Зеленая Скверна питается самой жизнью. «Варкрафт», режиссер Данкан Джонс

  • Блоги
  • Нина Цыркун

26 мая на экраны выходит приключенческий фильм-фэнтези, посвященный событиям во вселенной легендарной компьютерной игры Warcraft. В предысторию проекта и хитросплетения нынешнего сюжета вникла Нина Цыркун.


Варкрафт» Данкана Джонса, давнего фаната World of Warcraft, открыл портал франшизе бесконечной, как количество уровней самой многопользовательской игры. Самое время! Одни франшизы исчерпались дотла; другие, например, кинокомиксы, несмотря на обилие сюжетов в многочисленных графических вселенных, особых художественных, да и фабульных достижений в последнее время не показали. «Варкрафт» призван не закрыть, но отчасти прикрыть дефицит идей в аттракционном сегменте. Успех на старте обеспечен: многие миллионы геймеров наверняка придут смотреть кино сами и других приведут.

Игры начали экранизировать давно, вспомним пионеров жанра – «Супербратьев Марио» 1993 года. Они тогда прошли по экранам малозаметно; компьютеры еще только завоевывали массовый рынок. Сегодня масштабы другие, игр полно. World of Warcraft долго и победоносно лидировала в своем классе, но теперь ее популярность резко упала. Однако если даже сейчас в эту игру играют не 12 миллионов, а всего лишь 5, на ней выросло целое поколение, а это уже значительный зрительский ресурс. И вообще здесь важна, на мой взгляд, глобальная многопользовательность – то единение, которым сильно было кино в прежние времена, пока зрители не обзавелись гаджетами, в которые стали заглядывать чаще, чем на экран. Теперь же их будет объединять не одновременное сидение в кинозале, а общее знание и опыт игры, обеспечивающие интерактивность как основной психический компонент современного киноаттракциона. Зрители, глядя на экран, предвосхищают развитие событий, называют имена появляющихся персонажей и понимающе переглядываются. Неважно, что сюжет им известен заранее – смотрят же до сих пор одно и то же старое кино по много раз.

«Варкрафт», трейлер

Как и сама игра, мегажанровый сценарий Дункана Джонса и Чарльза Ливитта построен, с одной стороны, на клише средневековых романов и снабжен романтическим ореолом эстетики «плаща и шпаги». А с другой – отличается той вневременностью, которая заставляет видеть в экранных событиях алгоритмы современной политики, новых способов ведения войн и стратегий «магических» влияний хитроумных волшебников на умы и поведение паствы. Я бы тут выделила акцент на том, о чем сожалеют наиболее смышленые из орков – ведь у них все в стране было хорошо, и мяса было много, пока власть не захватил коварный и безжалостный Гул’дан (Дэниел Ву). Орда орков выдвинулась на завоевание земли Азерот не потому, что мохногие чувствовали себя в силе, а наоборот, сознавая свою слабость. И вот еще: изобретение зловещего колдуна – зловредная зеленая магическая Скверна, что характерно, питается самой жизнью, обещает великую силу, но в итоге требует за себя огромную плату.

Warcraft 2«Варкрафт»

Тем не менее, искать в «Варкрафте» мифологической глубины и неоднозначности собратьев по фэнтези «Властелина колец» или «Игры престолов» не приходится. Наследуя канонической простоте ситуаций и характеров игры, сценаристы не стесняясь вводят в историю незакамуфлированные сюжеты из общекультурного достояния, в том числе глиняного Голема или уподобленного ветхозаветному Моисею младенца-орка, отправленного ради спасения в корзинке вниз по реке.

Изначально раз и навсегда заданные характеры по возможности оживлены стараниями актеров. Среди них первую скрипку играет полукровка с загадочным прошлым Гарона (Пола Пэттон), с которой связана тема предателя и героя, а также надежда на достижение в перспективе благополучного исхода. Самый неоднозначный герой – «секретное оружие» Азерота, маг в плаще с вороньими перьями Медив (Бен Фостер), самый ужасный – гигантский Чернорук Разрушитель (Клэнси Браун) в доспехах из останков поверженных врагов. А в технологии performance capture симпатии завоевывает Тоби Кеббелл, вжившийся в благородного орка, вождя клана северных волков Дуратона. Бесхитростно реализованные сюжетные схемы компенсируются достижениями цифровых технологий и дорогостоящего постпродакшена, так что снятые вживую куски бесшовно ложатся на зеленый экран. Тем не менее, фильм оставляет впечатление всего лишь коллекции собранных до кучи зрелищных спецэффектов, панорамных декораций, полиуретановых доспехов и металлических кольчуг, мечей и кинжалов.

Warcraft 3«Варкрафт»

Так или иначе, портал открыт, как минимум сиквел заявлен финалом, а дальше остается следить за тем, насколько хватит энтузиазма фанатов игры.

 

Квадратура круга. Канн-2017: главные тенденции

№4, апрель

Квадратура круга. Канн-2017: главные тенденции

Антон Долин, Евгений Гусятинский

АНТОН ДОЛИН. Это первая каннская беседа, которую мы проводим без Даниила Дондурея. Меня всегда восхищало в нем то, что уже во время фестиваля он умудрялся видеть – иногда, может, воображаемую – каннскую драматургию. Она часто была спонтанной. Это не всегда была драматургия, которую выстроила, условно говоря, программная дирекция фестиваля.

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?

Новости

4-й «Край света» объявил конкурсную программу

12.08.2014

Четвертый Сахалинский международный кинофестиваль «Край света», который пройдет в этом году в Южно-Сахалинске с 20 по 30 августа, объявил конкурсную программу. В нее вошли 11 картин.