Трость доктора Хэммонда

  • Блоги
  • Нина Цыркун

11 июня в российский прокат выходит «Мир Юрского периода» – четвертый фильм знаменитой франшизы о динозаврах, когда-то уверенно начатой Стивеном Спилбергом, а в последние годы развиваемой совсем другими кинематографистами. С новой порцией опасностей, которые принесли человечеству выращенные в лабораториях гигантские рептилии, ознакомилась Нина Цыркун.


Что бы ученые ни изобретали, у них всегда получается оружие. Эту печальную сентенцию можно было бы выбрать слоганом «Мира Юрского периода», снятого Колином Треворроу. Ученые, понятное дело, не виноваты: они лишь упоенно раздвигают границы знаемого, подстегиваемые постоянным зудом творчества. Но за плечом у них всегда оказываются те, кто на расстоянии в любом изобретении чует убийственный (в буквальном смысле слова) потенциал. В парке «Мир Юрского периода» работает лаборатория, в которой для поддержания интереса посетителей, а стало быть, увеличения прибылей, создают искусственных тварей на основе ДНК раскопанных динозавров и их братьев. Деятельность специалистов постоянно интенсифицируется: если брать ДНК не одного животного, а нескольких, получится особь с непредсказуемыми качествами. Вот и получилась.

«Мир Юрского периода», трейлер HD

Считается, что именно динозавры породили мифы о драконах, которых и изображают похожим образом. Так что динозавры в новейших инкарнациях предстают хтоническими чудовищами – драконами, обладающими змеиной морфологией и безмерной разрушительной силой. Мы теперь, конечно, помягчели нравами, и потому в отличие от античных сказителей представляем драконов-динозавров иногда добрыми, беззащитными существами, тем более зная, что они на самом деле вымерли и за себя не постоят. Но уж когда надо изобразить нечто непостижимое и по-настоящему страшное, то получается нечто вроде Индоминуса Рекса, генетически модифицированного динозавра, выведенного доктором Ву (Би Би Вонг) в лаборатории Парка. Ученые сами не знали, что творят и какими свойствами будет обладать новорожденный, но подозревали, что их могут ожидать неприятные сюрпризы, потому и дали ему латинское имя, означающее «неукротимый царь». То есть, сами себе создали проблему, чтобы было потом, с чем бороться, как будто повинуясь необоримому инстинкту вечно противостоять чему-то огромному, злобному и непостижимому. И таким образом уподобляясь героям античной мифологии, драконоборцам Гераклу, Персею, Ясону и прочим.

Jurassic-World-2«Мир Юрского периода»

Вместе с тем, уместно вспомнить, что в античности драконы применялись богами с карательными и охранными целями. Так что профессиональный вояка Хоскинс (Винсент Д’Онофрио), пытающийся превратить выводок велоцирапторов в боевую единицу, служит кем-то вроде агента «богов» – тем более, что и руководствуется он вполне гуманными целями: заменить солдат-людей искусственно созданными драконами. Хотя, конечно, в нынешнее понимание гуманности его желание не вписывается: мы в ответе за тех, кого приручили. Ну, а заведомо неприручаемый Индоминус Рекс, начавшая (это самка) свою земную жизнь с того, что сожрала своего собрата, подлежит уничтожению. Это чудовище убивает все живое не чтобы насытиться, как делают все хищники, а просто так. Так что в целом философия создателей «Мира Юрского периода» действительно гуманна и отвечает мечте доктора Хэммонда (из первых фильмов) о райском уголке, где динозавры смогут мирно пастись рядом с людьми. Ну, а плану Хоскинса противодействуют другие герои.

Франшиза «Парк Юрского периода», начатая 22 года назад, к третьей картине выдохлась, и к ней долго не возвращались. Но сейчас настало время ремейков, сиквелов-приквелов, спин-оффов и прочих паразитических форм. Отчасти это можно объяснить обращением к тем временам, когда кино переживало свой последний взлет, в надежде укрепить и поддержать слабеющие силы за счет ДНК превосходящих по мощности «особей». И, конечно, никто не может предсказать, что в результате получится. Поэтому для страховки надо по крайней мере подбирать беспроигрышные компоненты.

Jurassic-World-3«Мир Юрского периода»

Во-первых, это спецэффекты – и тут можно было не сомневаться в том, что компания ILM сохранит свои лидерские позиции в этом деле. Во-вторых – актерский ансамбль. Здесь первый номер – это, конечно, сильный, обаятельный и к тому же остроумный герой, вакансию которого занял Оуэн Грэди (Крис Прэтт). Ему полагается девушка, либо подлежащая спасению из опасности, либо помогающая герою. Ею стала шикарная и холодная администраторша парка Клэр (Брайс Даллас Ховард), ловко бегающая по зарослям парка на высоченных шпильках. Далее, следуя спилбергианской традиции, в команде нужны дети-подростки: Зак и Грей (племянники Клэр с их индивидуальными характерами и привычками) ведут свои линии, вовремя попадая в смертельную опасность и проявляя смекалку и отвагу. И, наконец, – сама история. Она проста, незатейлива и доступна всем зрителям с 12-ти и старше, но вместе с тем затрагивает те глубинные струны, которые возвращают нас на уровень архаичных досознательных ощущений и пробуждают древние страхи, составляющие магию «Мира Юрского периода». Неслучайно в фильме присутствует памятник пионеру клонирования динозавров, профессору-генетику Хэммонду с тростью, украшенной набалдашником из янтаря, в котором застыл комар с каплей динозаврьей крови – она долго будет питать перезапуск франшизы.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Дело-то не в таджике...

Колонка главного редактора

Дело-то не в таджике...

05.08.2011

Даниил Дондурей выступил 4 августа в программе радиостанции «Эхо Москвы» «Особое мнение». Читайте запись его разговора о мультикультурализме с Ольгой Журавлевой или слушайте на сайте «Эхо Москвы».

Новости

«Флаэртиана» привезла в Прагу документальное кино

25.06.2014

В Праге прошел Фестиваль документального кино, организованный командой пермского фестиваля «Флаэртиана». Европейскому зрителю была представлена программа из двенадцати отечественных документальных фильмов последних лет, среди них «Горланова, или Дом со всеми неудобствами» (реж. Алексей Романов), «Урал впервые» (реж. Дмитрий Заболотских), «Крутая Римма» (реж. Владимир Левин), «С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья» (реж. Анна Моисеенко) и другие.