Слово и дело

  • Блоги
  • Нина Цыркун
5 сентября в российский прокат выходит сиквел комедийного боевика «Пипец 2» (Kick-Ass 2) режиссера Джеффа Уодлоу по мотивам одноименного комикса. Изучившая картину Нина Цыркун считает, что это произведение большой воспитательной силы.


Вот беда: нет в русском точного эквивалента слова kick-ass. Оно и в английском-то довольно недавно появилось и, благодаря комиксам, быстро обросло новыми коннотациями. В общем значении – это значит «охренительный», «крутой», а в комиксовом, переносном речь скорее идет о пинке в жизнь, полученном младшим другом супергероя, Робином при Бэтмене. Это важно иметь в виду, потому что в комедии Джеффа Уидлоу «Пипец 2» тема Робина звучит прямо-таки лейтмотивно. Жанр этого фильма, если уж стремиться к точности, тоже особый, совсем новый, как раз основоположенный еще первым «Пипцом». Опять же по-английски это будет что-то вроде real-world(ish) teencrime: подростковая криминальная комедия о реалах. RLSHs или Reals, они же Реальные Супергерои, – волонтеры, которые выходят на улицу, чтобы как-то повлиять на действительность: кого-то повеселить, кому-то помочь, а если повезет – остановить преступников, надрав им задницу. Этих ребят в костюмах Человека-паука или Супермена уже стало так много, что они дослужились до своей категории фильмов. «Мы будем, как Бэтмен и Робин», – говорит Пипец-Дейв (Аарон Тейлор-Джонсон), объединяясь в команду с Убивашкой (Хлоя Грейс Морец). «Только никто не хочет быть Робином», – уточняет она. Конечно; как, помнится, сказал мне однажды Рашид Нугманов времен «Иглы», когда я назвала его молодым режиссером: «Место молодых у параши».

Подросшая после первого «Пипца» Убивашка, которой теперь 15 лет, проходит все страсти подростка: травлю со стороны ревнивой к чужим успехам принцессы класса и ее свиты, предательство парня на первом в жизни свидании, тоску по погибшему Папане (которого в первом фильме сыграл Николас Кейдж), неумение врасти в норму, о чем просит ее опекун, Папанин сослуживец.

kickass2-2
«Пипец 2»

Еще одна тема фильма – акцент на том, что действие происходит в реальном мире, а не во вселенной Marvel или DC. И потому одними лишь пинками под зад дело не обходится. У Храброй Убивашки и Пипца не получается мирно жить под настоящими именами Минди и Дейв; им реально и не по-детски достается, так что сама жизнь толкает их под флаг перековавшегося Полковника Америка (Джим Керри), будто нарисованного не Джоном Ромитой-младшим, а теми инкерами, что правили комиксы про подвиги американских солдат на Второй мировой.

Вот незадача: кино про тинов, а ограничение по возрасту – 18+ (в Америке это категория R). Но дело не в возрасте: «Пипец» – это фэнзин для фэндома. Львиная доля удовольствия – от узнавания цитат, намеков и отсылок. На первом месте, конечно, «Человек-паук» (раз уж о подростках речь), а уж потом, конечно, «Хранители». С ними новообразованная лига «Справедливость форева» больше всего ассоциируется – недаром в кадре мелькает групповая фотография-эмблема, один в один снимок Хранителей под маркой «Минитмены». Между прочим, власти тоже не желают их признавать, действуя в духе «закона Кина», запретившего во вселенной Marvel деятельность всех людей в супергеройских костюмах. Ну и Бэтмен явлен тоже в виде парафраза знаменитого саспенсного кадра, когда неизвестно, отпустит ли Брюс Уэйн руку злодея Джокера или нет.

Надо сказать, что при всем обилии малонормативной лексики и таких же шуток, «Пипец» – произведение большой воспитательной силы. Тинейнджерский комикс еще в 1970-х был поставлен на службу борьбы против всего плохого за все хорошее. Администрация Рейгана обратилась к Стэну Ли с просьбой сочинить что-нибудь против дури, и компания Marvel серию таких устрашающих сюжетов выпустила. И это ведь в комиксе для подростков «Человек-паук» прозвучал слоган насчет большой ответственности, которая приходит с большой силой. А в «Пипец» своя песня: «Быть суперменом – значит принять боль и сделать из нее что-то хорошее». Звучит неслабо.

kickass2-4
«Пипец 2»

И еще одна печальная нота звучит в фильме: «Что будет, если Человека-паука и Супермена не станет?» Подразумевается: тогда мы, обыкновенные герои, выйдем вперед. Доля шутки в этой нешуточной фразе выявляется, когда мелькнет в кадре надпись на футболке Дейва: «Ihatereboots». С одной стороны – младая поросль вроде протестует против засилья стариков-разбойников. С другой – она им завидует: в премьерный уикэнд последний ребут Супермена «Человек из стали» собрал в десять раз больше денег, чем «Пипец 2», что и следовало ожидать. Так что пока они только дети, и им расти еще, расти.

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

№5/6, май-июнь

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

Игорь Савельев

В конкурсе 39-го Московского международного кинофестиваля были представлены три российских фильма – больше, чем обычно. Три – число сказочное, да и каждую из этих картин можно назвать «сказкой из нашей жизни», рассказанной в отличной от потока других картин жанровой манере. Сразу хочется оставить за скобками «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, хотя его-то как раз можно назвать апогеем сказочности, таким причудливым впечатлением от условного «кинематографа Александра Роу», увиденного в ташкентском детстве режиссера (как рассказывал об этом в фестивальных интервью сам Хамдамов; но не исключено, впрочем, что и эти признания – мистификация).

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.

Новости

В Севастополе завершился ХI фестиваль документалистики «Победили вместе»

16.05.2015

15 мая в историко-мемориальном комплексе «35-я береговая батарея», месте последнего рубежа обороны Севастополя конца июня – начала июля 1942 года состоялась торжественная церемония закрытия ХI международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ».