Стрельба с двух рук. «Джейн берет ружье», режиссер Гэвин О’Коннор

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На большие экраны вышел вестерн "Джейн берет ружье". Присмотревшись к фильму, Нина Цыркун обнаружила в нем скрытую атаку на феминизм и политкорректность.


Поскольку вестерн Гэвина О’Коннора "Джейн берет ружье" по графику релизов (в том числе российскому) попал в хвост таким замечательным братьям по жанру, как "Костяной томагавк", "Выживший" и "Омерзительная восьмерка", зритель вправе был ожидать, что встретится с чем-то столь же необычным. Тем более, что в заглавной роли Джейн Хэммонд согласилась сниматься Натали Портман. Но, оказывается, и голливудское кино, сделав два или три шага вперед, может сделать шаг (два, три шага) назад. У проекта была сложная судьба, от него поочередно отказывались режиссер, продюсер и исполнитель главной мужской роли – может быть, поэтому похоже, что вместо незаурядного вестерна получилась некая смесь (но не гибрид, к сожалению) жанров с изрядной порцией слащавой мелодрамы. Чего здесь только нет! Полный набор для быстрого приготовления мыльной оперы: пропавший и нашедшийся через годы ребенок, запоздавший ко времени жених и проданная невеста, любовный треугольник, кровавая месть и, пожалуй, самое выигрышное для вестерна, но утонувшее в пестроте сюжетных извивов – отчаянное сражение за свой дом и свой клочок земли. (То есть, на чем стоял Сэм Пекинпа, опираясь на теорию территориального императива Роберта Ардри). Но не его пример маячил перед глазами авторов фильма про Джейн.

jane got a gun 2"Джейн берет ружье"

В фильме есть эпизод, когда Джейн пытается стрелять по целям из револьвера, и у нее плохо получается. А потом берет в руки ружье, стрелять из которого ее давно научил муж, и попадает в десятку. Может быть, и создателям фильма стоило крепче ухватиться на хорошо отработанные в жанре приемы и даже клише, к примеру, сделать злодеев не столь скучновато плоскими вместо того, чтобы, скажем, эксцентрично сажать своих героев в корзину воздушного шара. Во всяком случае, панорамные кадры пыльного, пронизанного острыми скалами фронтира, в традиционном ключе лихо снятого оператором Мэнди Уокером, впечатляют больше, чем сентиментальные эпизоды, иллюстрирующие материнскую любовь. Тем не менее, в этом фильме есть любопытное сюжетное движение.

"Джейн берет ружье", русский трейлер

Указав в названии женское имя и сделав женщину главной героиней исконно мужского жанра, создатели фильма так или иначе предложили зрителю ориентир восприятия в виде феминистского акцента. При том что все авторы – и сценаристы (Брайан Даффилд, Энтони Тамбакис, Джоэл Эдгертон), и режиссер – мужчины.

С легкой руки Камиллы Пальи в феминистской идеологии мужское и женское предстает как борьба рационального аполлонического (мужского) и хтонического дионисийского (женского) начал. Увлекшись сражением за равноправие, женщины словно отказываются от своего дионисийского начала, тем самым принимая аполлонический мужской принцип идентификации и тем обеспечивая свое гендерное поражение. Подлинное утверждение в правах Палья, расходясь с классическим феминизмом, усматривает в подчеркивании сексуальности как основы женской власти. Именно в этой сфере находится настоящий козырь женщин – соблазнительниц по природе, как Катрин Денев в "Дневной красавице" или Шарон Стоун в "Основном инстинкте", использующих сексуальность как оружие, акцентируя само существо женской природы и тем подрывая основы мужской власти.

jane got a gun 3"Джейн берет ружье"

С этой точки зрения, беря в руки ружье – самый фаллоцентрический из образов, – Джейн отказывается от своей власти, обеспеченной женственностью и символически теряет самое себя. Но выясняется, что роль "ружья", которое действительно "стреляет" в фильме, еще в большей степени выполняет ее женская привлекательность. Из-за нее вступают в схватку трое спаянных взаимной ненавистью мужчин: ее муж Билл Хэммонд (Ноа Эммерих), бывший жених Дэн Фрост (Джоэл Эдгертон) и злодей Колин МакКанн/Джон Бишоп (Юэн МакГрегор). Больше того: подобно тому, как именно мужчины, по мысли Камиллы Пальи, "придумавшие" цивилизацию, чтобы охранить человечество от опьянения дионисизмом, двое из них учат Джейн стрелять, приобщая ее таким образом к расчетливо разумному аполлонизму. Но один из них (конечно, злодей) отдает Джейн в бордель, тем самым как бы реализуя одну из максим Камиллы Пальи, согласно которой именно проститутка по-настоящему контролирует свою судьбу, выходя в дионисийскую область чистой сексуальности. Таким образом, если посмотреть с одной стороны, "Джейн берет ружье" – достаточно старомодный вестерн; посмотреть с другой – дерзкая атака на респектабельный феминизм и даже на саму политкорректность.

Вид с горы. «Слишком свободный человек», режиссер Вера Кричевская

№1, январь

Вид с горы. «Слишком свободный человек», режиссер Вера Кричевская

Андрей Архангельский

Борис Немцов был убит два года назад, в феврале 2015-го; с тех пор вышло несколько фильмов о нем – вспомним хотя бы «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич. Впрочем, видеоматериала о Немцове и до этого было достаточно начиная с 1990-х: герой слишком яркий, слишком откровенный, не боящийся самого себя в первую очередь – и при этом действующий политик.

Колонка главного редактора

Российская смысловая матрица

07.06.2016

Культуролог Даниил Дондурей о творцах понимания российской жизни. Републикация статьи в газете «Ведомости».

Новости

«Артдокфест-2013» откроет «Священная трасса»

29.11.2013

30 ноября в Москве состоится открытие шестого ежегодного кинофестиваля «Артдокфест». Фильмом открытия станет победитель Венецианского кинофестиваля – «Священная трасса» Джанфранко Рози, этот показ станет российской премьерой картины. В этом году конкурсная программа включает двадцать одну картину. Среди фильмов-участников основного конкурса – DEMONStration Виктора Косаковского, «Оптическая ось» Марины Разбежкиной, «Непал форева» Алены Полуниной (лауреат программы Cinema XXI Венецианского МКФ этого года).