Визит к Минотавру. «Не дыши», режиссер Федерико Альварес

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышел триллер «Не дыши», в котором, по мнению Нины Цыркун, не жалко никого, поскольку все персонажи в нем отрицательные.


«Не дыши» уругвайского режиссера Федерико Альвареса (не новичка в Голливуде – вспомним «Зловещих мертвецов») – триллер, не требующий от зрителя ни идентификации, ни даже элементарной симпатии ни к кому из персонажей. С точки зрения эмоционального воздействия и принципов повествования, это довольно рискованно, поскольку в результате зрительский интерес провоцируется и поддерживается исключительно самим действием, его напряженностью и многочисленными неожиданными «твистами». Естественно, никаких характеров, никакой психологии тут нет и в помине, а сам фильм имеет вид дайджеста сериала, где один эпизод заканчивается вроде бы гибелью героя, а следующий начинается с того, как он воскресает из мертвых, без всякого объяснения того, каким чудом это ему удалось.

Трое молодых людей – девушка Рокки (Джейн Леви) и двое парней Алекс (Дилан Миннетт) и Мани (Дэниел Дзаватто), которым наскучил деградирующий индустриальный Детройт, мечтают вырваться к горячим пескам и яркому солнцу Калифорнии. Рокки надеется устроить светлое будущее маленькой сестренке, ее бойфренд Мани готов ей беззаветно помогать, а более опытный Алекс дает наводку. Они промышляют мелкими домовыми кражами, но понятно, что чужая одежда и подержанная техника не обеспечат им суммы, необходимой для переезда. Когда герои узнают, что в одном из ветхих окраинных домов поселился слепой ветеран войны, получивший в порядке компенсации (за то, что дочка состоятельных родителей сбила насмерть его дочь) триста тысяч, они понимают, что это легкая добыча. Может показаться, что сейчас предложат естественный сюжет о том, как незрячий старик (Стивен Лэнг), дважды обиженный судьбой, будет стойко противостоять нашествию молодых негодяев, но не тут-то было.

Dont Breathe 2«Не дыши»

Влезшие в чужой дом налетчики не ожидали, что слепой хозяин прекрасно обжился в своем владении, и чтобы ориентироваться в нем, ему не нужен свет. А главное – прошедший через горячие точки и удары судьбы инвалид отлично освоил науку убивать и давно расстался с обузой морали. «Никакого бога нет», – констатирует он, намекая на то, что все дозволено. Жуткая тайна, открывшаяся пришельцам в их метаниях по странному дому, шокирует юные души Рокки и Мани и окончательно смывает все следы зарождающегося зрительского сочувствия. Кроме того, ребята не учли, что у слепца чрезвычайно обострился слух и развилось прямо-таки собачье чутье, и потому он метко стреляет на едва слышный посторонний звук, на чей-то вздох (о том, что это вполне возможно, мы знаем на примере незрячей биатлонистки-паралимпийки, ловко управляющейся с ружьем). Так что хозяин дома устраивает незваным гостям смертельную игру в кошки-мышки.

«Не дыши», русский трейлер

Любопытно, что хотя он остается в фильме неназванным, мы можем назвать его Минотавром, потому что жилище его – натуральный хитросплетенный темный лабиринт, задающий незадачливым грабителям хаотичный, запутанный маршрут, все дальше и дальше отклоняющий их от задуманной цели. Сами же они превращаются в марионетки, чьи действия предумышлены коварным хозяином, в тени погребенных заживо. Топография лабиринта соответствует нарративной схеме с ее видимой нелогичностью и внезапностью боковых ходов, окрашивая весь сюжет в мистериальные тона и создавая ощущение сошествия персонажей в потусторонний мир, или даже в ад. Эта гипотеза подтверждается присутствием еще одного действующего лица, выполняющего роль охранителя, не позволяющего пленным душам покинуть Аид – пса Цербера, пусть и не трехглавого, но наделенного таким устрашающим лаем и такой грозной оскаленной мордой, что, как говорится, создатель на троих нес, а одному досталось.

Dont Breathe 3«Не дыши»

Финал фильма логично выстроен по принципу типичной сериальной концовки, предполагающей новый сезон. Федерико Альварес достаточно зарекомендовал себя в Голливуде, чтобы замахиваться на сиквелы.

 

Спой ты мне про войну. Повесть для кино

№4, апрель

Спой ты мне про войну. Повесть для кино

Геннадий Шпаликов

Вот полагал, знаю уже про все сценарии Шпаликова. А тут — неожиданность... Первого ноября семьдесят четвертого — в дождь — мы все — очень много тогда нас было — потрясенно похоронили его на Ваганьковском кладбище. Там у него место оказалось — рядом с любимой бабушкой, которая когда-то вязала ему теплые носки. С того дня каждое первое ноября — почти без пропусков — приходим на его могилу — положить цветы, постоять молча, посмотреть с пе­чалью на его родное лицо в овале медальона — на надгробье.

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

«Послание к человеку» объявило программы

10.09.2017

С 15 по 22 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге прйдет XXVII международный кинофестиваль "Послание к человеку". Традиционно на мкф "Послание к человеку" три конкурса: международный, национальный и экспериментальный In Silico.