Так далеко, так близко. «Дюнкерк», режиссер Кристофер Нолан

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На экраны вышла историческая драма Кристофера Нолана "Дюнкерк", посвященная одному из самых захватывающих эпизодов Второй мировой. О деталях легендарной военной операции и ее режиссерской трактовке рассказывает Нина Цыркун.


Дюнкерк – порт на побережье Ла-Манша, куда в мае 1940 года армия и штурмовая авиация вермахта оттеснила, зажав в блокаду, британский экспедиционный корпус, три французских армии и остатки бельгийских вооруженных сил – всего более трехсот тысяч человек. Им всем грозила гибель или плен, что-либо изменить в своей судьбе они были бессильны. Под вопросом оказывалась судьба Британии, поскольку страна могла вообще лишиться армии. Премьер-министр Уинстон Черчилль отдает приказ о начале операции «Динамо» – эвакуации соотечественников и союзников при поддержке с воздуха через пролив на остров.

Помнится, Дирк Богард назвал одну свою неудачную роль «бессмысленной, как операция под Дюркерком». Актер имел моральное право на такое сравнение – он провел семь лет в действующей армии, дослужился до майора и получил семь боевых наград. Но в фильме Кристофера Нолана «Дюнкерк» никто не касается вопроса о причинах столь масштабного разгрома союзнических войск: речь только о том, как Британия спасала своих солдат. Жанр фильма определен как историко-драматический экшн, но привычный экранный сюжет здесь отсутствует. Мы ничего не знаем о его героях, хотя и проживаем вместе с ними сведенное авторами воедино и по-разному текущее время – час в воздухе, день в море, неделю на берегу – обрастающее жесткими подробностями, за которыми чья-то жизнь или смерть. Кого брать на борт?  Одни носилки с раненым занимают место, на котором поместилось бы семеро стоящих. Начало долгожданного прилива определяют вынесенными к берегу из моря трупами…

Dunkirk 01«Дюнкерк»

В самом узком месте ширина пролива составляет всего 32 километра; экстремалы одолевают его вплавь. Но тогда это было адово пекло. Из фильма становится понятно, почему фронтовики не любят вспоминать войну. Не только потому, что тяжело и страшно, но и потому, что порой стыдно. Война умеет ставить людей в такое положение, когда «смерть кипит в кишках», как бросил в сердцах один из персонажей фильма, и за человека говорит самый сильный инстинкт – выживания. Но случается, что среди общего безумия из чьих-то уст звучит голос совести, говорящий инстинкту «нет». Так происходит в трюме судна, в котором несколько человек надеются добраться до белых скал Дувра. Обращая свой фильм прежде всего к молодежи, для которой события Второй мировой – седая древность, Нолан концентрируется на таких искрах непоказного, негромкого мужества, как примерах массового героизма тысяч безвестных людей.

«Дюнкерк», трейлер

Он нарочито назначил на главную роль рядового пехотинца Томми неизвестного в большом кино актера Фьёна Уайтхеда. Его спутников играют знаменитости, Анайрин Барнард (Гибсон) и поп-певец Гарри Стайлс (Алекс) – перед лицом смерти все равны. История рассказана на языке саспенса в постоянном ощущении неизвестного и страшного. Усилиями оператора ван Хойтемы зрителя погружается в центр событий под разрывы бомб, прицельный огонь пикирующих бомбардировщиков, минометный обстрел, горящие озера мазута в морской воде, тучи дыма, безумие паники под убыстряющийся ритм… Саундтрек Ханса Циммера, синтезированный с шумом самолетного мотора, местами переходит как будто в сердечный пульс, заставляя ощутить ужас истории.

Кеннета Брана в роли капитана британских ВМС Болтона, под обстрелом немецких «мессеров» организовавшего подход кораблей и лодок к молу, где ждут спасения тысячи людей, на мой взгляд, особенно примечателен. Сегодня он – один из главных «шекспировских» актеров, и я вижу в режиссерском выборе дань уважения актерам старшего поколения, самым активным образом участвовавшим в битве за Британию. Лоренс Оливье, которого называют величайшим шекспировским актером XX века, считал для себя недостаточным ограничиться благотворительность и твердо намеревался войти в состав Королевского воздушного флота. Он брал уроки летного дела, налетал более двухсот часов и дослужился до звания лейтенанта, хотя ему и не доверяли участия в боевых вылетах. Нация была едина в стремлении выстоять. Сотни гражданских лиц откликнулись на призыв Черчилля принять участие в эвакуации соотечественников, попавших в смертельную ловушку. Малотоннажные суда, яхты, рыболовецкие баркасы и утлые шлюпки направились к французскому берегу, и среди тех, кто вел их туда, были совсем немолодые мужчины, включая тех, кто уже потерял своих детей на этой войне. В фильме капитан одного из таких судов (его играет Марк Райленс) четко сформулировал смысл своего участия: «Мои ровесники развязали эту войну. С какой стати дети должны воевать за нас!».

Dunkirk 02«Дюнкерк»

Возвратившись на родину, многие из них чувствуют себя виноватыми. «Мы всего лишь выжили…». «Это уже немало», – отвечает слепой старик со следами ожогов на лице. Похожий на ветерана Первой мировой, он раздает солдатам бутерброды на железнодорожной станции. И это действительно немало – впереди их ждет целая война.

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

№5/6, май-июнь

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

Илья Бобылев

Ритм отечественного анимационного кинопроцесса своей естественностью напоминает сердечный цикл. По крайней мере, заинтересованный зритель отчетливо слышит два основных тона, задаваемых двумя авторитетными фестивалями, практически ровесниками. Весной Открытый Российский фестиваль анимационного кино проходит в Суздале, а осенью бороздит речные просторы российско-украинский «Крок», в международной программе которого российские фильмы оказываются уже в контексте современных достижений мировой анимации.

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.

Новости

В Роттердаме стартует Международный кинофестиваль

23.01.2013

23 января вечером в Роттердаме (Нидерланды) состоится торжественное открытие 42-го международного кинофестиваля. Картиной открытия станет драма «Мастер» (The Master) Пола Томаса Андерсона.