Три истории

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«Место под соснами» Дерека Сиенфрэнса, по мнению Нины Цыркун, можно назвать криминальным триллером, семейной сагой, трехактной драмой – все будет правильно, и все органично сосуществует, как бывает в обычной жизни.


Про «Место под соснами» можно также сказать, что это триптих об отцах, евших кислый виноград, и сыновьях, у которых от него оскомина; о том, что наследуются не только черты лица и характер, но и судьба. О внезапно проснувшемся чувстве отцовства и неизживаемом чувстве вины; словом – о вещах вечных, вещах житейских. Всего этого сюжетного добра хватило бы на долгоиграющую мыльную оперу, но режиссер, он же сценарист (совместно с Беном Коссио и Дариусом Мардером) уложил его в один компактный фильм длительностью 2 часа 20 минут и стоимостью в 15 миллионов долларов – и ни одна из этих минут, как и ни один доллар не потрачены даром.

Быстрый рваный монтаж и нервно подрагивающая в руках Шона Боббита камера соответствуют неожиданным поворотам сюжета и внезапным психологическим извивам, которые и составляют подлинное содержание фильма. Ждешь, конечно, трагической случайности, когда видишь на экране смертельный цирковой номер, выполняемый в стальной клетке трюкачом Красавчиком Люком. Но нет, разбиться Люку не суждено, тут другое: превращение крашеного в ядерного блондина мотогонщика из цирка-шапито в чадолюбивого отца. Что требует основательной актерской поддержки, и удается Райану Гослингу. Татуированный мускулистый торс, майка-безрукавка с логотипом Metallica, сигарета в углу рта, кожаная куртка, железный конь и – резким контрастом к этому мачистскому набору – детское лицо задают непростую программу трансформации с самого начала, так что к тому времени, когда Люк узнает, что он не одинокий беспечный ездок, а отец, мы уже готовы к дальнейшему.

The-place-beyond-the-pines-2
«Место под соснами»

Года полтора назад Люк побывал в этом местечке, который индейцы назвали Сченектади (Место под соснами) в штате Нью-Йорк, закрутил мимолетный романчик с официанткой из кафе Роминой (Ева Мендес) и укатил бездумно и беспечально. Теперь вот, снова оказавшись там, встретился со смуглой красоткой Ро и узнал массу интересного. Ро собирается поступать в колледж, у нее есть парень и еще сынишка Джейсон – от Люка. И что-то в глазах Ро было такое, что Люк понял: он может найти свое место под этими соснами.

Нет, дело, конечно, не в детскости Люка, а в том, что сам он не знал своего отца и не захотел, чтобы его ребенку грозила та же участь. И теперь нет для него преград, чтобы обеспечить Джейсону счастливое детство с помощью железного друга и еще одного ушлого парня. А в результате себе он обеспечил встречу с полицейским Эйвори Кроссом (Брэдли Купер), который займет центральное место во второй части «триптиха».

The-Place-Beyond-Pines-Poster-Detail
«Место под соснами»

Эйвори – полная противоположность Люку; можно сказать, счастливчик, баловень судьбы; папаша его метит на место окружного прокурора в Нью-Йорке и сынка, конечно, не забудет. Но прежде сын хочет доказать, что он тоже не лыком шит, и очень кстати дельце удачное подвернулось. И Эйвори обеспечил себе больше, чем пятнадцать минут славы. Но его жизнь дала неожиданный поворот, навсегда эту жизнь изменивший. Пятнадцать лет спустя в главные герои выйдут сыновья Люка и Эйвори (Дейн ДеХаан и Эмори Коэн), встретившиеся в школе, куда перевелся один из них. Их тоже ждут повороты судьбы и все с той же злой предопределенностью, какая наметила жизненные траектории их отцов.

Одна хорошая старая книга называлась «роман-джаз»: действие там начиналось резко, ярко, в быстром ритме, а потом замедлялось и замедлялось, тускнело – но это было намеренно. Сомневаюсь, что Сиенфрэнс сознательно выбрал ту же тактику. Просто так получилось. Люк вышел ярче Эйвори, и оба они ярче детей-подростков. А может дело во времени? В тех самых пятнадцати годах, разделивших поколения?

The-Place-Beyond-The-Pines4
«Место под соснами»

«Место под соснами» не столь удручающе меланхоличный фильм, как принесшая известность Сиенфрэнсу «Грустная валентинка» (тоже с Гослингом), но слишком фаталистичный. Впрочем, с точки зрения логики не так уж все ладно пригнано в его истории. А потому у зрителя есть выбор – верить ему или нет.

Марина Разбежкина: «Документальный фильм: нужен ли сценарий?» (окончание)

№2, февраль

Марина Разбежкина: «Документальный фильм: нужен ли сценарий?» (окончание)

Никита Карцев

Беседу ведет Никита Карцев. Окончание. Начало см.: «Искусство кино», 2017, № 1.

Колонка главного редактора

Российское общество между 2014 и 2015

12.01.2015

Вечером 2 января 2015 года на радиостанции «Эхо Москвы» была открыта новая программа, в которой принял участие культуролог, член Совета по правам человек при президенте Российской Федерации и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Ведущие программы Виталий Дымарский и Ксения Ларина.

Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.