Визит к Минотавру. «Не дыши», режиссер Федерико Альварес

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышел триллер «Не дыши», в котором, по мнению Нины Цыркун, не жалко никого, поскольку все персонажи в нем отрицательные.


«Не дыши» уругвайского режиссера Федерико Альвареса (не новичка в Голливуде – вспомним «Зловещих мертвецов») – триллер, не требующий от зрителя ни идентификации, ни даже элементарной симпатии ни к кому из персонажей. С точки зрения эмоционального воздействия и принципов повествования, это довольно рискованно, поскольку в результате зрительский интерес провоцируется и поддерживается исключительно самим действием, его напряженностью и многочисленными неожиданными «твистами». Естественно, никаких характеров, никакой психологии тут нет и в помине, а сам фильм имеет вид дайджеста сериала, где один эпизод заканчивается вроде бы гибелью героя, а следующий начинается с того, как он воскресает из мертвых, без всякого объяснения того, каким чудом это ему удалось.

Трое молодых людей – девушка Рокки (Джейн Леви) и двое парней Алекс (Дилан Миннетт) и Мани (Дэниел Дзаватто), которым наскучил деградирующий индустриальный Детройт, мечтают вырваться к горячим пескам и яркому солнцу Калифорнии. Рокки надеется устроить светлое будущее маленькой сестренке, ее бойфренд Мани готов ей беззаветно помогать, а более опытный Алекс дает наводку. Они промышляют мелкими домовыми кражами, но понятно, что чужая одежда и подержанная техника не обеспечат им суммы, необходимой для переезда. Когда герои узнают, что в одном из ветхих окраинных домов поселился слепой ветеран войны, получивший в порядке компенсации (за то, что дочка состоятельных родителей сбила насмерть его дочь) триста тысяч, они понимают, что это легкая добыча. Может показаться, что сейчас предложат естественный сюжет о том, как незрячий старик (Стивен Лэнг), дважды обиженный судьбой, будет стойко противостоять нашествию молодых негодяев, но не тут-то было.

Dont Breathe 2«Не дыши»

Влезшие в чужой дом налетчики не ожидали, что слепой хозяин прекрасно обжился в своем владении, и чтобы ориентироваться в нем, ему не нужен свет. А главное – прошедший через горячие точки и удары судьбы инвалид отлично освоил науку убивать и давно расстался с обузой морали. «Никакого бога нет», – констатирует он, намекая на то, что все дозволено. Жуткая тайна, открывшаяся пришельцам в их метаниях по странному дому, шокирует юные души Рокки и Мани и окончательно смывает все следы зарождающегося зрительского сочувствия. Кроме того, ребята не учли, что у слепца чрезвычайно обострился слух и развилось прямо-таки собачье чутье, и потому он метко стреляет на едва слышный посторонний звук, на чей-то вздох (о том, что это вполне возможно, мы знаем на примере незрячей биатлонистки-паралимпийки, ловко управляющейся с ружьем). Так что хозяин дома устраивает незваным гостям смертельную игру в кошки-мышки.

«Не дыши», русский трейлер

Любопытно, что хотя он остается в фильме неназванным, мы можем назвать его Минотавром, потому что жилище его – натуральный хитросплетенный темный лабиринт, задающий незадачливым грабителям хаотичный, запутанный маршрут, все дальше и дальше отклоняющий их от задуманной цели. Сами же они превращаются в марионетки, чьи действия предумышлены коварным хозяином, в тени погребенных заживо. Топография лабиринта соответствует нарративной схеме с ее видимой нелогичностью и внезапностью боковых ходов, окрашивая весь сюжет в мистериальные тона и создавая ощущение сошествия персонажей в потусторонний мир, или даже в ад. Эта гипотеза подтверждается присутствием еще одного действующего лица, выполняющего роль охранителя, не позволяющего пленным душам покинуть Аид – пса Цербера, пусть и не трехглавого, но наделенного таким устрашающим лаем и такой грозной оскаленной мордой, что, как говорится, создатель на троих нес, а одному досталось.

Dont Breathe 3«Не дыши»

Финал фильма логично выстроен по принципу типичной сериальной концовки, предполагающей новый сезон. Федерико Альварес достаточно зарекомендовал себя в Голливуде, чтобы замахиваться на сиквелы.

 

Сиди и смотри. «Прорубь», режиссер Андрей Сильвестров

№5/6, май-июнь

Сиди и смотри. «Прорубь», режиссер Андрей Сильвестров

Евгений Майзель

1 Разговор о «Проруби» имеет смысл начать с того, кто ее прорубил. Выдающийся деятель независимого российского кино, режиссер и продюсер Андрей Сильвестров последние десять лет стабильно выпускает самые радикальные и экстравагантные картины – не оппозиционные, а, скорее, перпендикулярные и мейнстриму, и артхаусу, и высоколобому авангарду. Присланный к нам прямиком из 90-х, Сильвестров свидетельствует о фантастической свободе, легкости и непредсказуемости настоящего творчества.

Колонка главного редактора

Российское общество между 2014 и 2015

12.01.2015

Вечером 2 января 2015 года на радиостанции «Эхо Москвы» была открыта новая программа, в которой принял участие культуролог, член Совета по правам человек при президенте Российской Федерации и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Ведущие программы Виталий Дымарский и Ксения Ларина.

Новости

Архив Тарковского приобретен для музея режиссера на родине

29.11.2012

28 ноября архив на лондонском аукционе Sotheby's ушел с молотка архив Андрея Тарковского. Архив принадлежал секретарю, другу и соавтору русского режиссера – Ольге Сурковой и включал в себя рукописи их совместной книги, сценариев, блокноты с рабочими заметками, аудиокассеты с интервью и черновики писем с 1967 по 1986 гг., включая знаменитое письмо Брежневу.