Слово и дело

  • Блоги
  • Нина Цыркун
5 сентября в российский прокат выходит сиквел комедийного боевика «Пипец 2» (Kick-Ass 2) режиссера Джеффа Уодлоу по мотивам одноименного комикса. Изучившая картину Нина Цыркун считает, что это произведение большой воспитательной силы.


Вот беда: нет в русском точного эквивалента слова kick-ass. Оно и в английском-то довольно недавно появилось и, благодаря комиксам, быстро обросло новыми коннотациями. В общем значении – это значит «охренительный», «крутой», а в комиксовом, переносном речь скорее идет о пинке в жизнь, полученном младшим другом супергероя, Робином при Бэтмене. Это важно иметь в виду, потому что в комедии Джеффа Уидлоу «Пипец 2» тема Робина звучит прямо-таки лейтмотивно. Жанр этого фильма, если уж стремиться к точности, тоже особый, совсем новый, как раз основоположенный еще первым «Пипцом». Опять же по-английски это будет что-то вроде real-world(ish) teencrime: подростковая криминальная комедия о реалах. RLSHs или Reals, они же Реальные Супергерои, – волонтеры, которые выходят на улицу, чтобы как-то повлиять на действительность: кого-то повеселить, кому-то помочь, а если повезет – остановить преступников, надрав им задницу. Этих ребят в костюмах Человека-паука или Супермена уже стало так много, что они дослужились до своей категории фильмов. «Мы будем, как Бэтмен и Робин», – говорит Пипец-Дейв (Аарон Тейлор-Джонсон), объединяясь в команду с Убивашкой (Хлоя Грейс Морец). «Только никто не хочет быть Робином», – уточняет она. Конечно; как, помнится, сказал мне однажды Рашид Нугманов времен «Иглы», когда я назвала его молодым режиссером: «Место молодых у параши».

Подросшая после первого «Пипца» Убивашка, которой теперь 15 лет, проходит все страсти подростка: травлю со стороны ревнивой к чужим успехам принцессы класса и ее свиты, предательство парня на первом в жизни свидании, тоску по погибшему Папане (которого в первом фильме сыграл Николас Кейдж), неумение врасти в норму, о чем просит ее опекун, Папанин сослуживец.

kickass2-2
«Пипец 2»

Еще одна тема фильма – акцент на том, что действие происходит в реальном мире, а не во вселенной Marvel или DC. И потому одними лишь пинками под зад дело не обходится. У Храброй Убивашки и Пипца не получается мирно жить под настоящими именами Минди и Дейв; им реально и не по-детски достается, так что сама жизнь толкает их под флаг перековавшегося Полковника Америка (Джим Керри), будто нарисованного не Джоном Ромитой-младшим, а теми инкерами, что правили комиксы про подвиги американских солдат на Второй мировой.

Вот незадача: кино про тинов, а ограничение по возрасту – 18+ (в Америке это категория R). Но дело не в возрасте: «Пипец» – это фэнзин для фэндома. Львиная доля удовольствия – от узнавания цитат, намеков и отсылок. На первом месте, конечно, «Человек-паук» (раз уж о подростках речь), а уж потом, конечно, «Хранители». С ними новообразованная лига «Справедливость форева» больше всего ассоциируется – недаром в кадре мелькает групповая фотография-эмблема, один в один снимок Хранителей под маркой «Минитмены». Между прочим, власти тоже не желают их признавать, действуя в духе «закона Кина», запретившего во вселенной Marvel деятельность всех людей в супергеройских костюмах. Ну и Бэтмен явлен тоже в виде парафраза знаменитого саспенсного кадра, когда неизвестно, отпустит ли Брюс Уэйн руку злодея Джокера или нет.

Надо сказать, что при всем обилии малонормативной лексики и таких же шуток, «Пипец» – произведение большой воспитательной силы. Тинейнджерский комикс еще в 1970-х был поставлен на службу борьбы против всего плохого за все хорошее. Администрация Рейгана обратилась к Стэну Ли с просьбой сочинить что-нибудь против дури, и компания Marvel серию таких устрашающих сюжетов выпустила. И это ведь в комиксе для подростков «Человек-паук» прозвучал слоган насчет большой ответственности, которая приходит с большой силой. А в «Пипец» своя песня: «Быть суперменом – значит принять боль и сделать из нее что-то хорошее». Звучит неслабо.

kickass2-4
«Пипец 2»

И еще одна печальная нота звучит в фильме: «Что будет, если Человека-паука и Супермена не станет?» Подразумевается: тогда мы, обыкновенные герои, выйдем вперед. Доля шутки в этой нешуточной фразе выявляется, когда мелькнет в кадре надпись на футболке Дейва: «Ihatereboots». С одной стороны – младая поросль вроде протестует против засилья стариков-разбойников. С другой – она им завидует: в премьерный уикэнд последний ребут Супермена «Человек из стали» собрал в десять раз больше денег, чем «Пипец 2», что и следовало ожидать. Так что пока они только дети, и им расти еще, расти.

Варварское зрелище. «Дорога», режиссер Дмитрий Калашников

№1, январь

Варварское зрелище. «Дорога», режиссер Дмитрий Калашников

Илья Бобылев

Дмитрий Калашников внес яркую ноту эксперимента в конкурсную программу юбилейного «Артдокфеста». «Дорога» – монтажный фильм, составленный из собранных в Интернете записей автомобильных видеорегистраторов. Динамичный коллажный образ, прошедший по экрану пестрой чередой эскапад, изобилующий трюками и аттракционами, пленившими зрителя экспрессией циркового представления, производит сильное впечатление масштабом и качеством репрезентации темы. Но не меньшее впечатление производит альянс вульгарного натурализма с классическими принципами киноэстетики, сформулированными без малого век назад.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

На 4-м «Краю Света» победил «Корабль Тесея»

30.08.2014

29 августа в городе Южно-Сахалинск завершился IV международный кинофестиваль «Край Света». Интернациональное жюри, председателем которого выступил режиссер Вадим Абдрашитов, распределило награды следующим образом: Лучший фильм: «Корабль Тесея», режиссер Ананд Ганди (Индия) Лучший режиссер: Леван Когуашвили, фильм «Слепые свидания» (Грузия)