Супермен разбушевался. «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости», режиссер Зак Снайдер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На экраны вышла очередная порция приключений из жизни фантастической вселенной издательства DC Comics. Нина Цыркун считает идею этого проекта напрашивающейся, супергероев-актеров уставшими, но сам жанр комиксов – поразительно адекватным нынешней политической, и не только политической, реальности.


Перед началом премьерного показа кинокомикса "Бэтмен против Супермена. На заре справедливости" к зрителям с экрана обратился режиссер Зак Снайдер с пламенной просьбой никому не рассказывать, про что кино, чтобы всем обеспечить просмотр, свободный от спойлеров. Мне вообще-то в фильме мало удалось увидеть чего-то, что было бы достойным унесения в могилу, но – без спойлеров, так без спойлеров.

Поскольку справедливость, упомянутая в названии фильма, имеет здесь значение не социально-юридическое, а чисто номинальное (имеющее отношение к так называемой "Лиге справедливости"), то в перспективе развитие франшизы представляется в виде истории о том, как трудно не то что людям, но даже супергероям доброй воли объединиться, чтобы вместе бороться за все хорошее против всего плохого. Начать решили прямо с тяжелой артиллерии – схватки Супермена с Бэтменом. Их уже многажды сталкивали в разных альтернативных вселенных и в разных коллизиях. Еще в 40-х появился графический комикс, где папа и мама Кент усыновили не только Супермена, но и Бэтмена, так что они стали братьями. Сейчас о братстве речи нет, наоборот. И зрителю предлагается нечто вроде выбора – за кого болеть? И правда: какой герой нам нужен, исходя из современных реалий? Такой, кто ни минуты не сомневаясь в правоте своей страны и ее президента, всегда пойдет за них на бой? Или вечно пребывающий в сомнениях и готовый перейти границу дозволенного? Выбор осложняется, потому что лояльный Супермен дает повод усомниться в его безупречности, оказывается под подозрением, сильно обижается, и все это ставит его в равное положение с вечно обиженным Бэтменом. Поведение Супермена обсуждается в сенате и в телеэфире, и этот эпизод – один из самых смешных, потому что уж больно он похож на все наши ток-шоу. Вообще комиксы становятся одним из самых реалистичных жанров, и даже не хочется говорить, чем они близки к сегодняшней реальности. Хотя об одном все же надо упомянуть. Дело в том, что политика, а за ней и история делаются двумя способами: провокацией и шантажом.

"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости", русский трейлер

Что же касается выбора между Бэтменом и Суперменом, то болеть приходится исходя из актерских предпочтений. Изначально у Бена Аффлека, как я могу предположить, шансов было значительно меньше, чем у Генри Кэвилла. Но, по-моему, они тут тоже уравнялись. Не зря, видно, Бен Аффлек влезал в свое время в шкуру Джорджа Ривза, исполнителя роли Кента Кларка в фильме "Смерть Супермена". Вот в чем, думаю, проблема: поскольку Брюс Уэйн не божественного происхождения и собственными сверхспособностями не обладает, его можно "старить", что с ним усиленно и творят. Как говорит Альфред (Джереми Айронс), ему уже не удастся умереть молодым. Однако так можно и до абсурда дойти. С утомленностью Брюса Уэйна явно перестарались – сейчас он выглядит не столько как устрашающий Бэтмен, сколько как поседевший незрячий адвокат Мэтт Мердок/Сорвиголова, которого Аффлек сыграл 13 лет назад. Или почти как один из членов молодящейся старой гвардии РЭД (тоже, кстати, героев комиксов DC). Видно, как ему не хочется расчехлять бэтмобиль и влезать в бэтсьют. Но и Супермен тоже сдал и, сколько ни жжет глазами врага, ничего тому почему-то не делается. Но главное – их обоих легко подцепить на крючок чисто человеческой слабости. Что и делает тщедушный Лекс Лютор (Джесси Айзенберг), самый живой и остроумный персонаж в фильме – в отличие от супергероев, проговаривающих тексты, плохо совместимые с имиджем. (Надо оценить остроумный кастинг: после "Соцсети" Айзенберг удачно вписывается в образ хозяина империи IT-технологий).

Batman v Superman 2"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости"

Особая роль в фильме принадлежит женщинам, завязывающим и развязывающим узлы. Вотум недоверия Супермену объявляет сенатор Финч (Холли Хантер напоминает здесь Федерику Могерини), предлагающая обсудить тему демократическим путем. Лоис Лейн (Эми Адамс), как ей и положено, попадает в ситуации, требующие спасения. Мамаша Кент (Дайан Лейн), наставляя сына на правильный путь, воплощает "соль земли" – протестантскую мораль Среднего Запада. А Чудо-Женщина в исполнении прекрасной Галь Гадот в тиаре, с мечом и лассо правды вовремя вмешивается в патовую ситуацию, чтобы разрешить ее с навыками бывшего солдата израильской армии.

Словом, все на своих местах. Зак Снайдер пошел е2 – е4. Ждем, каким будет следующий ход.


 

БОНУС: на Youtube появился ролик интервью, в котором Бен Аффлек узнает о невысокой зрительской оценке фильма – и грустит.

Государственный протекционизм: польза или вред?

№5/6, май-июнь

Государственный протекционизм: польза или вред?

Олег Березин

Многогранность самого понятия «государственный протекционизм» побуждает сразу признаться: однозначного ответа на этот вопрос нет. В современном мире ни одно государство не провозглашает (на деле, а не на словах) парадигму фритрейдерства – свободной торговли – вне тех или иных механизмов государственного протекционизма.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

Фонд кино РФ определил своих фаворитов

11.12.2012

Фонд кино определил кинопроекты, которые могут рассчитывать на государственную финансовую поддержку в производстве и прокате в 2012 году. Полный перечень этих картин был 10 декабря опубликован на сайте Фонда.