Стрельба с двух рук. «Джейн берет ружье», режиссер Гэвин О’Коннор

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На большие экраны вышел вестерн "Джейн берет ружье". Присмотревшись к фильму, Нина Цыркун обнаружила в нем скрытую атаку на феминизм и политкорректность.


Поскольку вестерн Гэвина О’Коннора "Джейн берет ружье" по графику релизов (в том числе российскому) попал в хвост таким замечательным братьям по жанру, как "Костяной томагавк", "Выживший" и "Омерзительная восьмерка", зритель вправе был ожидать, что встретится с чем-то столь же необычным. Тем более, что в заглавной роли Джейн Хэммонд согласилась сниматься Натали Портман. Но, оказывается, и голливудское кино, сделав два или три шага вперед, может сделать шаг (два, три шага) назад. У проекта была сложная судьба, от него поочередно отказывались режиссер, продюсер и исполнитель главной мужской роли – может быть, поэтому похоже, что вместо незаурядного вестерна получилась некая смесь (но не гибрид, к сожалению) жанров с изрядной порцией слащавой мелодрамы. Чего здесь только нет! Полный набор для быстрого приготовления мыльной оперы: пропавший и нашедшийся через годы ребенок, запоздавший ко времени жених и проданная невеста, любовный треугольник, кровавая месть и, пожалуй, самое выигрышное для вестерна, но утонувшее в пестроте сюжетных извивов – отчаянное сражение за свой дом и свой клочок земли. (То есть, на чем стоял Сэм Пекинпа, опираясь на теорию территориального императива Роберта Ардри). Но не его пример маячил перед глазами авторов фильма про Джейн.

jane got a gun 2"Джейн берет ружье"

В фильме есть эпизод, когда Джейн пытается стрелять по целям из револьвера, и у нее плохо получается. А потом берет в руки ружье, стрелять из которого ее давно научил муж, и попадает в десятку. Может быть, и создателям фильма стоило крепче ухватиться на хорошо отработанные в жанре приемы и даже клише, к примеру, сделать злодеев не столь скучновато плоскими вместо того, чтобы, скажем, эксцентрично сажать своих героев в корзину воздушного шара. Во всяком случае, панорамные кадры пыльного, пронизанного острыми скалами фронтира, в традиционном ключе лихо снятого оператором Мэнди Уокером, впечатляют больше, чем сентиментальные эпизоды, иллюстрирующие материнскую любовь. Тем не менее, в этом фильме есть любопытное сюжетное движение.

"Джейн берет ружье", русский трейлер

Указав в названии женское имя и сделав женщину главной героиней исконно мужского жанра, создатели фильма так или иначе предложили зрителю ориентир восприятия в виде феминистского акцента. При том что все авторы – и сценаристы (Брайан Даффилд, Энтони Тамбакис, Джоэл Эдгертон), и режиссер – мужчины.

С легкой руки Камиллы Пальи в феминистской идеологии мужское и женское предстает как борьба рационального аполлонического (мужского) и хтонического дионисийского (женского) начал. Увлекшись сражением за равноправие, женщины словно отказываются от своего дионисийского начала, тем самым принимая аполлонический мужской принцип идентификации и тем обеспечивая свое гендерное поражение. Подлинное утверждение в правах Палья, расходясь с классическим феминизмом, усматривает в подчеркивании сексуальности как основы женской власти. Именно в этой сфере находится настоящий козырь женщин – соблазнительниц по природе, как Катрин Денев в "Дневной красавице" или Шарон Стоун в "Основном инстинкте", использующих сексуальность как оружие, акцентируя само существо женской природы и тем подрывая основы мужской власти.

jane got a gun 3"Джейн берет ружье"

С этой точки зрения, беря в руки ружье – самый фаллоцентрический из образов, – Джейн отказывается от своей власти, обеспеченной женственностью и символически теряет самое себя. Но выясняется, что роль "ружья", которое действительно "стреляет" в фильме, еще в большей степени выполняет ее женская привлекательность. Из-за нее вступают в схватку трое спаянных взаимной ненавистью мужчин: ее муж Билл Хэммонд (Ноа Эммерих), бывший жених Дэн Фрост (Джоэл Эдгертон) и злодей Колин МакКанн/Джон Бишоп (Юэн МакГрегор). Больше того: подобно тому, как именно мужчины, по мысли Камиллы Пальи, "придумавшие" цивилизацию, чтобы охранить человечество от опьянения дионисизмом, двое из них учат Джейн стрелять, приобщая ее таким образом к расчетливо разумному аполлонизму. Но один из них (конечно, злодей) отдает Джейн в бордель, тем самым как бы реализуя одну из максим Камиллы Пальи, согласно которой именно проститутка по-настоящему контролирует свою судьбу, выходя в дионисийскую область чистой сексуальности. Таким образом, если посмотреть с одной стороны, "Джейн берет ружье" – достаточно старомодный вестерн; посмотреть с другой – дерзкая атака на респектабельный феминизм и даже на саму политкорректность.

 Голоса Евразии. О постколониальной рефлексии в отечественном театре

№5/6, май-июнь

Голоса Евразии. О постколониальной рефлексии в отечественном театре

Алена Карась

Когда мне заказали статью о болевых точках нынешнего российского театра, я подумала, что мне вовсе не интересно писать о столичных историях. Разумеется, в новейшем российском театре есть поиски языка и поражающая скорость набора высоты у многих молодых режиссеров; есть бесстрашие интеллектуального, аскетичного театра Дмитрия Волкострелова; есть поиски аффектов и жестов, выражающих телесную и психическую культуру 30-х годов в театре Максима Диденко… и все-таки то, что происходит в последние два сезона в нестоличных театрах, видится мне беспрецедентным. Речь идет о постколониальной рефлексии.

Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.

Новости

«На Страстном» вручили премию «СЛОВО»

15.04.2015

Вчера, 14 апреля в Театральном центре "На Страстном" состоялась Вторая церемония вручения сценарной премии "СЛОВО". Награда вручена в пяти номинациях.