Венеция-2016. Прибытие латиноамериканской волны

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Во втором венецианском репортаже Зары Абдуллаевой – премьеры, прибывшие из Латинской Америки: «Неприрученная» (La Región Salvaje) мексиканского режиссера Амата Эскаланте и «Почетный гражданин» (El Ciudadano Ilustre) аргентинцев Мариона Кона и Гастона Дюпра.


Venezia film festival logo 73В середине Мостры прошли премьеры главного конкурса: фильмы знаменитого мексиканца Амата Эскаланте («Кровь», «Бастарды», «Эли») и менее известных аргентинцев Мариано Кона и Гастона Дюпра, снимающих в основном для телевидения. Эпатажный хоррор любимца Канн и самоучки Эскаланте «Неприрученная» (в английском переводе – The Untamed), посвященный, как указано в титрах, Анджею Жулавскому, расстроил, увы, его поклонников. Зато «Почетный гражданин» неожиданно оказался милейшей и умной картиной с отличными диалогами. При этом в обеих картинах трактуются – на несравненном материале – именно комплексы, провинциальность, нетерпимость и прочие национальные особенности этих стран.

После первых и лучших своих фильмов, пропитанных глубинным тихим отчаянием и благородной нежностью, Эскаланте резко сменил курс. Теперь его родину – Гуанахуато – населяют персонажи, изнуренные застойной повседневностью, ультрасексуальным вожделением, перверсивными семейными отношениями. Но чтобы не впасть в «ползучий реализм» или в пресловутую парадокументальность, которой прославилась «новая латиноамериканская волна», режиссер придумал мистическую компоненту сюжета, трансформировав социальную, экзистенциальную проблематику своих прежних фильмов в притчу о животных инстинктах, о животной природе человека. Для этого ему понадобился монстр – инопланетное или откуда ни возьмись существо, изучаемое проживающими в лесу бывшими хиппи, по совместительству учеными. Когда-то они обнаружили это чудовище с длиннющими отростками-хоботами и, чтобы поддерживать свой исследовательский пыл, вынуждены находить ему сексуальных партнеров. Они-то и обеспечивают ему вечное возвращение к жизни. Проводницей в мир несказанного удовольствия для простых неудовлетворенных мексиканцев Эскаланте назначает таинственную Веронику, прибывающую в задрипанный город на встречу с монстром – и соблазняющую его несчастливых жителей, которые опутаны условностями, лицемерием, гомофобием и прочей тухлятиной.

venezia 2016 2 2«Неприрученная», режиссер Амат Эскаланте

Что же побудило Эскаланте удариться в жанр? Выяснилось, что он как-то увидел заголовок в газете: «Они утопили педика» – и решился восстать против диких нравов Гуанахуато. В его фильме муж работницы кондитерской фабрики спит с ее братом. Все обо всем знают, но помалкивают. Среда заест. К тому же, в семье детишки. Бедняга Алехандра удовлетворяет себя в душе, покуда Вероника не заведет ее в лес и не сведет с монстром.

Телесные недостачи, подавленные желания, настоятельные порывы, загнанные в подполье, компенсируются агрессивным, сладостным, разрушительным совокуплением чудовищ. Этот символический или фантастический поворот, не свойственный дарованию Эскаланте, подстегивается тревожным шумом дубрав и устрашающим саундтреком. И все же его хоррор есть трэшевый вариант некогда увлекательной для киноманов «Одержимой» Жулавского, в которой героиня Изабель Аджани изменяла мужу с существом из иного животного мира. Она вроде была «одержимой бесом», а герои Эскаланте наказаны местом рождения в отсталом Гуанахуато, извращающем природные потребности его обитателей.

Аргентинские же телевизионщики сочинили и сняли язвительную историю, разобравшись с грандиозным комплексом сограждан, не имеющих писателей-нобелиатов (ведь даже Борхеса обошли). И вот вам, пожалуйста.

Аргентинский прозаик Даниэль Мантовани, родившийся в Саласе ( все его сюжеты, персонажи вдохновлены этим городком и его типажами), уже лет тридцать проживает в Европе. Космополит, не бывавший в родной провинции с юности. Теперь, удовлетворив свои амбиции, местные власти приглашают нобелиата для вручения медали «почетного гражданина» Саласа. Писатель неожиданно для себя соглашается, отказав прежде в интервью всяким ВВС и другим почтенным медиа. Но на родине непредвиденные разочарования ждут всех: и знаменитость, и местных чудаков – внезапных почитателей его успеха. Достается всем – и писателю, и его героям.

venezia 2016 2 3«Почетный гражданин», режиссеры Марион Кон, Гастон Дюпра

Писателю открывают памятник, но затем его закидывают яйцами на встречах, поскольку он не выдерживает сладкоголосной чуши про культур-мультуру и вгоняет обывателей в раж, признаваясь, что слово «культура» никогда не употребляет, ибо оно – достояние слабаков. «В одном африканском племени нет слова «свобода», потому что они свободны», – не унимается нобелиат и получает по башке. Массу неприятностей этот визит наносит и прототипам его сочинений, безрезультатно зазывающих его в гости. Никакой политкорректности. Результат – реальная или все же воображаемая пуля почетному гражданину на прощанье. И – новый роман под названием «Почетный гражданин». На тривиальный вопрос, что в нем правда, а что вымысел, аргентинский обладатель Нобелевки отвечает журналисту: реальности нет, есть только интерпретация. Если вспомнить о знаменитом призыве Зонтаг («против интерпретации»), контр-жест вымышленного аргентинского радикала не покажется устаревшим. 

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

№1, январь

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

Кристина Матвиенко

Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей (хотелось написать «заключенных», но!) психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

«Искусство кино» отметит юбилей в Электротеатре «Станиславский»

18.01.2016

В январе старейшему российскому и европейскому периодическому изданию о кино – журналу «Искусство кино» – исполняется 85 лет. Редакция приняла решение отметить юбилей камерным вечером, на котором состоится встреча членов редакции с друзьями журнала и показ картины Сергея Лозницы «Событие» (2015). Ниже публикуем наше обращение к читателям.