Три лица Лили. «Девушка из Дании», режиссер Том Хупер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«Девушка из Дании» Тома Хупера, получившая четыре номинации на «Оскар», вышла в российский прокат. Эту картину – о первом человеке, подвергшемся операции по смене пола, – посмотрела Нина Цыркун.


Хенрик, друг главного героя «Девушки из Дании», сказал о себе: «Я романтик, предпочитаю держаться в тени». А фильм как раз о выходе из тени, причем из собственной тени, о преодолении мучительной раздвоенности и об отваге стать наконец самим собой, отведя тени ее место, а точнее – избавившись от ее наваждения. Действие «Девушки из Дании» происходит почти век назад, но и сегодня такой акт в публичном горизонте вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию окружающих. Это подлинная история о том, как Эйнар Вегенер уже женатым мужчиной, влюбленным в свою прекрасную жену, внезапно ощутил, что под его именем живет женщина. Ситуацию нечаянно спровоцировала жена, художница-портретистка. В нужный момент рядом не оказалось натурщицы, и Герда попросила Эйнара накинуть женское платье и надеть туфли. В таком виде его застает подруга-балерина, девушка с художественным складом ума, явившаяся в дом друзей с букетом лилий. Оценив картину, она сходу дает Эйнару подходящее имя – Лили. История продолжилась маскарадом: шутки ради Герда уговорила мужа выйти вместе с ней в свет, на бал в женском платье, парике, с накрашенными губами. И продолжала рисовать его в женском обличье. Серия картин в стиле ар-деко (слегка напоминающих серовский портрет Иды Рубинштейн), в отличие от ее прежних работ, стала пользоваться большим успехом, как будто Герда набрела на сокровенную золотую жилу. Искусство словно выявило истину, обнаружив подлинную сущность Эйнара, по ошибке природы помещенного в тело мужчины. Стоя за мольбертом, Герда смотрела на Эйнара влюбленными глазами, а сказано ведь: «Когда любишь человека, видишь его таким, каким его задумал бог».

The Danish Girl 2«Девушка из Дании»

Тут надо вспомнить, что Эйнар тоже художник (пейзажист), и все пишет и пишет по памяти преследующий его ландшафт, запомнившийся с детства. Почему именно эти голые деревья в гиблом болотистом месте воспроизводит он на холсте, станет впоследствии понятно, и тоже прольет свет на вызревание в нем внезапно овладевшей им идеи.

Транзит от Эйнара к Лили Вегенер отслеживает, глядясь в зеркало. Зеркало – его тайный конфидент, которому можно довериться, и в то же время инструмент самоанализа. Это не нарциссизм; Вегенер мог бы сказать словами Орсона Уэллса: «Я люблю не зеркала, я люблю отражения». Видя в зеркале Лили, Эйнар встречается с собой настоящим. Это визуальный эквивалент его самоощущения; реальность перетекает с живого человека на репродукцию и актуализирует, оживляет ее. Зеркало, условно говоря, начинает таять, как у Кэррола, когда Алиса прыгнула в Зазеркалье; как у Кокто, когда Поэт переходит зеркальный Рубикон, попадая во владения Смерти. Эйнар еще не знает, что ему суждено то и другое, и пока только изучает себя, всматриваясь в меняющееся лицо.

«Девушка из Дании», трейлер

Происходящие изменения с большим тактом, вкусом и виртуозным умением фиксируют на этом лице мастера грима, которым ни в коем случае нельзя было допустить чрезмерной феминизации, граничащей с карикатурностью. Внешние изменения, конечно, не главное, а внутренние чрезвычайно тонко, постепенно передает на редкость чуткий актер Эдди Редмейн. Ему ведь пришлось сыграть по сути дела трех персонажей: Лили до перевоплощения, Лили в стадии трансгендерного перехода, Лили после того, как переход свершился. Это романтический (существование в тени), драматический и трагический периоды. В этом плане роль Эйнара Вегенера/Лили Элбе перекликается с его оскароносным воплощением знаменитого ученого в фильме Джеймса Марша «Вселенная Стивена Хокинга», тоже заточенного на драму плененного тела, хотя и в другой перспективе. А для режиссера Тома Хупера работа над этой картиной срифмовалась с реализацией замысла «Король говорит!» – тоже о самопреодолении.

Жаль, что далеко на второй план ушла в фильме жена Вегенера Герда. Не только с ее подачи, но при ее героической, самоотверженной поддержке герой реализовывал свою мечту. Алисия Викандер в этой роли – золотоволосый ангел за плечом, чья личная драма в фильме больше угадывается, чем раскрывается. И все же сама актриса вполне наработала на «Оскар».

Марина Разбежкина: «Документальный фильм: нужен ли сценарий?» (окончание)

№2, февраль

Марина Разбежкина: «Документальный фильм: нужен ли сценарий?» (окончание)

Никита Карцев

Беседу ведет Никита Карцев. Окончание. Начало см.: «Искусство кино», 2017, № 1.

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.

Новости

Минкульт запретил прокат «Клипа»

17.10.2012

Министерство культуры РФ отказало в прокате картине «Клип» сербского режиссёра-дебютанта Майи Милош, сообщает arthouse.ru. В поясняющем письме за подписью Ивана Демидова, сказано, что в фильме «демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера».