Визит к Минотавру. «Не дыши», режиссер Федерико Альварес

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышел триллер «Не дыши», в котором, по мнению Нины Цыркун, не жалко никого, поскольку все персонажи в нем отрицательные.


«Не дыши» уругвайского режиссера Федерико Альвареса (не новичка в Голливуде – вспомним «Зловещих мертвецов») – триллер, не требующий от зрителя ни идентификации, ни даже элементарной симпатии ни к кому из персонажей. С точки зрения эмоционального воздействия и принципов повествования, это довольно рискованно, поскольку в результате зрительский интерес провоцируется и поддерживается исключительно самим действием, его напряженностью и многочисленными неожиданными «твистами». Естественно, никаких характеров, никакой психологии тут нет и в помине, а сам фильм имеет вид дайджеста сериала, где один эпизод заканчивается вроде бы гибелью героя, а следующий начинается с того, как он воскресает из мертвых, без всякого объяснения того, каким чудом это ему удалось.

Трое молодых людей – девушка Рокки (Джейн Леви) и двое парней Алекс (Дилан Миннетт) и Мани (Дэниел Дзаватто), которым наскучил деградирующий индустриальный Детройт, мечтают вырваться к горячим пескам и яркому солнцу Калифорнии. Рокки надеется устроить светлое будущее маленькой сестренке, ее бойфренд Мани готов ей беззаветно помогать, а более опытный Алекс дает наводку. Они промышляют мелкими домовыми кражами, но понятно, что чужая одежда и подержанная техника не обеспечат им суммы, необходимой для переезда. Когда герои узнают, что в одном из ветхих окраинных домов поселился слепой ветеран войны, получивший в порядке компенсации (за то, что дочка состоятельных родителей сбила насмерть его дочь) триста тысяч, они понимают, что это легкая добыча. Может показаться, что сейчас предложат естественный сюжет о том, как незрячий старик (Стивен Лэнг), дважды обиженный судьбой, будет стойко противостоять нашествию молодых негодяев, но не тут-то было.

Dont Breathe 2«Не дыши»

Влезшие в чужой дом налетчики не ожидали, что слепой хозяин прекрасно обжился в своем владении, и чтобы ориентироваться в нем, ему не нужен свет. А главное – прошедший через горячие точки и удары судьбы инвалид отлично освоил науку убивать и давно расстался с обузой морали. «Никакого бога нет», – констатирует он, намекая на то, что все дозволено. Жуткая тайна, открывшаяся пришельцам в их метаниях по странному дому, шокирует юные души Рокки и Мани и окончательно смывает все следы зарождающегося зрительского сочувствия. Кроме того, ребята не учли, что у слепца чрезвычайно обострился слух и развилось прямо-таки собачье чутье, и потому он метко стреляет на едва слышный посторонний звук, на чей-то вздох (о том, что это вполне возможно, мы знаем на примере незрячей биатлонистки-паралимпийки, ловко управляющейся с ружьем). Так что хозяин дома устраивает незваным гостям смертельную игру в кошки-мышки.

«Не дыши», русский трейлер

Любопытно, что хотя он остается в фильме неназванным, мы можем назвать его Минотавром, потому что жилище его – натуральный хитросплетенный темный лабиринт, задающий незадачливым грабителям хаотичный, запутанный маршрут, все дальше и дальше отклоняющий их от задуманной цели. Сами же они превращаются в марионетки, чьи действия предумышлены коварным хозяином, в тени погребенных заживо. Топография лабиринта соответствует нарративной схеме с ее видимой нелогичностью и внезапностью боковых ходов, окрашивая весь сюжет в мистериальные тона и создавая ощущение сошествия персонажей в потусторонний мир, или даже в ад. Эта гипотеза подтверждается присутствием еще одного действующего лица, выполняющего роль охранителя, не позволяющего пленным душам покинуть Аид – пса Цербера, пусть и не трехглавого, но наделенного таким устрашающим лаем и такой грозной оскаленной мордой, что, как говорится, создатель на троих нес, а одному досталось.

Dont Breathe 3«Не дыши»

Финал фильма логично выстроен по принципу типичной сериальной концовки, предполагающей новый сезон. Федерико Альварес достаточно зарекомендовал себя в Голливуде, чтобы замахиваться на сиквелы.

 

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

№1, январь

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

Кристина Матвиенко

Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей (хотелось написать «заключенных», но!) психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Темы, которые никем не обсуждаются»

23.07.2013

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Здравствуйте. Это программа «Особое мнение». Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Я приветствую в этой студии главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея.

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.