Школа для мужиков

  • Блоги
  • Татьяна Алешичева

Спустя три года после полнометражного дебюта «Портрет в сумерках» – оригинальной работы, отмеченной призами международных фестивалей – творческий тандем режиссера Ангелины Никоновой и ее соавтора и актрисы Ольги Дыховичной представил второй совместный фильм «Велкам хом» – не гомерически смешную, но симпатичную и жизнеутверждающую трагикомедию об иммигрантских мытарствах чужаков в Нью-Йорке. С подробностями – Татьяна Алешичева.


В центре сюжета «Велкам хом» снова героиня Дыховичной по имени Саша Соколова – девица без определенных занятий из тех, что обычно именуют себя «моделями», сбежавшая от опостылевшего любовника из Москвы в Нью-Йорк. Тем не менее, в первой же сцене мы застаем ее скандалящей с тем же любовником Джонни (Эдвард Бейкер-Дьюли), размазней, который никак не может развестись с женой. Со слов Саши, которые она кричит в запале своему мямле, он «зачем-то притащился за ней в Нью-Йорк и приволок за собой свое семейство». Однако у размазни есть и свои дела в Америке – успешный режиссер рекламных клипов, в продолжение карьеры он подписался на съемки полного метра для крупной студии и все еще содержит беглянку, не уставая твердить, что ей «без него не прожить». В пику этому непрерывному занудству импульсивная Саша в запале разрезает выданную ей бойфрендом кредитку и пускается в свободное плавание.

Параллельно в фильме развивается история армянского иммигранта Бабкена Карапетяна (Карен Карагулян), незадачливого подкаблучника в стесненных обстоятельствах, которому вечно недовольная жена рожает уже четвертого отпрыска, «потому что нет денег на противозачаточные таблетки», и норовит наступить на горло его мечте сниматься в кино. Бабкен постоянно занят в малобюджетных проектах, не вылезает с европейских кинофестивалей, где регулярно получает призы, но служение чистому искусству совсем не приносит денег. В дальнейшем пути Саши и Бабкена непременно пересекутся – фильм Никоновой собран по образцу классических многофигурных композиций Роберта Олтмена как череда переплетающихся частных историй, которым к финалу суждено слиться в одну.


«Велкам хом», трейлер

Второй план иммигрантской комедии украшают и вовсе забавные персонажи: бодрая русская старушка Марьиванна (Галина Переломова), работающая в туалете ночного клуба, как разжалованный швейцар в «Последнем человеке» Мурнау, и кузен Бабкена трансвестит Гамлет (Ара Воланд), которого заботливая армянская мама хочет женить на хорошей девушке из Еревана. Они нужны Никоновой в основном для оживляжа, но в то же время являются неотъемлемой частью композиции – без них история не была бы такой забавной и теплой. В фильме присутствует и авторская саморефлексия – когда речь заходит о съемках фильма Джонни. Он уламывает продюсеров снимать вместо коммерческой поделки со звездами («fuckfamousfaces!») малобюджетное арт-кино по мотивам собственной истории. И здесь комедия об иммигрантской жизни дрейфует в сторону почетного жанра «кино о кино», а Ангелина Никонова, которую после первого фильма критики окрестили «фон Триером в юбке», становится скорее «Вуди Алленом в юбке». «Велкам Хом» тоже снят по мотивам подлинной биографии соавтора сценария Карена Карагуляна. Авторская рефлексия по этому поводу выливается в реплику Саши, которая упрекает Джонни, что «у него совсем нет воображения», чтобы придумать историю, а не списать ее из жизни – неглупый и тонкий ход. Кроме того, Джонни предлагает включить в сценарий персонажа вроде Гамлета, «чтобы понравиться критикам на фестивалях». Другое дело, что оба фильма Никоновой все-таки выбиваются из ниши безжизненного фестивального артхауса «для критиков» – их главное достоинство в том, что это совершенно зрительское кино.

welkome-home-2
«Велкам хом»

«Велкам хом» хорош как ладно скроенный и крепко сбитый образец независимого кино санденсовского формата, которому не нужно делать скидок на его российское происхождение. Но от магистральной темы, заявленной в названии (идентификация чужой земли как дома и поиск себя в этом новом доме) акцент в фильме смещается на тему отношений мужчины и женщины, которую Никонова исследовала в дебютной драме довольно провокационным образом. Героине Ольги Дыховичной из «Портрета в сумерках» приходилось иметь дело с двумя мужскими ипостасями, которые можно примерно обозначить как «слабак» и «животное». Принадлежащий к среднему классу никчемный муж болтался у нее под ногами, не вызывая никаких чувств, кроме презрения. А в качестве альтернативы был представлен зверь-любовник, хтоническое чудовище из маргинальной среды (даже дважды маргинальной: живущий в трущобном районе мент, которого остальным обитателям трущоб надлежит бояться). Для начала Чудовище спровоцировало изнасилование Красавицы, и потом поколачивало ее всякий раз в ответ на признания в любви – болезненные и едва ли мотивированные. Вся эта история обладала высокой степенью условности, несмотря на трущобный реализм, но самое любопытное, что фильм, вначале демонстрировавший явный феминистский посыл, в финале превращался в апологию женской виктимности – только приняв роль терпеливой жертвы, героиня парадоксальным образом укрощала зверя. Хотя в сюжете было полно натяжек, а психологические мотивировки еле обозначены, уже тогда было понятно, что Никонова мастерски извлекает профит из таких несовершенств и обладает главным даром – умеет рассказывать истории. Чем страннее вела себя ее героиня, тем интереснее было на это смотреть. В конечном счете, объяснение всем несообразностям сюжета напрашивалось простое: это была женская греза о том, как героиня ходит по краю, но чудесным образом выходит сухой из воды и воспаряет над схваткой в неуютном мужском мире.

welkome-home-3
«Велкам хом»

В новом фильме уже нет того напряжения, битва полов представлена в комедийном изводе, и наблюдать за ней по-прежнему интересно, но в истории присутствуют такие же смысловые провалы и невнятные мотивации. Саша Соколова неплохо обживается в чужом городе и без мужчин – она вообще не теряется ни при каких обстоятельствах. Бесплатно подтянуть свой английский ходит на собрания Анонимных Алкоголиков, где публика собирается все больше интеллигентная, чувствительная и с богатым вокабуляром. Обедает в приличных ресторанах и уходит, не расплатившись, оставляя на столе дешевую сумочку, которая выглядит как дорогая. И даже приторговывает наркотиками в стрип-клубе, где к ужасу робкого бойфренда вдобавок устраивает танец с шестом. Однажды ей случается переспать с Бабкеном, и когда он покаянно признается, что ничего не может ей дать – ни внимания, ни подарков, ни стабильности – она и тут не теряется. «А гражданство у тебя есть?» – спрашивает предприимчивая девица, и мгновенно обстряпывает с ним фиктивный брак. Теперь у нее есть даже двое мужчин, и оба слабаки вуди-алленовского разлива: фиктивный муж и недо-муж в лице рохли Джонни. Но загвоздка в том, что в Москве, Нью-Йорке или у черта на куличках она прекрасно обошлась бы и без них. И совершенно непонятно, зачем такой женщине проводить свою жизнь с Джонни – «человеком без воображения», пусть даже и в комедии, где условность в своем праве, а чувства просто вынесены за скобки.

Тема мужской никчемности неожиданно проговаривается в одной из самых смешных сцен фильма, когда ни один представитель армянской диаспоры из числа знакомых и родственников Бабкена не может зарезать барана для праздника. Четверо армян звонят по скайпу в Ереван за консультацией, но даже это не помогает. «Что мы теперь скажем нашим женщинам?» – спрашивает один из незадачливых убийц барана. «Скажем: один испугался, другой вегетарианец, третий пьяный, а четвертый старый», – отвечает Бабкен. И вместо истории о поисках дома выходит трагикомедия о мужской несостоятельности и женщине, которая может прожить и без мужчин, но все равно предпочитает оставаться с ними...

Юрий Арабов: «Посторонним вход воспрещен»

№12, декабрь

Юрий Арабов: «Посторонним вход воспрещен»

Никита Карцев

НИКИТА КАРЦЕВ. Первый вопрос – про этот несчастный Год кино. Кажется ли вам, в принципе, рабочей ситуация, когда объявляется Год культуры, литературы, Год российского кино? Или это очковтирательство, просто какое-то исполнение номера? Что это такое? ЮРИЙ АРАБОВ. Это исполнение номера, по вашей терминологии. Ритуальный поклон в сторону «важнейшего из искусств». Тут не идет речь об «очках», поскольку все было решено в 2008–2009-м и больше «втирать» нечего.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

В Музеоне стартует «Советское кино и музыкальный авангард»

16.07.2015

С 21 июля по 18 августа в Летнем кинотеатре МУЗЕОН каждый вторник будет проходить показ классики советского немого кино под живым музыкальным сопровождением современных музыкантов-экспериментаторов.