Странная история мистера доктора. «Доктор Стрэндж», режиссер Скотт Дерриксон

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Нина Цыркун попробовала новую порцию приключений Marvel о бывшем нейрохирурге, ставшем Верховным магом Земли (Бенедикт Камбербетч), – и уже чувствует симптомы грядущей ломки.


Вообще-то Стивен Стрэндж – герой кинокомикса, снятого Скоттом Дерриксоном, – возражает, чтобы к нему обращались «мистер доктор», тем более что это обращение звучало из уст врага. Нет, я доктор, настаивает Стрэндж, а «мистер» – это лишнее. Однако гордость за профессию настигла Стрэнджа не сразу. Напомню, что Marvel – это не DC, во вселенной которой добро и зло смешиваются порой до неразличимости, даже в характерах супергероев. Marvel живет в замороженном времени модерна имени Капитана Америка, в котором добро и зло разведены, и если даже капает на супергероя пятнышко, не волнуйтесь: оно будет смыто без следа. Возьмем нейрохирурга Стрэнджа: он был уникальным специалистом, но при этом – эгоистичным нарциссом, никогда не подвергавшим риску свою репутацию, а потому и никогда не бравшимся за сомнительные операции. Но раз уж Стрэндж со своими блестящими способностями попал на территорию Marvel, то он исправится, а его способности преумножатся.

Правда, Marvel все же делает шаг в сторону реальности. «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать», – так сказал Вилли Старк во «Всей королевской рати» Роберта Пенна Уоррена. Оказывается, зло можно употребить во благо, если воспользоваться его сильной энергией. Но Стрэндж тут ни при чем, он в этом смысле остается незапятнанным – во всяком случае пока. Ведь неизвестно, как все обернется в последующих приключениях нового супергероя, которые уже анонсированы в постфинале «Доктора Стрэнджа».

«Доктор Стрэндж», трейлер

А за свои грехи Стивен Стрэндж уже наказан. Страшная автокатастрофа настигла его в тот момент, когда он за рулем перебирает список возможных пациентов, отбраковывая неэффектные или сомнительные с точки зрения результата случаи, изменяя предназначению врача. Но утратив после аварии способность оперировать, Стивен, само того не осознавая, получает ключ к исполнению свой тайной мечты и, как лирический герой песни Боба Сигера, отправляется в Катманду. Случайная встреча стимулирует психоделический опыт, вытаскивая из глубин психики сокровенное желание.

Doctor Strange 2«Доктор Стрэндж»

Придуманный и нарисованный Стивом Дитко, обретший язык благодаря Стэну Ли персонаж появился в начале 60-х, предвещая едва брезжущую на горизонте эпоху контр-культуры с ее увлечением восточным мистицизмом и психоделикой. Бенедикт Камбербэтч уверенно вошел в анклав старожилов кинокомикса как, добавив хрестоматийному составу стремительность, резкость пластики и скрытую самоиронию. (Хотя насчет последнего можно заметить, что Роберту Дауни-мл. это удавалось с большим блеском – может быть, за счет более удачных диалогов). Камбербэтч с такой же легкостью пополнил команду супергеров, с какой его Стивен Стрэндж овладел искусством магии и восточными единоборствами. И ему очень идет Плащ Левитации, немножко роднящий его с Суперменом (преемственность!) и с Мерлином – магом в законе.

Doctor Strange 3«Доктор Стрэндж»

Попав в мир магии мультивселенной, ошарашенный Стрэндж поначалу пытается, как подобает ученому человеку, осмыслить происходящее и набраться врачующих знаний. Но в том-то и дело, что голову на этот раз придется отключить. Не то жрица, не то царица здешних мест Древняя (Тильда Суинтон) пытается донести до него этот императив, без всяких экивоков предложив выбор – подчиниться или пойти вон. Признаться, немножко обидно за науку: адепты восточного мистицизма уже признали то, что одно другому не мешает. Другое дело, что науку и технологии Marvel уже отработала в «Мстителях», «Железном человеке» и «Стражах галактики», пора подпитаться за счет мистики. Для чего и был призван Скотт Дерриксон – свой парень в темных областях непознаваемого и мастер киноэкзорцизма. Ему действительно удалось расширить наше сознание за счет грандиозного трипа и организовать путешествие доктора Стрэнджа из зашоренной одноцветной светлицы «научного знания» в бесконечность красочной мультигалактики. Злодей Кэцилиус (Мадс Миккелсен) и наставники неофита Стрэнджа Мордо (Чиветель Эджиофор) и Вонг (Бенедикт Вонг) запросто манипулируют целыми вселенными, «комкают» пространство и останавливают, рвут либо запускают временной континуум. Калейдоскопическая феерия насыщенных цветов, мерцание сморщивающихся, расширяющихся, перетекающих изображений погружают и зрителя в психоделический транс, заставляющий возжелать новой дозы. Сиквела.

Варварское зрелище. «Дорога», режиссер Дмитрий Калашников

№1, январь

Варварское зрелище. «Дорога», режиссер Дмитрий Калашников

Илья Бобылев

Дмитрий Калашников внес яркую ноту эксперимента в конкурсную программу юбилейного «Артдокфеста». «Дорога» – монтажный фильм, составленный из собранных в Интернете записей автомобильных видеорегистраторов. Динамичный коллажный образ, прошедший по экрану пестрой чередой эскапад, изобилующий трюками и аттракционами, пленившими зрителя экспрессией циркового представления, производит сильное впечатление масштабом и качеством репрезентации темы. Но не меньшее впечатление производит альянс вульгарного натурализма с классическими принципами киноэстетики, сформулированными без малого век назад.

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

Колонка главного редактора

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

15.08.2011

Запись программы "Ищем выход..." на "Эхо Москвы" с участием Даниила Дондурея. Читать и слушать выпуск можно на сайте "Эхо Москвы".

Новости

Седьмой Beat Film Festival стартует 26 мая

23.05.2016

Седьмой фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival пройдет в Москве с 26 мая по 5 июня. В программе Beat Film Festival этого года — 25 полнометражных фильмов и семь тематических программ-тэгов. В этом году в программу войдут фильмы Тильды Суинтон, Пола Томаса Андерсона и Д.А. Пеннебейкера.