Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Тень древнего кошмара - Искусство кино

Тень древнего кошмара

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О бесстрашном освоении Питером Джексоном очередной порции толкиеновских фантазий – Нина Цыркун.

Страшно подступаться к «Хоббиту», как вообще к экранизациям толкиеновской фэнтези: шаг влево, шаг вправо – и «толкинутые» фанаты разорвут в клочья, как чуть было не разорвали беднягу Бильбо ужасные тролли. Питеру Джексону наверняка было еще страшнее, когда он взялся одну, причем совсем не толстую книжку, растянуть на трилогию, начав сразу с мегахита длиной в 169 минут.

hobbit-peter-jackson
Питер Джесон на съемках фильма «Хоббит. Нежданное путешествие»

Но, как говорят в Голливуде, money talks: чтобы освоить бюджет и обеспечить рабочие места соотечественникам, Джексон должен был заполнить экранное время на означенную в контрактах сумму, одновременно переводя художественный замысел в продюсерский проект. Целая команда сценаристов, которых набралось четверо (две проверенные «Властелином колец» дамы – Филиппа Бойенс и жена Джексона Фрэн Уолш, сам Питер Джексон, а также приглашенный мастер мистических ужасов Гильермо дель Торо) трудилась над растяжкой книжки «Хоббит, или Туда и обратно» для дальнейшего превращения ее в первую часть трилогии о Бильбо Бэггинсе под названием «Хоббит. Нежданное путешествие».


hobbit-an-unexpected-3
«Хоббит. Нежданное путешествие»

В результате в фильме прибавилось действующих лиц, пришедших в приквел из «Властелина колец» в исполнении узнаваемых актеров: Галадриэль (Кейт Бланшетт), Элронд (Хьюго Уивинг) и Саруман (Кристофер Ли). А еще Азог (Ману Беннет), он же Бледный орк, обезглавивший отца Торина Дубощита и павший, по книге Толкиена, на поле боя, тут на экране выжил и даже получил вид на будущее. Но вот кто и что реально украсило фильм, так это бывший хоббит Горлум, которого по-прежнему сыграл в морфинге Энди Серкис, и эпизод его игры в загадки с Бильбо.

Что же касается реинкарнации прочих упомянутых замечательных существ, то роль их чисто служебная; хорошо знакомые персонажи помогают зрителю вернуться в атмосферу LOTR-трилогии, почувствовать себя как дома и с легкостью принять новые правила игры. Правила же эти определены исключительно технологией. Впервые в истории кино Джексон использовал особые цифровые камеры, с помощью которых можно снимать в 3D с частотой 48 кадров в секунду. Правда, насладиться эффектом мало кто может: соответствующих установок для проекции в самих США всего полтысячи на всю страну. Но и в IMAX-е вполне хватает этого совершенства. Даже не хочется думать, какое возникло бы впечатление от видимых в десять раз отчетливей гуммозных трещин на лицах гномов или просвечивающих на свету задников.

hobbit-troll-an-unexpected-journey
«Хоббит. Нежданное путешествие»

Когда-то на заре кинематографа, когда в пленке было много серебра, а картинка была очень ясной, операторы придумали снимать через вуаль, чтобы придавать изображению туманную загадочность. В наши дни операторы, работающие с Александром Сокуровым, замасливают объективы, чтобы расфокусировать кадр, оставляя место для воображения. «Хоббит» пошел поперек этой традиции, и не только этой: как снимают по Толкиену хронологически задом наперед (трилогия «Властелин колец» написана в годы Второй мировой войны, а «Хоббит» в 1937-ом), так и волшебное Средиземье из призрачной мечты превращают в туристский гид по Новой Зеландии с эффектами парка чудес.

hobbit-guide
«Хоббит. Нежданное путешествие»

За этими красотами пропала главная, на мой взгляд, толкиеновская ценность: когда сильные оказываются бессильными, на помощь им приходят слабые – то «секретное оружие», что, по словам Гэндольфа, способно пробить дорогу к дракону.

Джексон, похоже, попал в жанровый зазор. С одной стороны – это детское кино с гуманистической философией (для зрителей от 6 лет, как гласит титр), которую несет Мартин Фримен в роли Бильбо Бэггинса, выдернутого на подвиг варварами-гномами из своей уютной хоббичьей норы. С другой – взрослый экшен, требующий жесткой логистики подверстывания стародавних событий к временам LOTR-трилогии с ее мрачным колоритом, а пока что ощущаемой в виде собственной «тени»: половину, не меньше, экранного времени занято битвами, что создает полное впечатление развертываемой на огромном экране видеоигры. Кроме того, чтобы расширить горизонт аудитории, подыграть молодежи и папикам-шестидесятникам, Джексон пошел на неслыханную по нынешним временам дерзость: дал в руки Гэндольфу (Йену МакКеллену) трубку с таинственным наполнителем, вызывающим на лице мага блаженную улыбку, а его кузена, лесного волшебника Радагаста Бурого, и вовсе кормил «волшебными грибами», отчего у того прибавлялось куражу.

Hobbit-pipe
«Хоббит. Нежданное путешествие»

Остается только гадать, какой славный получился бы из «Хоббита» односерийный фильмец часа на два – но теперь уж, видно, за такой проект никто не возьмется, во всяком случае, в обозримом будущем.

the-hobbit--end


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Признания Ника Кейва откроют 5-й Beat

20.05.2014

С 27 мая по 8 июня в Москве уже в пятый раз состоится фестиваль Beat, посвященный документальному кино о музыке и молодежных субкультурах. Как всегда, в программе российские премьеры громких хитов международных кинофестивалей, зрительские фильмы о музыкальных явлениях, молодежных субкультурах и кумирах поколений, чьи имена и есть современная поп-культура.