Супермен разбушевался. «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости», режиссер Зак Снайдер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На экраны вышла очередная порция приключений из жизни фантастической вселенной издательства DC Comics. Нина Цыркун считает идею этого проекта напрашивающейся, супергероев-актеров уставшими, но сам жанр комиксов – поразительно адекватным нынешней политической, и не только политической, реальности.


Перед началом премьерного показа кинокомикса "Бэтмен против Супермена. На заре справедливости" к зрителям с экрана обратился режиссер Зак Снайдер с пламенной просьбой никому не рассказывать, про что кино, чтобы всем обеспечить просмотр, свободный от спойлеров. Мне вообще-то в фильме мало удалось увидеть чего-то, что было бы достойным унесения в могилу, но – без спойлеров, так без спойлеров.

Поскольку справедливость, упомянутая в названии фильма, имеет здесь значение не социально-юридическое, а чисто номинальное (имеющее отношение к так называемой "Лиге справедливости"), то в перспективе развитие франшизы представляется в виде истории о том, как трудно не то что людям, но даже супергероям доброй воли объединиться, чтобы вместе бороться за все хорошее против всего плохого. Начать решили прямо с тяжелой артиллерии – схватки Супермена с Бэтменом. Их уже многажды сталкивали в разных альтернативных вселенных и в разных коллизиях. Еще в 40-х появился графический комикс, где папа и мама Кент усыновили не только Супермена, но и Бэтмена, так что они стали братьями. Сейчас о братстве речи нет, наоборот. И зрителю предлагается нечто вроде выбора – за кого болеть? И правда: какой герой нам нужен, исходя из современных реалий? Такой, кто ни минуты не сомневаясь в правоте своей страны и ее президента, всегда пойдет за них на бой? Или вечно пребывающий в сомнениях и готовый перейти границу дозволенного? Выбор осложняется, потому что лояльный Супермен дает повод усомниться в его безупречности, оказывается под подозрением, сильно обижается, и все это ставит его в равное положение с вечно обиженным Бэтменом. Поведение Супермена обсуждается в сенате и в телеэфире, и этот эпизод – один из самых смешных, потому что уж больно он похож на все наши ток-шоу. Вообще комиксы становятся одним из самых реалистичных жанров, и даже не хочется говорить, чем они близки к сегодняшней реальности. Хотя об одном все же надо упомянуть. Дело в том, что политика, а за ней и история делаются двумя способами: провокацией и шантажом.

"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости", русский трейлер

Что же касается выбора между Бэтменом и Суперменом, то болеть приходится исходя из актерских предпочтений. Изначально у Бена Аффлека, как я могу предположить, шансов было значительно меньше, чем у Генри Кэвилла. Но, по-моему, они тут тоже уравнялись. Не зря, видно, Бен Аффлек влезал в свое время в шкуру Джорджа Ривза, исполнителя роли Кента Кларка в фильме "Смерть Супермена". Вот в чем, думаю, проблема: поскольку Брюс Уэйн не божественного происхождения и собственными сверхспособностями не обладает, его можно "старить", что с ним усиленно и творят. Как говорит Альфред (Джереми Айронс), ему уже не удастся умереть молодым. Однако так можно и до абсурда дойти. С утомленностью Брюса Уэйна явно перестарались – сейчас он выглядит не столько как устрашающий Бэтмен, сколько как поседевший незрячий адвокат Мэтт Мердок/Сорвиголова, которого Аффлек сыграл 13 лет назад. Или почти как один из членов молодящейся старой гвардии РЭД (тоже, кстати, героев комиксов DC). Видно, как ему не хочется расчехлять бэтмобиль и влезать в бэтсьют. Но и Супермен тоже сдал и, сколько ни жжет глазами врага, ничего тому почему-то не делается. Но главное – их обоих легко подцепить на крючок чисто человеческой слабости. Что и делает тщедушный Лекс Лютор (Джесси Айзенберг), самый живой и остроумный персонаж в фильме – в отличие от супергероев, проговаривающих тексты, плохо совместимые с имиджем. (Надо оценить остроумный кастинг: после "Соцсети" Айзенберг удачно вписывается в образ хозяина империи IT-технологий).

Batman v Superman 2"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости"

Особая роль в фильме принадлежит женщинам, завязывающим и развязывающим узлы. Вотум недоверия Супермену объявляет сенатор Финч (Холли Хантер напоминает здесь Федерику Могерини), предлагающая обсудить тему демократическим путем. Лоис Лейн (Эми Адамс), как ей и положено, попадает в ситуации, требующие спасения. Мамаша Кент (Дайан Лейн), наставляя сына на правильный путь, воплощает "соль земли" – протестантскую мораль Среднего Запада. А Чудо-Женщина в исполнении прекрасной Галь Гадот в тиаре, с мечом и лассо правды вовремя вмешивается в патовую ситуацию, чтобы разрешить ее с навыками бывшего солдата израильской армии.

Словом, все на своих местах. Зак Снайдер пошел е2 – е4. Ждем, каким будет следующий ход.


 

БОНУС: на Youtube появился ролик интервью, в котором Бен Аффлек узнает о невысокой зрительской оценке фильма – и грустит.

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

№5/6, май-июнь

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

Игорь Савельев

В конкурсе 39-го Московского международного кинофестиваля были представлены три российских фильма – больше, чем обычно. Три – число сказочное, да и каждую из этих картин можно назвать «сказкой из нашей жизни», рассказанной в отличной от потока других картин жанровой манере. Сразу хочется оставить за скобками «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, хотя его-то как раз можно назвать апогеем сказочности, таким причудливым впечатлением от условного «кинематографа Александра Роу», увиденного в ташкентском детстве режиссера (как рассказывал об этом в фестивальных интервью сам Хамдамов; но не исключено, впрочем, что и эти признания – мистификация).

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.

Новости

Пятое «Свидание с Россией» состоится в Ингушетии

18.07.2014

С 25 по 27 сентября 2014 года в республике Ингушетия пройдет V Международный фестиваль туристического кино «Свидание с Россией». Показы картин будут проходить в городах Магас, Назрань и селе Армхи Джейрахского района.