Уйди, Тыквер, уйди. «Голограмма для короля», режиссер Том Тыквер

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева посмотрела фильм Тома Тыквера и нашла его умеренно амбициозным, но, к сожалению, несмешным.


Том Тыквер расслабился, заручившись дружбой с Томом Хэнксом. И – провалился. «Голограмма для короля» (копродукция Германии, Франции, США, Великобритании) – отпуск «по ранению» голливудской звездой бывшего немецкого режиссера. Спуск по лестнице, ведущей, на взгляд Тыквера, вверх, начался сразу после фильма «Беги, Лола, беги», который обворожил и публику, и профессионалов. Режиссера мгновенно авансировали незаурядной карьерой и – переоценили. «Парфюмер» освидетельствовал мастеровитость амбициозного постановщика в работе с фактурой, не более того. Экранизировать роман Зюскинда после бешеной стройной «Лолы» было сомнительным выбором. Но шлейф признания режиссерского таланта, будто бы заточенного на конструктивные всплески воображения, на выразительную складность нелинейного повествования, не укоротился. Он-то и обеспечил участие Тыквера в надрывно масштабном проекте «Облачный атлас», где Хэнкс продемонстрировал многообразные вариации своих актерских масок.

«Голограмма для короля», трейлер

Новый фильм, снятый в неопределенном жанре драмеди/мелодрамы по роману Дэйва Эггерса, американского писателя с репутацией авантюриста, с бенефисным присутствием на экране Хэнкса, не вздувшего ожидаемый бокс-оффис, поколебал замашки и Тыквера-коммерсанта, и Тыквера-арт-мейнстримщика. Потуги социальной горечи, преследующей персонажа Хэнкса «взрывами» флэшбеков, удручающими постфактум его демократическое подсознание (толпа рабочих, выброшенных на улицу), а также соматические накладки, выпрямляющие сюжет о бизнес-неудачнике в историю здорового героя-любовника, должны были, видимо, проявить новый обертон таланта Тыквера-комедиографа. Или режиссера, намеренно превратившего социальные язвы (набившие ему оскомину) и персональные травмы героя в легкомысленный трип ординарного американца в Саудовскую Аравию. Главная претензия к этой затее состоит в том, что смешно не вышло. Все остальное – малозначимые подробности.

A Hologram for the King 2«Голограмма для короля»

Саудовская Аравия в «Голограмме для короля» – пространство, где все нельзя и все возможно. В это надуманное – не только на взгляд среднего американца – место направлен Алан Клей, чтобы наладить IT-комплекс в пустыне, где вот-вот расцветет город-сад. На родине Клея оставила жена, не выдержавшая жизнь с лузером, у которого даже нет денег на то, чтобы оплатить дочкину учебу.

A Hologram for the King 3«Голограмма для короля»

Темное прошлое (некогда Клей перевел производство велосипедов в Китай, обездолив сотни американских рабочих) и неопределенное настоящее (аравийский король вечно в разъездах и даже не явился на презентацию проекта, а американская команда кантуется в шатре без еды и вайфая) загоняет протагониста в тупик. Однако три, по крайней мере, обстоятельства микшируют роковую драму, в которую унизительно вляпался оскароносный лицедей. Первое обеспечивает приятный во всех отношениях араб-водитель, заручившийся обещанием Клея помочь с демократической революцией (хотя главный герой и против «военного вмешательства»). Второе – врач в хиджабе, удалившая Клею липому и с удовольствием предвкушающая свой развод. Третье обстоятельство связано с невозможностью остановить нашествие китайцев, обогнавших американского недотепу и тут. Китайцы заключают контракт с нарисовавшимся, наконец, королем мифологической Аравии, но неудачи в бизнесе компенсированы любовно-телесным преображением американского невротика. Отнюдь не психопата. Тем более, что в этом умышленном раю – в отличие от американских предрассудков (или законов) – можно пренебречь буквально любыми предписаниями. Хоть запретом на лицезрение священной Мекки для не-мусульман, хоть запретом на употребление алкоголя. Если б на все это еще можно было смотреть, получилась бы карикатурная версия Тыквера американской мечты. Но так сказать, увы, не получается.

Ангел потребления. «Хэппи энд», режиссер Михаэль Ханеке

№4, апрель

Ангел потребления. «Хэппи энд», режиссер Михаэль Ханеке

Андрей Плахов

Михаэль Ханеке, дважды каннский триумфатор, мог стать единственным в режиссерском мире обладателем трех «Золотых пальмовых ветвей». Этого не случилось, его новый фильм на сей раз вообще не получил никаких наград, однако без «Хэппи энда» была бы совсем не полной картина 70-го Каннского фестиваля. Его ключевой темой, запечатленной и в «Квадрате» Рубена Эстлунда, и в «Нелюбви» Андрея Звягинцева, и в «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса, стал эгоизм общества потребления, чреватый насилием, трансгрессией и сломом личности.

Колонка главного редактора

Российская смысловая матрица

07.06.2016

Культуролог Даниил Дондурей о творцах понимания российской жизни. Републикация статьи в газете «Ведомости».

Новости

Во Владивостоке открываются «Меридианы Тихого»

04.09.2013

7 сентября во Владивостоке состоится торжественная церемония открытия 11-го международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого». Фестиваль откроют два фильма: фантастическая драма «Риддик» американца Дэвида Туи и картина французского режиссера Сержа Бозона «Тип-Топ» о двух женщинах-полицейских. Представит «Тип-Топ» актриса Изабель Юппер, сыгравшая в картине одну из главных ролей.