Стеклянная гармоника

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Как мы уже писали, в России стартовал фестиваль «Новое Британское кино». В Москве фильмом открытия стала картина Билла Кондона, представляющая национальный бренд – Шерлока Холмса. Фильм «Мистер Холмс» о состарившемся сыщике, которому покой только снится, посмотрела Нина Цыркун.


new british fest logoВ 2000 году наследники утратили право на интеллектуальную собственность – творчество Конан Дойла, и это развязало руки литераторам и кинематографистам. Теперь стало возможным не только бесплатно пользоваться его плодами, но и легко распоряжаться ими по своему усмотрению. Сразу надо сказать: ни сам писатель, ни его герои от этого не пострадали и даже наоборот.

Более семидесяти актеров и даже актрис играли Шерлока Холмса. Роберт Дауни-мл. и Бенедикт Камбербэтч представили самого знаменитого детектива овеянным ветрами постмодернизма – не похожим на классические образы, созданные Джереми Бреттом и Василием Ливановым, но не ставшим от этого менее интригующим и харизматичным. Однако Холмс сделался таким многоликим, что трудно вообразить, чего же свежего можно о нем сказать. Нашлось, что. В 2005 году вышел роман американца Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса», автор которого выбрал выигрышную стратегию – представить человека, прославившегося своим острым умом и четкой логикой, утратившим эти качества. «Мистер Холмс» Билла Кондона (постановщика «Сумерек»!) – экранизация этого романа, режиссер которого тоже сделал безошибочный выбор, пригласив на заглавную роль Иена «Гэндольфа» МакКеллена.

На открытии фестиваля фильм представляла гостья – его партнерша Хэтти Морахэн, сказавшая, в частности, что была поражена преображением актера, сыгравшего Холмса в разных временных пластах: в экранном «настоящем», то есть в 1947 году, в Сассексе, у меловых скал Дувра; в недавнем «прошлом», когда Холмс совершил краткое путешествие в Японию, и в прошлом двадцати-пятнадцатилетней давности, когда ему пришлось расследовать дело, оставившее чувство незаконченности.

Теперь, в 1947-м, когда нет уже на свете ни брата Майкрофта, ни Джона Ватсона, есть у него досуг вернуться к старому делу, но беда в том, что некогда блестящий ум подводит. В поисках подпитки 93-летний Шерлок, который терпеть не может всякий художественный вымысел, даже решил сходить в кино на дневной сеанс, посмотреть фильм про то давнее дело, о котором нагородивший массу чепухи о своем соседе Джон успел сочинить рассказ. И вот высокий, скрюченный артритом старик стоит в очереди за билетом и сидит потом в зале. А на экране (на самом деле никогда не снимавшийся) фильм «Леди в сером» по рассказу Ватсона «Дело о серой перчатке», где его играет Николас Роу – тот самый, что на самом деле играл его в «Молодом Шерлоке Холмсе» Барри Левинсона (кстати, одном из хитов эпохи видеомагнитофонов, если кто еще помнит те времена).

mr holmes 2«Мистер Холмс»

Если кратко суммировать, о чем «мистер Холмс», то я бы так сказала: когда изменяют память, ум и логика, на смену им приходит мудрость, питающаяся неубиваемой памятью сердца. Внезапные вспышки этой сердечной боли провоцируются случайными, казалось бы, вещественными свидетельствовами и событиями. Случайно обнаруженная в потайном ящике секретера серая перчатка. Фигурирующая в деле, которое не дает ему покоя, стеклянная гармоника – инструмент, по поверьям обладающий магической силой. Поездка в Хиросиму, где обнаруживается искомый японский корень, настойка которого – его последняя надежда на возвращение памяти; почему-то именно там, в обугленном лесу, куда приходят поклониться погибшим. Есть и другие примеры, да нельзя сказать (спойлеры получатся), но фильм скоро выйдет на наши экраны, будет возможность узнать и рассмотреть все в придуманных Митчем Каллином деталях, как тщательно воспроизведенных оператором Тобиасом Э. Шлисслером и постановщиком Биллом Кондоном.

mr holmes 3«Мистер Холмс»

В сущности, в новой реинкарнации присутствует все, что мы знали о характере и привычках детектива-рационалиста, но все это выступает в необычном качестве, освещенном новыми смыслами, на которые падает тень близящейся смерти. На этом элегическом портрете по-новому помогают проявиться уставшему от бремени своей легенды мистеру Холмсу и персонажи, которых мы раньше не знали: героиня его расследования, дама не от мира сего миссис Энн Келмот (Хэтти Морахэн), его сварливая экономка (Лора Линни) и ее смышленый сынок Роджер, которого играет Майло Паркер с проницательным не по-детски взглядом. На наших глазах великий человек, известный своей непогрешимой логикой, демонстрирует пример того, как следует завершать земные дела и чтó именно должно дирижировать финалом. Можно было бы сказать, что «Мистер Холмс» – достойное завершение холмсианы, но об этом нечего и думать – этот образ надолго останется кладезем сюжетов и всяческих спин-оффов, неизменно привлекательным, потому что тайна его остается неразгаданной, сыграй его хоть еще семьдесят артистов.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

«Флаэртиана» привезла в Прагу документальное кино

25.06.2014

В Праге прошел Фестиваль документального кино, организованный командой пермского фестиваля «Флаэртиана». Европейскому зрителю была представлена программа из двенадцати отечественных документальных фильмов последних лет, среди них «Горланова, или Дом со всеми неудобствами» (реж. Алексей Романов), «Урал впервые» (реж. Дмитрий Заболотских), «Крутая Римма» (реж. Владимир Левин), «С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья» (реж. Анна Моисеенко) и другие.