Сукебан

  • Блоги
  • Дмитрий Комм

О японском pinky violence 70-х и его звезде Мики Сугимото, на днях отметившей 60‑летний юбилей, – Дмитрий Комм.

Сукебан – это не ругательство, а жаргонное японское выражение (буквально переводящееся «женщина-босс») и означающее предводительницу банды девушек-подростков. Еще это название популярной серии японских фильмов начала 70-х годов, относящихся к специфическому направлению pinky violence (не путать с так называемыми pink-фильмами – малобюджетными эротическими картинами, выпускавшимися независимыми кинопроизводителями). Одной из главных звезд pinky violence являлась актриса и фотомодель Мики Сугимото – архетипический сукебан японского кино.

Что такое pinky violence и кто такая Мики Сугимото? Проще всего объяснить это на примере. Возьмите «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, уберите всю вторую половину и замените Малькольма Макдауэлла на смуглую, худощавую, мальчишеского вида особу лет 20-ти в не менее экстравагантных нарядах и гриме (а часто и вовсе нагишом) и с татуировками розочек на интимных частях тела.

В конце 60-х годов японское кино вело отчаянную войну с телевидением, оттягивавшим зрителей из кинотеатров. Выход был найден такой же, как и на Западе: показывать то, что никогда не сможет демонстрироваться на ТВ, выигрывать за счет эксплуатации сенсационной, провокативной тематики. Кто-то стал делать секс-фильмы, кто-то – брутальные драмы про якудза. Студия Toei нашла спасение в pinky violence. Японские экраны заполнили плохие девчонки с ножами и кастетами, насмерть бившиеся с мерзкими якудза и еще более омерзительными полицейскими. Фильмы этого направления часто несли анархистский, антиавторитарный месседж: представители власти – полицейские, госчиновники и даже депутаты парламента – годились в них лишь на то, чтобы их избить, а то и убить максимально жестоким способом. Что юные героини этих картин – такие, как Мэйко Кадзи, Рэйко Ике и Мики Сугимото, – и проделывали неоднократно и с явным наслаждением.

Miki-school
«Ужасная школа для девочек»

Что еще важно знать в связи с pinky violence – это был не андерграунд, вроде картин Кодзи Вакамацу, а чистейшей воды мейнстрим японского кинематографа. Картины с названиями, типа «Рок бродячей кошки», «Секс и ярость», «Ужасная школа для девочек», «Сукебан герилья», имели вполне приличные по меркам японского кино бюджеты, снимались в павильонах одной из крупнейших японских кинокомпаний и демонстрировались в обычных, а не специализированных кинотеатрах. Сегодня ставшие экзотическим объектом культа и постоянного цитирования режиссерами, вроде Тарантино и Родригеса, эти фильмы в свое время совершили важный прорыв, значительно повысив планку допустимого в японском кино. Их стильные, бесстрашные героини нравились молодым зрителям, а потому актрисы, исполнявшие эти роли, быстро становились молодежными иконами, под стать рок-звездам. Им подражали, их экстравагантный стиль одежды и манеру поведения копировали тысячи девочек по всей стране.

Miki-SUKEBAN
«Месть сукебана»

Один из основоположников pinky violence, режиссер и сценарист Норифуми Судзуки утверждал, что нашел Мики Сугимото и ее вечную подругу-соперницу Рэйко Ике в настоящих молодежных бандах. Но это был рекламный трюк. Может быть, Мики и состояла когда-то в девичьей банде, однако на момент знакомства с Судзуки она уже была популярной фотомоделью и исполняла небольшие роли на телевидении. Начав сниматься в фильмах Судзуки с 18-ти лет, Мики Сугимото тоже поначалу играла роли второго плана, находясь в тени пышногрудой Рэйко Ике. Но уже в 1972 году в картине с фантасмагорическим названием «Сукебан герилья» именно она становится предводительницей банды девушек-байкеров, отодвинув Рэйко на второстепенную роль. (Любопытно, что именно в этом фильме впервые в название было вынесено слово «сукебан».) Дебют в главной роли был успешен, и Судзуки, на радостях провозгласивший Мики Сугимото «японской Катрин Денев», тут же снимает следующий фильм из той же серии – «Месть сукебана» (также известный под названием «Сукебан блюз»), в котором Мики и ее подруги при поддержке полусумасшедшего режиссера, снимающего порно, сражались с торгующей женщинами бандой якудза.

Параллельно Судзуки запустил другую серию фильмов: «Ужасная школа для девочек» – также с Мики и Рэйко в главных ролях. В «Ужасной школе» действие разворачивалось не на улицах Токио или Осаки, а в исправительном заведении для трудновоспитуемых подростков. «Мы превращаем беспризорниц в образцовых жен и матерей» гласил девиз этой школы. Но Мики Сугимото упорно не хочет превращаться в образцовую японскую жену и поднимает других девочек на битву с развратными коррумпированными учителями-надсмотрщиками. Во второй серии этого эпоса девушки захватывают свою школу-тюрьму и вступают в крупномасштабную десятиминутную битву с полицией, используя классическое оружие пролетариата – булыжники. Видимо, благодаря этому, в России данный фильм был рекомендован газетой «Лимонка» к обязательному просмотру всем членам национал-большевистской партии.

miki2-posterВ 1973 году уже другой режиссер Садао Накадзима смешал темы обоих этих киносериалов в фильме: «Сукебан: побег из исправительной школы» - пятом по счету в сериале про похождения сукебана и самом циничном из всех. В нем практически отсутствуют характерные для картин Судзуки комедийные сцены, а героиня Мики Сугимото, сбежав из колонии, готовит настоящий террористический акт. При помощи динамитных шашек она, вместе с другими девушками, собирается захватить корабль и уплыть на нем далеко-далеко. Куда именно, она не знает, главное – подальше от Японии. Появление целой армии полицейских нарушает ее планы. После положенной яростной битвы, Мики попадает в плен, и директор исправительной школы злорадно говорит ей: «Теперь, девочка, ты попадешь в настоящую тюрьму». «Вы никогда меня там не удержите!» – кричит в ответ Мики и плюет прямо в объектив камеры – фактически, в лицо зрителю. Стоп-кадр. Финал фильма. (На иллюстрации слева: постер к фильму «Сукебан: побег из исправительной школы»)

В том же году Мики получает приз Ассоциации кинопроизводителей Японии (ANPA), как «лучшая дебютантка года». Что очень забавно, поскольку к этому моменту «дебютантка» уже снялась в полудюжине картин.

Самой знаменитой картиной Мики Сугимото является триллер «Женщина-зеро. Красные наручники», поставленный режиссером Юкио Нода в 1974 году. Основанная на одноименном комиксе, картина рассказывала о похищении дочери влиятельного политического деятеля. Полиции удается внедрить в банду похитителей своего агента – девушку по прозвищу Зеро (Мики Сугимото), некогда изгнанную из полицейских рядов за убийство иностранного дипломата. Но операция по освобождению заложницы срывается, и тогда ее отец, используя свое политическое влияние, приказывает уничтожить всех, включая собственную дочь и агента Зеро, дабы избежать публичного скандала. «Нигилистической оргией садизма» назвали японские критики этот фильм, где сцены кровавых пыток, убийств и изнасилований сменяют друг друга почти безостановочно. Одетая в огненно-красный плащ Мики Сугимото выглядит в финале картины адской фурией, истребляющей как гангстеров, так и бывших коллег-полицейских – за предательство.

Miki-zero
«Женщина-зеро. Красные наручники»

Однако времена менялись. К концу 70-х телевидение и кинопроизводители заключили между собой взаимовыгодный союз. В японском кино начинает внедряться позаимствованная из Голливуда консервативная концепция «зрелища для семейного просмотра», напрочь исключающая натуралистические сцены секса и насилия. И хотя она никогда не приобрела в Японии такое распространение, как в Америке, производство фильмов в жанре pinky violence прекратилось. Мики Сугимото пыталась сменить амплуа, сыграв верную подругу гангстера в черной комедии классика японского кино Киндзи Фукасаку «Жестокая паника – большая катастрофа» (1976). Но это было уже совсем не так весело, как сниматься в фильмах про сукебана.

В 1977 году Мики выходит замуж – причем за человека, который был ее первой любовью еще в школе – и принимает решение уйти из кино. Исполнительница ролей крутых девчонок в жизни оказалась весьма романтичной особой. И трудолюбивой актрисой: вся ее кинокарьера длилась восемь лет, однако ее фильмография насчитывает два десятка картин.

violent-panik
«Жестокая паника – большая катастрофа»

28 января этого года Мики Сугимото исполнилось 60 лет. Завязав с кино, она стала работать... воспитательницей в детском саду. А это значит, что японские детишки уже в нежном возрасте попадают в правильные руки. В руки настоящего сукебана.

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Прогноз на завтра отменяется

Колонка главного редактора

Прогноз на завтра отменяется

09.08.2011

Почему в России во всей своей красе процветает оккультизм? Людям трудно жить в постоянном ощущении непредсказуемости, непрогнозируемости всех процессов. Не может корабль большого государства без лоцманской карты, без руля и ветрил нестись по океанскому простору, подчиняясь исключительно правильным речам капитанов.

Новости

В Севастополе завершился XII мкф «Победили вместе»

20.05.2016

На проходящем с 14 по 19 мая в Севастополе международном кинофестивале "Победили вместе" Гран-при был удостоен фильм Варвары Филипчук «Переведи меня через Майдан» совместного производства Украины и России.