Странная история мистера доктора. «Доктор Стрэндж», режиссер Скотт Дерриксон

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Нина Цыркун попробовала новую порцию приключений Marvel о бывшем нейрохирурге, ставшем Верховным магом Земли (Бенедикт Камбербетч), – и уже чувствует симптомы грядущей ломки.


Вообще-то Стивен Стрэндж – герой кинокомикса, снятого Скоттом Дерриксоном, – возражает, чтобы к нему обращались «мистер доктор», тем более что это обращение звучало из уст врага. Нет, я доктор, настаивает Стрэндж, а «мистер» – это лишнее. Однако гордость за профессию настигла Стрэнджа не сразу. Напомню, что Marvel – это не DC, во вселенной которой добро и зло смешиваются порой до неразличимости, даже в характерах супергероев. Marvel живет в замороженном времени модерна имени Капитана Америка, в котором добро и зло разведены, и если даже капает на супергероя пятнышко, не волнуйтесь: оно будет смыто без следа. Возьмем нейрохирурга Стрэнджа: он был уникальным специалистом, но при этом – эгоистичным нарциссом, никогда не подвергавшим риску свою репутацию, а потому и никогда не бравшимся за сомнительные операции. Но раз уж Стрэндж со своими блестящими способностями попал на территорию Marvel, то он исправится, а его способности преумножатся.

Правда, Marvel все же делает шаг в сторону реальности. «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать», – так сказал Вилли Старк во «Всей королевской рати» Роберта Пенна Уоррена. Оказывается, зло можно употребить во благо, если воспользоваться его сильной энергией. Но Стрэндж тут ни при чем, он в этом смысле остается незапятнанным – во всяком случае пока. Ведь неизвестно, как все обернется в последующих приключениях нового супергероя, которые уже анонсированы в постфинале «Доктора Стрэнджа».

«Доктор Стрэндж», трейлер

А за свои грехи Стивен Стрэндж уже наказан. Страшная автокатастрофа настигла его в тот момент, когда он за рулем перебирает список возможных пациентов, отбраковывая неэффектные или сомнительные с точки зрения результата случаи, изменяя предназначению врача. Но утратив после аварии способность оперировать, Стивен, само того не осознавая, получает ключ к исполнению свой тайной мечты и, как лирический герой песни Боба Сигера, отправляется в Катманду. Случайная встреча стимулирует психоделический опыт, вытаскивая из глубин психики сокровенное желание.

Doctor Strange 2«Доктор Стрэндж»

Придуманный и нарисованный Стивом Дитко, обретший язык благодаря Стэну Ли персонаж появился в начале 60-х, предвещая едва брезжущую на горизонте эпоху контр-культуры с ее увлечением восточным мистицизмом и психоделикой. Бенедикт Камбербэтч уверенно вошел в анклав старожилов кинокомикса как, добавив хрестоматийному составу стремительность, резкость пластики и скрытую самоиронию. (Хотя насчет последнего можно заметить, что Роберту Дауни-мл. это удавалось с большим блеском – может быть, за счет более удачных диалогов). Камбербэтч с такой же легкостью пополнил команду супергеров, с какой его Стивен Стрэндж овладел искусством магии и восточными единоборствами. И ему очень идет Плащ Левитации, немножко роднящий его с Суперменом (преемственность!) и с Мерлином – магом в законе.

Doctor Strange 3«Доктор Стрэндж»

Попав в мир магии мультивселенной, ошарашенный Стрэндж поначалу пытается, как подобает ученому человеку, осмыслить происходящее и набраться врачующих знаний. Но в том-то и дело, что голову на этот раз придется отключить. Не то жрица, не то царица здешних мест Древняя (Тильда Суинтон) пытается донести до него этот императив, без всяких экивоков предложив выбор – подчиниться или пойти вон. Признаться, немножко обидно за науку: адепты восточного мистицизма уже признали то, что одно другому не мешает. Другое дело, что науку и технологии Marvel уже отработала в «Мстителях», «Железном человеке» и «Стражах галактики», пора подпитаться за счет мистики. Для чего и был призван Скотт Дерриксон – свой парень в темных областях непознаваемого и мастер киноэкзорцизма. Ему действительно удалось расширить наше сознание за счет грандиозного трипа и организовать путешествие доктора Стрэнджа из зашоренной одноцветной светлицы «научного знания» в бесконечность красочной мультигалактики. Злодей Кэцилиус (Мадс Миккелсен) и наставники неофита Стрэнджа Мордо (Чиветель Эджиофор) и Вонг (Бенедикт Вонг) запросто манипулируют целыми вселенными, «комкают» пространство и останавливают, рвут либо запускают временной континуум. Калейдоскопическая феерия насыщенных цветов, мерцание сморщивающихся, расширяющихся, перетекающих изображений погружают и зрителя в психоделический транс, заставляющий возжелать новой дозы. Сиквела.

 Голоса Евразии. О постколониальной рефлексии в отечественном театре

№5/6, май-июнь

Голоса Евразии. О постколониальной рефлексии в отечественном театре

Алена Карась

Когда мне заказали статью о болевых точках нынешнего российского театра, я подумала, что мне вовсе не интересно писать о столичных историях. Разумеется, в новейшем российском театре есть поиски языка и поражающая скорость набора высоты у многих молодых режиссеров; есть бесстрашие интеллектуального, аскетичного театра Дмитрия Волкострелова; есть поиски аффектов и жестов, выражающих телесную и психическую культуру 30-х годов в театре Максима Диденко… и все-таки то, что происходит в последние два сезона в нестоличных театрах, видится мне беспрецедентным. Речь идет о постколониальной рефлексии.

Колонка главного редактора

Гибридное кино для России

17.06.2015

Даниил Дондурей – о "Кинотавре" и зачистках, о Говорухине и Меликян, о милых режиссерах и блистательных манипуляторах.

Новости

В Москве пройдет ретроспектива фильмов Алена Рене

01.04.2014

Совместно с Французским институтом в России и Посольством Франции в России Музей кино представляет ретроспективу фильмов Алена Рене "In memoriam: Памяти Алена Рене (1922-2014)". В ретроспективу войдут шесть полнометражных и две короткометражные картины режиссера, представляющие разные периоды и стороны его творчества. Все фильмы программы будут показаны с пленки 35 мм.