Шапка Харитона. «Притяжение», режиссер Федор Бондарчук

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На экраны выходит фильм Федора Бондарчука о приземлении в московском районе Чертаново НЛО с инопланетянами. В зрелищном фантастическом сюжете Нина Цыркун разглядела остро-социальную драму о чересчур воинственных землянах.

На пресс-конференции, отвечая на вопрос о любимом фильме в жанре фантастики, Федор Бондарчук назвал «Марс атакует!», импонирующий ему миролюбием и юмором. В его новом проекте «Притяжение» юмора маловато, зато миролюбие – его стержень, месседж, главная тема и все тому подобное. Что и было озвучено самим постановщиком, сказавшим, что он снял кино миролюбивое и даже (тут режиссер, понизив голос, произнес слово, которое редко услышишь в ландшафте родных осин, и еще реже – в позитивном контексте) пацифистское.

Prityazhenie 1«Притяжение»

Итак, «Притяжение» – новый блокбастер Федора Бондарчука. Принято считать, что блокбастер – это дорогостоящее кино. На самом же деле это кино, собирающее много денег. «Притяжение» обошлось в 380 миллионов рублей, но уже продано более чем в 40 стран и, скорее всего, будет иметь успешный прокат дома. Потому что Бондарчук, по слову своего первого кинопродюсера Александра Роднянского, изначально был готов снимать «бескомпромиссно» мейнстримное кино прямых эмоций и не выказывал никакого интереса к фестивальному признанию. «Притяжение» встраивается в серию «блокбастеров», вышедших у нас в прошлом году, что можно обозначить как тренд голливудизации. Голливудизм – сложнейшее искусство увлекательно рассказывать истории, интересные всем, втолковывая важные вещи на подкорковом уровне. Фантастика – один из популярнейших голливудских жанров, потому что в нем проще всего соответствовать этим критериям.

В российском кино не было еще ни одного фильма о вторжении инопланетян – а это самый яркий способ принуждения человека к самоидентификации как вида и весьма актуальная тема в моменты турбулентности, радикальной смены привычных координат существования.

«Притяжение», трейлер

Идея представить в виде землянина существо с другой планеты, одев его в затрапезные шмотки и нахлобучив на голову лохматую лисью шапку, как и поместить действие в московский район, хотя бы номинально известный во всей стране, – Чертаново, принадлежит сценаристам Олегу Маловичко и Андрею Золотареву. Сложное имя инопланетянина (Риналь Мухаметов) по-русски начинает звучать как Харитон, а эксцентричной странностью поведения и рыжей шапкой он слегка напоминает снежного человека из рязановской комедии. Только перспектива здесь обратная. В «Человеке ниоткуда» нецивилизованный человек пытался адаптироваться в цивилизованном мире, а в «Притяжении» человек из будущего пытается вникнуть в устройство мира, который в галактике признан запрещенным к посещению из-за чрезмерно агрессивной социальной среды – в нашем глобальном историческом масштабе. То, что это действительно так, подтверждается озвученными на экране сухими цифрами, показывающими, сколько лет ушло у человечества на войны, сколько гибнет на них людей. Но поскольку кино – искусство визуальное, убедительнее всего воздействует то, что всегда остается в ничтожно малом меньшинстве. Например, аргументы школьного учителя, пытающегося охладить воспаленные головы тех, кто готов не рассуждая кинуться на неведомого врага, не зная даже, враг ли он. Но все же всегда есть это меньшинство, доказывающее в очередной раз, что правда чаще всего именно за ним. Однако тех, кто с ревом «Это наша Земля!» несется в бессмысленный бой, в фильме гораздо, гораздо больше.

Prityazhenie 2«Притяжение»

«Притяжение» – зрелищный экшен в IMAX/3D с потрясающим саунд-дизайном, за который отвечал новозеландский инноватор Дейв Уайтхед, с музыкой Ивана Бурляева, рэпом и хип-хопом культовых исполнителей, а также, конечно, и с миром инопланетян, технологии которых выстроенными, согласно идее Бондарчука, по принципу состояния воды. Но «Притяжение» – это еще и острая социальная драма. Один из важных поворотов сюжета напомнил мне фильм Алексея Китайцева «Психи» (2015), где внедрившийся в ряды движения «Антифа» провокатор, используя «сакральную жертву», вербует в свои ряды наивный и неопытный молодняк. Обнажить анатомию этой процедуры чрезвычайно важно. Но если фильм Китайцева заработал 270 долларов и посмотрели его 172 человека (на январь 2017), то «Притяжение» увидят миллионы. Вот в чем преимущество «бескомпромиссного» мейнстрима.

Что же касается самоидентификации человека как вида, то фильм Федора Бондарчука напоминает: главное качество, выделяющее нас из мира братьев меньших, – это способность говорить, а следовательно, – договариваться. Проблемы начинаются с того, что договориться не получается у самых близких – дочери-старшеклассницы Юли (Ирина Старшенбаум) с отцом, комендантом Москвы (Олег Меньшиков), а потом эта ситуация вырастает до космического масштаба. Прислушаться к другому и, может, благодаря этому общению разобраться в себе – в этом, на мой взгляд, главный посыл «Притяжения» в его яркой звуковой оболочке и с компьютерными спецэффектами.

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

№1, январь

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

Дмитрий Десятерик

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ 1. Разговор об актуальной украинской документалистике[1] нужно начинать с перечня отсутствий. Чем была постсоветская Украина большую часть времени с момента обретения независимости? Сновидением государства о самом себе. Удерживала эту странную иллюзию скорее пассивность общества, нежели какая бы то ни было идеология. Экономика по преимуществу функционировала в тени, политика при сохранении выборного фасада являла собой систему «договорняков» – в фальсификациях не было потребности, потому что отдельные депутаты и целые партии перекупались уже в парламенте.

Колонка главного редактора

Уметь читать азбуку Морзе российской культуры. О новой идеологической доктрине Владимира Путина

08.02.2013

Начав с методологического вступления по теме президентского Послания 2012 года, социолог и искусствовед Даниил Дондурей поспорил с редакторами Gefter.ru о риторике Владимира Путина. Разговор — о будущем, спор — о концептах, заметки — о новациях президента в его последних речах.

Новости

Роттердамский фестиваль раздал призы

02.02.2013

2 февраля состоялось закрытие Международного кинофестиваля в Роттердаме. Тремя обладателями главных наград основной конкурсной программы Hivos Tiger Awards с денежным сопровождением в размере 15 тысяч евро были признаны дебютная картина «Солдат Джаннетт» (Soldate Jeannette) австрийского режиссера Даниэля Хёсла, фильм «Мой пес Киллер» (My Dog Killer) словацкого режиссера Миры Форни о молодом скинхеде и антипатриархальная картина Fat Shaker иранского художника Мохаммеда Ширвани.