Странная история мистера доктора. «Доктор Стрэндж», режиссер Скотт Дерриксон

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Нина Цыркун попробовала новую порцию приключений Marvel о бывшем нейрохирурге, ставшем Верховным магом Земли (Бенедикт Камбербетч), – и уже чувствует симптомы грядущей ломки.


Вообще-то Стивен Стрэндж – герой кинокомикса, снятого Скоттом Дерриксоном, – возражает, чтобы к нему обращались «мистер доктор», тем более что это обращение звучало из уст врага. Нет, я доктор, настаивает Стрэндж, а «мистер» – это лишнее. Однако гордость за профессию настигла Стрэнджа не сразу. Напомню, что Marvel – это не DC, во вселенной которой добро и зло смешиваются порой до неразличимости, даже в характерах супергероев. Marvel живет в замороженном времени модерна имени Капитана Америка, в котором добро и зло разведены, и если даже капает на супергероя пятнышко, не волнуйтесь: оно будет смыто без следа. Возьмем нейрохирурга Стрэнджа: он был уникальным специалистом, но при этом – эгоистичным нарциссом, никогда не подвергавшим риску свою репутацию, а потому и никогда не бравшимся за сомнительные операции. Но раз уж Стрэндж со своими блестящими способностями попал на территорию Marvel, то он исправится, а его способности преумножатся.

Правда, Marvel все же делает шаг в сторону реальности. «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать», – так сказал Вилли Старк во «Всей королевской рати» Роберта Пенна Уоррена. Оказывается, зло можно употребить во благо, если воспользоваться его сильной энергией. Но Стрэндж тут ни при чем, он в этом смысле остается незапятнанным – во всяком случае пока. Ведь неизвестно, как все обернется в последующих приключениях нового супергероя, которые уже анонсированы в постфинале «Доктора Стрэнджа».

«Доктор Стрэндж», трейлер

А за свои грехи Стивен Стрэндж уже наказан. Страшная автокатастрофа настигла его в тот момент, когда он за рулем перебирает список возможных пациентов, отбраковывая неэффектные или сомнительные с точки зрения результата случаи, изменяя предназначению врача. Но утратив после аварии способность оперировать, Стивен, само того не осознавая, получает ключ к исполнению свой тайной мечты и, как лирический герой песни Боба Сигера, отправляется в Катманду. Случайная встреча стимулирует психоделический опыт, вытаскивая из глубин психики сокровенное желание.

Doctor Strange 2«Доктор Стрэндж»

Придуманный и нарисованный Стивом Дитко, обретший язык благодаря Стэну Ли персонаж появился в начале 60-х, предвещая едва брезжущую на горизонте эпоху контр-культуры с ее увлечением восточным мистицизмом и психоделикой. Бенедикт Камбербэтч уверенно вошел в анклав старожилов кинокомикса как, добавив хрестоматийному составу стремительность, резкость пластики и скрытую самоиронию. (Хотя насчет последнего можно заметить, что Роберту Дауни-мл. это удавалось с большим блеском – может быть, за счет более удачных диалогов). Камбербэтч с такой же легкостью пополнил команду супергеров, с какой его Стивен Стрэндж овладел искусством магии и восточными единоборствами. И ему очень идет Плащ Левитации, немножко роднящий его с Суперменом (преемственность!) и с Мерлином – магом в законе.

Doctor Strange 3«Доктор Стрэндж»

Попав в мир магии мультивселенной, ошарашенный Стрэндж поначалу пытается, как подобает ученому человеку, осмыслить происходящее и набраться врачующих знаний. Но в том-то и дело, что голову на этот раз придется отключить. Не то жрица, не то царица здешних мест Древняя (Тильда Суинтон) пытается донести до него этот императив, без всяких экивоков предложив выбор – подчиниться или пойти вон. Признаться, немножко обидно за науку: адепты восточного мистицизма уже признали то, что одно другому не мешает. Другое дело, что науку и технологии Marvel уже отработала в «Мстителях», «Железном человеке» и «Стражах галактики», пора подпитаться за счет мистики. Для чего и был призван Скотт Дерриксон – свой парень в темных областях непознаваемого и мастер киноэкзорцизма. Ему действительно удалось расширить наше сознание за счет грандиозного трипа и организовать путешествие доктора Стрэнджа из зашоренной одноцветной светлицы «научного знания» в бесконечность красочной мультигалактики. Злодей Кэцилиус (Мадс Миккелсен) и наставники неофита Стрэнджа Мордо (Чиветель Эджиофор) и Вонг (Бенедикт Вонг) запросто манипулируют целыми вселенными, «комкают» пространство и останавливают, рвут либо запускают временной континуум. Калейдоскопическая феерия насыщенных цветов, мерцание сморщивающихся, расширяющихся, перетекающих изображений погружают и зрителя в психоделический транс, заставляющий возжелать новой дозы. Сиквела.

Клим Козинский. С чистого листа

№5/6, май-июнь

Клим Козинский. С чистого листа

Кристина Матвиенко

«Тетраграмматон» — фильм Клима Козинского, рассказывающий в жанре комикса историю философской мысли. Довольно диковатая для такого материала эстетика предполагает безапелляционное и веселое смешение не только разных философов (от Хайдеггера до Славоя Жижека), но и различных фактур и техник. Свобода обращения с героями, глубокое понимание их идей и контекста дают зрителю — искушенному и не очень — шанс понять про этих философов как бы заново, минуя ловушки упрощения или занудства.

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».

Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.