Три лица Лили. «Девушка из Дании», режиссер Том Хупер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«Девушка из Дании» Тома Хупера, получившая четыре номинации на «Оскар», вышла в российский прокат. Эту картину – о первом человеке, подвергшемся операции по смене пола, – посмотрела Нина Цыркун.


Хенрик, друг главного героя «Девушки из Дании», сказал о себе: «Я романтик, предпочитаю держаться в тени». А фильм как раз о выходе из тени, причем из собственной тени, о преодолении мучительной раздвоенности и об отваге стать наконец самим собой, отведя тени ее место, а точнее – избавившись от ее наваждения. Действие «Девушки из Дании» происходит почти век назад, но и сегодня такой акт в публичном горизонте вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию окружающих. Это подлинная история о том, как Эйнар Вегенер уже женатым мужчиной, влюбленным в свою прекрасную жену, внезапно ощутил, что под его именем живет женщина. Ситуацию нечаянно спровоцировала жена, художница-портретистка. В нужный момент рядом не оказалось натурщицы, и Герда попросила Эйнара накинуть женское платье и надеть туфли. В таком виде его застает подруга-балерина, девушка с художественным складом ума, явившаяся в дом друзей с букетом лилий. Оценив картину, она сходу дает Эйнару подходящее имя – Лили. История продолжилась маскарадом: шутки ради Герда уговорила мужа выйти вместе с ней в свет, на бал в женском платье, парике, с накрашенными губами. И продолжала рисовать его в женском обличье. Серия картин в стиле ар-деко (слегка напоминающих серовский портрет Иды Рубинштейн), в отличие от ее прежних работ, стала пользоваться большим успехом, как будто Герда набрела на сокровенную золотую жилу. Искусство словно выявило истину, обнаружив подлинную сущность Эйнара, по ошибке природы помещенного в тело мужчины. Стоя за мольбертом, Герда смотрела на Эйнара влюбленными глазами, а сказано ведь: «Когда любишь человека, видишь его таким, каким его задумал бог».

The Danish Girl 2«Девушка из Дании»

Тут надо вспомнить, что Эйнар тоже художник (пейзажист), и все пишет и пишет по памяти преследующий его ландшафт, запомнившийся с детства. Почему именно эти голые деревья в гиблом болотистом месте воспроизводит он на холсте, станет впоследствии понятно, и тоже прольет свет на вызревание в нем внезапно овладевшей им идеи.

Транзит от Эйнара к Лили Вегенер отслеживает, глядясь в зеркало. Зеркало – его тайный конфидент, которому можно довериться, и в то же время инструмент самоанализа. Это не нарциссизм; Вегенер мог бы сказать словами Орсона Уэллса: «Я люблю не зеркала, я люблю отражения». Видя в зеркале Лили, Эйнар встречается с собой настоящим. Это визуальный эквивалент его самоощущения; реальность перетекает с живого человека на репродукцию и актуализирует, оживляет ее. Зеркало, условно говоря, начинает таять, как у Кэррола, когда Алиса прыгнула в Зазеркалье; как у Кокто, когда Поэт переходит зеркальный Рубикон, попадая во владения Смерти. Эйнар еще не знает, что ему суждено то и другое, и пока только изучает себя, всматриваясь в меняющееся лицо.

«Девушка из Дании», трейлер

Происходящие изменения с большим тактом, вкусом и виртуозным умением фиксируют на этом лице мастера грима, которым ни в коем случае нельзя было допустить чрезмерной феминизации, граничащей с карикатурностью. Внешние изменения, конечно, не главное, а внутренние чрезвычайно тонко, постепенно передает на редкость чуткий актер Эдди Редмейн. Ему ведь пришлось сыграть по сути дела трех персонажей: Лили до перевоплощения, Лили в стадии трансгендерного перехода, Лили после того, как переход свершился. Это романтический (существование в тени), драматический и трагический периоды. В этом плане роль Эйнара Вегенера/Лили Элбе перекликается с его оскароносным воплощением знаменитого ученого в фильме Джеймса Марша «Вселенная Стивена Хокинга», тоже заточенного на драму плененного тела, хотя и в другой перспективе. А для режиссера Тома Хупера работа над этой картиной срифмовалась с реализацией замысла «Король говорит!» – тоже о самопреодолении.

Жаль, что далеко на второй план ушла в фильме жена Вегенера Герда. Не только с ее подачи, но при ее героической, самоотверженной поддержке герой реализовывал свою мечту. Алисия Викандер в этой роли – золотоволосый ангел за плечом, чья личная драма в фильме больше угадывается, чем раскрывается. И все же сама актриса вполне наработала на «Оскар».

Клинт Иствуд. Побег из реальности. Мастер-класс на Каннском кинофестивале

№4, апрель

Клинт Иствуд. Побег из реальности. Мастер-класс на Каннском кинофестивале

На кинофестивале в Канне показали отреставрированную версию «Непрощенного» Клинта Иствуда. К показу приурочили мастер-класс восьмидесятисемилетнего классика. Ведущий — критик LA Times Кеннет Туран.

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.

Новости

В Тбилиси прошла международная киношкола «Содружество молодых кинематографистов»

04.06.2016

В рамках VI Фестиваля кино России и других стран Содружества с 30 мая по 3 июня в Тбилиси проходила международная киношкола "Содружество молодых кинематографистов". Был проведен конкурс игровых короткометражных фильмов, а также разработка и обсуждение концепций совместного альманаха молодых режиссеров.