Сайонара!

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О шестом перевоплощении Хью Джекмана в самурая Логана и первом фильме из серии «Люди Икс», выпущенном в 3D и IMAX, – «Росомаха: Бессмертный» режиссера Джеймса Мэнголда, – Нина Цыркун.

Родившийся в 1974 году на страницах комиксов Marvel мутант Росомаха (Джеймс «Логан» Хоулетт) из команды «Людей Икс» в 2008 году возглавил список из двухсот героев комиксов всех времен по версии журнала Wizard. Он уверенно вышел из супергеройской массовки и уже занимает место рядом с Супременом, Бэтменом, Железным человеком. В пяти фильмах из серии про Людей Икс, где появлялся этот угрюмый брутальный тип с когтями из адамантия, о нем было рассказано достаточно, чтобы теперь вспомнить о том, чем заканчивается первый «сольник» Логана – «Росомаха. Начало», и в блокбастере «Росомаха. Бессмертный» вернуть его в Японию.

wolverine-motos
«Росомаха: Бессмертный»

Страна восходящего солнца – самое место для размышлений о вечности, на которую Логан обречен благодаря своей способности к регенерации, ставшей для него бременем. В связи с местом действия режиссер Джеймс Мэнголд заявлял, что для аутентичности будет руководствоваться не эстетикой манга, как можно было бы предположить, а художественными принципами Ясудзиро Одзу. Свойственная тому аскеза, доведенная до предельного совершенства, его поэтический формализм не только не противоречат, а очень даже соответствуют поэтике западного комикса, которую иногда несправедливо называют примитивизмом.

Однако, если особо не принимать всерьез часто повторяемые оператором Россом Эмери кадры с раздвигающимися сёдзи или съемку движущихся теней за матовым стеклом, действительно напоминающие о фильмах японского классика, то сказать, что Мэнголд применил правила Одзу к своей «Росомахе», вряд ли повернется язык. Да и у кого из его соотечественников это получилось бы? Ведь абсолютное искусство Одзу – это как раз не правила, не набор приемов, даже не стилистика, а состояние, способ существования. В игре с японским колоритом у западного человека есть, пожалуй, только один выход (кроме, конечно, эксплуатирования боевых искусств и ниндзюцу) – ирония. Но ирония то ли не далась, то ли не задумывалась как авторами сценария Марком Бомбэком, Скоттом Фрэнком и Кристофером МакКуорри, так и самим режиссером. Застывшее раз и навсегда с выражением внутренней сосредоточенности лицо Хью Джекмена, то есть Логана, исключает всякое пересмешничество и настраивает на сугубо серьезный лад. Зрителю предлагается вместе с самим героем, то есть супергероем, решить, что лучше: отказаться от бессмертия, а взамен обрести смысл жизни, или же остаться вечным неуязвимым странником, но не знать, зачем живешь.

wolverine2
«Росомаха: Бессмертный»

Саспенс таким образом переносится в психологическую сферу, окрашенную грустным романтизмом. Лен Уэйн и Джон Ромита, создавая рисованного мутанта Росомаху, имели в виду образ ронина – странствующего самурая. В феодальной Японии эта фигура была неоднозначной: с одной стороны, странствует он потому, что лишился своего властелина (стало быть, и смысла жизни), а это подразумевает, что сам он плохим оказался самураем, причем даже сэппуку не сделал из трусости, из-за чего его мучают угрызения совести; а с другой стороны – он был независим, он был свободен. В фильме крупный промышленник Шинген Яшида, с которым Логан познакомился, когда был в плену у японцев во время Второй мировой, называет его ронином, но скорее без отрицательных коннотаций, а вроде бы сочувственно. Яшида призвал Логана к себе, когда жить ему оставалось совсем ничего, чтобы попрощаться и помочь обрести смысл жизни.

Но Логан не подозревает, какую интригу плетет его друг, которого он спас от ядерного взрыва, и какую ловушку готовит ему встреча с Серебряным самураем. Нюанс в том, кто же на самом деле оказался трусом, и чего стоит сегодня самурайская мифология с ее кодексом бусидо. Вопреки традициям, получается, что большее почтение к нему испытывают женщины – воинственная и бесстрашная, медноволосая Юкио (Рила Фукусима) и «принцесса в замке» Марико (Тао Окамото). Вообще женские типы тут представлены во всем спектре: кроме двух прекрасных японок, еще призрак прежней любви и сестры по оружию Джин Грей (Фамке Янссен) и белокурая бестия, мутантка Гадюка в исполнении ослепительной Светланы Ходченковой. Этот хоровод масок добавляет ярких красок в «бредовый сон о Японии», который мечтал создать на экране Джеймс Мэнголд, сон о суперсовременной стране, где живут волшебные тени прошлого. О непроницаемой стране, куда нет хода пришельцам.

wolverine-Movie-Trailer-HD
«Росомаха: Бессмертный»

Главный экспонат. «Квадрат», режиссер Рубен Эстлунд

№4, апрель

Главный экспонат. «Квадрат», режиссер Рубен Эстлунд

Елена Смолина

Когда Рубен Эстлунд получил в Канне «Золотую пальмовую ветвь», круг – то есть, конечно, квадрат – замкнулся: фильм о прекраснодушии либеральной Европы получил главный приз фестиваля, где так любят обсудить незаживающие социальные раны за бокалом розе. Это красивая кода – выход за пределы кадра, превращение зрителей фильма в его действующих лиц.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

Главным «посланием к человеку» признано свидетельство о Катрине

28.09.2013

Вечером 27 сентября в новом санкт-петербургском киноцентре «Великан-парк» были оглашены итоги 23-го международного кинофестиваля «Послание к Человеку». Гран-при фестиваля – «Золотой кентавр» и 5 тысяч долларов – был присужден 38-минутной картине «После нее» (As She Left), режиссер Александра Канди Лонге, Бельгия. Фильм посвящен нескольким жителям Нью-Орлеана, чьи судьбы были разрушены (а некоторые спасены) ураганом Катрина.