Зеленая Скверна питается самой жизнью. «Варкрафт», режиссер Данкан Джонс

  • Блоги
  • Нина Цыркун

26 мая на экраны выходит приключенческий фильм-фэнтези, посвященный событиям во вселенной легендарной компьютерной игры Warcraft. В предысторию проекта и хитросплетения нынешнего сюжета вникла Нина Цыркун.


Варкрафт» Данкана Джонса, давнего фаната World of Warcraft, открыл портал франшизе бесконечной, как количество уровней самой многопользовательской игры. Самое время! Одни франшизы исчерпались дотла; другие, например, кинокомиксы, несмотря на обилие сюжетов в многочисленных графических вселенных, особых художественных, да и фабульных достижений в последнее время не показали. «Варкрафт» призван не закрыть, но отчасти прикрыть дефицит идей в аттракционном сегменте. Успех на старте обеспечен: многие миллионы геймеров наверняка придут смотреть кино сами и других приведут.

Игры начали экранизировать давно, вспомним пионеров жанра – «Супербратьев Марио» 1993 года. Они тогда прошли по экранам малозаметно; компьютеры еще только завоевывали массовый рынок. Сегодня масштабы другие, игр полно. World of Warcraft долго и победоносно лидировала в своем классе, но теперь ее популярность резко упала. Однако если даже сейчас в эту игру играют не 12 миллионов, а всего лишь 5, на ней выросло целое поколение, а это уже значительный зрительский ресурс. И вообще здесь важна, на мой взгляд, глобальная многопользовательность – то единение, которым сильно было кино в прежние времена, пока зрители не обзавелись гаджетами, в которые стали заглядывать чаще, чем на экран. Теперь же их будет объединять не одновременное сидение в кинозале, а общее знание и опыт игры, обеспечивающие интерактивность как основной психический компонент современного киноаттракциона. Зрители, глядя на экран, предвосхищают развитие событий, называют имена появляющихся персонажей и понимающе переглядываются. Неважно, что сюжет им известен заранее – смотрят же до сих пор одно и то же старое кино по много раз.

«Варкрафт», трейлер

Как и сама игра, мегажанровый сценарий Дункана Джонса и Чарльза Ливитта построен, с одной стороны, на клише средневековых романов и снабжен романтическим ореолом эстетики «плаща и шпаги». А с другой – отличается той вневременностью, которая заставляет видеть в экранных событиях алгоритмы современной политики, новых способов ведения войн и стратегий «магических» влияний хитроумных волшебников на умы и поведение паствы. Я бы тут выделила акцент на том, о чем сожалеют наиболее смышленые из орков – ведь у них все в стране было хорошо, и мяса было много, пока власть не захватил коварный и безжалостный Гул’дан (Дэниел Ву). Орда орков выдвинулась на завоевание земли Азерот не потому, что мохногие чувствовали себя в силе, а наоборот, сознавая свою слабость. И вот еще: изобретение зловещего колдуна – зловредная зеленая магическая Скверна, что характерно, питается самой жизнью, обещает великую силу, но в итоге требует за себя огромную плату.

Warcraft 2«Варкрафт»

Тем не менее, искать в «Варкрафте» мифологической глубины и неоднозначности собратьев по фэнтези «Властелина колец» или «Игры престолов» не приходится. Наследуя канонической простоте ситуаций и характеров игры, сценаристы не стесняясь вводят в историю незакамуфлированные сюжеты из общекультурного достояния, в том числе глиняного Голема или уподобленного ветхозаветному Моисею младенца-орка, отправленного ради спасения в корзинке вниз по реке.

Изначально раз и навсегда заданные характеры по возможности оживлены стараниями актеров. Среди них первую скрипку играет полукровка с загадочным прошлым Гарона (Пола Пэттон), с которой связана тема предателя и героя, а также надежда на достижение в перспективе благополучного исхода. Самый неоднозначный герой – «секретное оружие» Азерота, маг в плаще с вороньими перьями Медив (Бен Фостер), самый ужасный – гигантский Чернорук Разрушитель (Клэнси Браун) в доспехах из останков поверженных врагов. А в технологии performance capture симпатии завоевывает Тоби Кеббелл, вжившийся в благородного орка, вождя клана северных волков Дуратона. Бесхитростно реализованные сюжетные схемы компенсируются достижениями цифровых технологий и дорогостоящего постпродакшена, так что снятые вживую куски бесшовно ложатся на зеленый экран. Тем не менее, фильм оставляет впечатление всего лишь коллекции собранных до кучи зрелищных спецэффектов, панорамных декораций, полиуретановых доспехов и металлических кольчуг, мечей и кинжалов.

Warcraft 3«Варкрафт»

Так или иначе, портал открыт, как минимум сиквел заявлен финалом, а дальше остается следить за тем, насколько хватит энтузиазма фанатов игры.

 

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

№1, январь

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

Кристина Матвиенко

Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей (хотелось написать «заключенных», но!) психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

Новости

В Перми стартует «Флаэртиана»

04.10.2013

С 6 по 13 октября в Перми состоится международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Нынешний фестиваль будет проведен в тринадцатый раз. Первый фестиваль состоялся в 1995 году и некоторое время проводился один раз в два года, функционируя как теоретический симпозиум. В 2006 году «Флаэртиана» окончательно перешла в статус ежегодного международного фестиваля документального кино с международным жюри, жюри ФИПРЕССИ.