Voices - 2014. Парад-ретур

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Фильмом закрытия 5-го международного фестиваля Voices объявлен «Поддубный» режиссера Глеба Орлова – за два дня до выхода в прокат. О фильме-биографии всемирно знаменитого русского силача рассказывает Нина Цыркун, посмотревшая картину в рамках ММКФ.

voices-logoНа московской премьере «Поддубного» Большой зал Дома кино был переполнен. За всю историю (моих) наблюдений не припомню подобного скопления желающих посмотреть новый фильм, тем более от постановщика «Нашей Russia. Яйца судьбы». Зрителей, в основном членов Союза кинематографистов, людей почтенного возраста привело в зал желание увидеть произведение продюсерской компании «Три Тэ» Никиты Михалкова, которого волнует подъем национального духа с помощью фильмов о выдающихся людях России. И народ с готовностью пришел принять дозу духоподъемного кино, которое представил публике сам идеолог; в ответ народ не разочаровался и наградил создателей бурными аплодисментами.

Глеб Орлов, опираясь на сценарий Юрия Короткова, создал классическое советское полотно эпохи среднего застоя об образцовом человеке. В принципе оно мало что добавляет к тому, что зрителю известно по картине Бориса Барнета и Константина Юдина «Борец и клоун» 1957 года. Присутствуют мелодраматическая история любви Ивана и воздушной акробатки Маши; козни соперников (вроде выхода на ковер борца, намазанного маслом) – тут она Коротковым-Орловом цитируется прямо-таки дословно; застолье в родном селе с пением казачьих песен. Конечно, такие фильмы лучше заканчивать триумфом героя. И там, и тут авторы избежали возможности показать жизнь знаменитого борца после его возвращения с американских гастролей на родину в середине 20-х годов. И в самом деле, к чему зрителю знать, что при немецкой оккупации Поддубный благополучно работал в бильярдной, а после войны жил, как все, на карточки и, как лицо, бывшее в оккупации, не получал доппайка, хотя богатырский организм того требовал, а потому продавал свои медали, чтобы купить хлеба. Гораздо выигрышней показать, как обманутый (а по сути дела – не ознакомившийся с условиями банковского вклада) Иван, чтобы купить билет на пароход в Россию, снес все свои трофеи в американскую скупку и получил гроши, которых не хватило на билет. Спасибо, помогли случившееся тут русские, аккурат разочаровавшиеся в свободном мире эмигранты: сбросились своими последними центами, выручили.


«Поддубный», трейлер

Да, конечно, определенные существенные различия между старым и новым фильмами есть. К примеру, по версии 1957 года все сильные мира сего, в особенности градоначальник, выглядели мерзавцами, а у великодержавного Михалкова так быть не должно. Нет, мелкая сошка может, конечно, выглядеть гнусно, но там, наверху, люди исключительно достойные. И потому вводится эпизод с великим князем Владимиром Александровичем, поощряющем спорт и лично дозволяющем участвовать Поддубному в чемпионате мира в Париже: «Речь идет о престиже страны!». А еще на груди Поддубного-Пореченкова блестит православный крест, и – в соответствии с развенчанием мифов о России, производимым министром Мединским, – он спиртного в рот не берет. Говорит, что отец отучил их с братом от пагубной привычки. Однако с правдой жизни это расходится: на самом деле брат Митрофан пропил Иванову мельницу, о чем сообщают посетителям в мемориальном музее последнего пристанища Поддубного в городе Ейске. Барнет с Юдиным и мечтать не могли о том, чтобы снимать заграничные эпизоды, а Орлов с оператором Владимиром Опельянцем побывали и Париже, и в Нью-Йорке, хотя для того чтобы представить на экране лавку с французским дамским бельем и статую Свободы, можно было и не выезжать никуда. В целом же при скудости сценарного материала львиную долю двухчасового фильма занимают борцовские поединки, и тут надо отдать должное Михаилу Пореченкову, повторившему подвиг Станислава Чекана. Он ради роли не только набрал почти пуд веса, но овладел как русской борьбой на поясах, так и французской, освоил фирменный бросок Поддубного через голову – ну да заслуженному агенту национальной безопасности к таким подвигам не привыкать.

poddubny-2
«Поддубный»

Новый образ утепляли за счет буколических картин детства героя: ровный ряд мазанок под соломенными крышами, отец в свежей рубахе за починкой колеса или правкой косы; сладкоголосая матушка; поселяне и поселянки; козлятушки-ребятушки, гуси-гуси га-га-га… И все же Чекан, Поддубный которого мог и рюмашку пропустить, и пошутить, выглядел живей и человечней, а новый идеальный русский богатырь с единственной доминантой характера – наивностью, смотрится упырем и вполне соответствует характеристике, данной Александром Куприным: «Намедни ужинал с Поддубным – человеком огромной силы и такой же глупости».

Салли Поттер: «Правду легко корректировать…»

№2, февраль

Салли Поттер: «Правду легко корректировать…»

Беседу ведет Алиса Саймон. АЛИСА САЙМОН. В нынешнюю эпоху Brexit, Трампа и фальшивых новостей ваш новый фильм кажется невероятно актуальным. Что вас вдохновило? САЛЛИ ПОТТЕР. Я приступила к сценарию «Вечеринки» как раз перед началом последних всеобщих выборов в Великобритании. Казалось, сам воздух был пропитан унынием, все были подавлены; политики затеяли некую игру, пытались угадать, что народ хочет услышать, вместо того чтобы говорить о том, что действительно важно и за что стоит бороться.

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?

Новости

Завершился 66-й Каннский фестиваль

26.05.2013

26 мая на Лазурном берегу завершается 66-й Каннский фестиваль. Жюри основного конкурса, возглавляемое режиссером Стивеном Спилбергом, распределило призы следующим образом.  Золотая пальмовая ветвь: Абдельлатиф Кешиш («Голубой самый теплый цвет (Жизнь Адели. Части 1 и 2)»)  Гран-при: Джоэл и Итан Коэны («Внутри Льюина Дэвиса»)  Лучшая мужская роль:Брюс Дерн («Небраска», режиссер Александр Пейн)