Слово и дело

  • Блоги
  • Нина Цыркун
5 сентября в российский прокат выходит сиквел комедийного боевика «Пипец 2» (Kick-Ass 2) режиссера Джеффа Уодлоу по мотивам одноименного комикса. Изучившая картину Нина Цыркун считает, что это произведение большой воспитательной силы.


Вот беда: нет в русском точного эквивалента слова kick-ass. Оно и в английском-то довольно недавно появилось и, благодаря комиксам, быстро обросло новыми коннотациями. В общем значении – это значит «охренительный», «крутой», а в комиксовом, переносном речь скорее идет о пинке в жизнь, полученном младшим другом супергероя, Робином при Бэтмене. Это важно иметь в виду, потому что в комедии Джеффа Уидлоу «Пипец 2» тема Робина звучит прямо-таки лейтмотивно. Жанр этого фильма, если уж стремиться к точности, тоже особый, совсем новый, как раз основоположенный еще первым «Пипцом». Опять же по-английски это будет что-то вроде real-world(ish) teencrime: подростковая криминальная комедия о реалах. RLSHs или Reals, они же Реальные Супергерои, – волонтеры, которые выходят на улицу, чтобы как-то повлиять на действительность: кого-то повеселить, кому-то помочь, а если повезет – остановить преступников, надрав им задницу. Этих ребят в костюмах Человека-паука или Супермена уже стало так много, что они дослужились до своей категории фильмов. «Мы будем, как Бэтмен и Робин», – говорит Пипец-Дейв (Аарон Тейлор-Джонсон), объединяясь в команду с Убивашкой (Хлоя Грейс Морец). «Только никто не хочет быть Робином», – уточняет она. Конечно; как, помнится, сказал мне однажды Рашид Нугманов времен «Иглы», когда я назвала его молодым режиссером: «Место молодых у параши».

Подросшая после первого «Пипца» Убивашка, которой теперь 15 лет, проходит все страсти подростка: травлю со стороны ревнивой к чужим успехам принцессы класса и ее свиты, предательство парня на первом в жизни свидании, тоску по погибшему Папане (которого в первом фильме сыграл Николас Кейдж), неумение врасти в норму, о чем просит ее опекун, Папанин сослуживец.

kickass2-2
«Пипец 2»

Еще одна тема фильма – акцент на том, что действие происходит в реальном мире, а не во вселенной Marvel или DC. И потому одними лишь пинками под зад дело не обходится. У Храброй Убивашки и Пипца не получается мирно жить под настоящими именами Минди и Дейв; им реально и не по-детски достается, так что сама жизнь толкает их под флаг перековавшегося Полковника Америка (Джим Керри), будто нарисованного не Джоном Ромитой-младшим, а теми инкерами, что правили комиксы про подвиги американских солдат на Второй мировой.

Вот незадача: кино про тинов, а ограничение по возрасту – 18+ (в Америке это категория R). Но дело не в возрасте: «Пипец» – это фэнзин для фэндома. Львиная доля удовольствия – от узнавания цитат, намеков и отсылок. На первом месте, конечно, «Человек-паук» (раз уж о подростках речь), а уж потом, конечно, «Хранители». С ними новообразованная лига «Справедливость форева» больше всего ассоциируется – недаром в кадре мелькает групповая фотография-эмблема, один в один снимок Хранителей под маркой «Минитмены». Между прочим, власти тоже не желают их признавать, действуя в духе «закона Кина», запретившего во вселенной Marvel деятельность всех людей в супергеройских костюмах. Ну и Бэтмен явлен тоже в виде парафраза знаменитого саспенсного кадра, когда неизвестно, отпустит ли Брюс Уэйн руку злодея Джокера или нет.

Надо сказать, что при всем обилии малонормативной лексики и таких же шуток, «Пипец» – произведение большой воспитательной силы. Тинейнджерский комикс еще в 1970-х был поставлен на службу борьбы против всего плохого за все хорошее. Администрация Рейгана обратилась к Стэну Ли с просьбой сочинить что-нибудь против дури, и компания Marvel серию таких устрашающих сюжетов выпустила. И это ведь в комиксе для подростков «Человек-паук» прозвучал слоган насчет большой ответственности, которая приходит с большой силой. А в «Пипец» своя песня: «Быть суперменом – значит принять боль и сделать из нее что-то хорошее». Звучит неслабо.

kickass2-4
«Пипец 2»

И еще одна печальная нота звучит в фильме: «Что будет, если Человека-паука и Супермена не станет?» Подразумевается: тогда мы, обыкновенные герои, выйдем вперед. Доля шутки в этой нешуточной фразе выявляется, когда мелькнет в кадре надпись на футболке Дейва: «Ihatereboots». С одной стороны – младая поросль вроде протестует против засилья стариков-разбойников. С другой – она им завидует: в премьерный уикэнд последний ребут Супермена «Человек из стали» собрал в десять раз больше денег, чем «Пипец 2», что и следовало ожидать. Так что пока они только дети, и им расти еще, расти.

Альтернатива имени де Местра. Российский художник не готов к разговору о свободе

№3, март

Альтернатива имени де Местра. Российский художник не готов к разговору о свободе

Андрей Архангельский

В России про «правый реванш» в Европе сказано и написано, кажется, уже больше, чем в самой Европе. Это касается не только российских пропагандистских медиа, которые используют эту тему для дискредитации самой идеи Евросоюза, но и вполне объективных текстов. У нас пишут, что «поправение Европы» – это реакция на вполне конкретные вещи, в первую очередь на новую волну мигрантов, бегущих от военных конфликтов. Однако фиксация на подробностях утопила мировоззренческий конфликт, который стоит за самим явлением.

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?

Новости

В Москве состоится ретроспектива Войцеха Киляра

18.04.2014

С 21 по 27 апреля в Общественном центре имени Моссовета в конце апреля будет проходить ретроспектива "КОМПОЗИТОР ДЛЯ ВСЕХ. Фильмы с музыкой Войцеха Киляра". Войцех Киляр — знаменитый польский авангардист и кинокомпозитор. Польский культурный центр, Музей кино и «Моссовет» с Госфильмофондом покажут семь его картин. Расписание и другие подробности см. на официальном сайте Музея кино http://www.museikino.ru/