другие – разумеется, из лучших побуждений. Они знают, как для него будет лучше. Для руководства операцией спасения Марк не друг, товарищ и брат, а объект действий. Наверное, такой подход адекватен и функционален. Таковы издержки приоритета науки: прочь, эмоции – оставим их городу и миру.

Хотя фильм снимался в павильонах венгерской студии и в Иорданской пустыне, марсианский пейзаж поразительно напоминает американскую Долину монументов, локацию множества вестернов, и потому картину можно было бы выпускать под слоганом, которым начинался сериал «Стар трек» – «Космос. Последний фронтир». В отличие от инженера НАСА Купера, тоже затерянного в космосе героя «Интерстеллара» Кристофера Нолана, которого мучили сомнения насчет того, стоило ли его профессиональное подвижничество принесенных жертв, Марк напоминает персонажа классического вестерна без страха и упрека. Он обдуманно и стоически готов обменять свою жизнь на «нечто более важное». А пока не пришел смертный час, преисполнен оптимизма, веселя зрителя шутливыми комментариями и житейской суетой, помогающей узнику красной планеты не просто коротать время, а жить осмысленно. Так что лучший слоган для «Марсианина» – песня Глории Гейнор I Will Survive.

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

№1, январь

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

Дмитрий Десятерик

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ 1. Разговор об актуальной украинской документалистике[1] нужно начинать с перечня отсутствий. Чем была постсоветская Украина большую часть времени с момента обретения независимости? Сновидением государства о самом себе. Удерживала эту странную иллюзию скорее пассивность общества, нежели какая бы то ни было идеология. Экономика по преимуществу функционировала в тени, политика при сохранении выборного фасада являла собой систему «договорняков» – в фальсификациях не было потребности, потому что отдельные депутаты и целые партии перекупались уже в парламенте.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.