Журналистика: in memoriam. «В центре внимания», режиссер Том МакКарти

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Завтра, в день открытия Берлинале на российские экраны выходит «В центре внимания» Тома МакКарти – картина, получившая 6 номинаций на «Оскар», в том числе самую престижную – за лучший фильм. Нина Цыркун считает, что эта лента – гимн общественной гигиене и профессионализму, а также ностальгия по качественной печатной журналистике.


В первую очередь это рассказ о том, как журналисты докопались до правды в деле о растлении малолетних священниками католической церкви. Но не только. «В центре внимания» Тома МакКарти – это не внутрицеховая история из жизни реально существующей авторитетной американской газеты. И не социальная сатира на тему деградирующей церкви. В фильме не раз повторяется слово «система»; и сюжет его – анатомия порочного устройства определенного рода системы как института. Поэтому вместо церкви могла бы фигурировать любая другая структура, функционирующая по тем же самым правилам авторитарного контроля и взаимовыгодного укрывательства. Однако роль журналистики-расследования, рожденной Джозефом Пулицером в конце позапрошлого века, в фильме первостепенна. И поскольку она – в силу многих причин – сегодня уходит с исторической сцены, сам фильм несет в себе изрядную долю ностальгии.

Элегический настрой создается не только содержанием, но более всего старомодной стилистикой, возвращающей нас во времена «Газеты» Рона Хоуарда и «Всей королевской рати» Алана Пакулы. (Тем более что редактора «Газеты» играл Майкл Китон, а здесь он Уолтер Роббинсон, редактор отдела). Поэтому никаких красочных «иллюстраций» к истории о массовых случаях педофилии в среде католического священничества в фильме нет, и устные рассказы о конкретных кейсах звучат вполне сдержанно.

 

«В центре внимания», трейлер

Действие начинается примерно через полтора месяца после 9 сентября, но об этом событии не говорят, и ничто о нем не напоминает, кроме внушительного магнитика «Помни 9/11» на дверце холодильника одного из персонажей. Это не умолчание, а просто молчание – профессиональная характеристика старых газетных зубров, не привыкших тратить слова даром. Сотрудники отдела Spotlight(то есть «В центре внимания») респектабельной газеты «Бостон Глоуб» вообще ребята сосредоточенно деловые, умеющие на лету ловить затравку и эффектно отрабатывать (в) номер. Больше нам знать о них ничего не нужно (все интересное в них съела работа).

Однажды один из них, прочтя публикацию о священнике-педофиле и получив сигнал, что под тем же подозрением могут оказаться и десятки других католических священников, решил, что сенсации уже не получится и слил утечку в отдел светской хроники. Грубо говоря, матерый профессионал проглядел не просто скандал, а дело огромной социальной важности. Прошли годы, и на пороге появился его коллега, раскрывший бостонцам глаза и сподвигнувший их на эпохальное расследование, приведшее к планетарному резонансу. Человеком этим оказался новый редактор газеты Мартин Бэрон (Лив Шрайбер), так что не прислушаться к нему было невозможно. Раскрученная цепочка, состоявшая сплошь из интеллигентного вида духовных лиц с елейными улыбками все-таки привела их туда, куда они так надеялись никогда не дойти.

Spotlight 2«В центре внимания»

Поскольку в сценарии изначально не были прописаны характеры главных действующих лиц, а только их лаконичные профессиональные характеристики, зрителю остается гадать, что служило мотивацией для всех этих мужчин и одной женщины: бескорыстный альтруизм? охотничий инстинкт? элементарный карьеризм? Но задачи их точно распределены. Старшие Брэдли и Роббинсон вносят в ход расследования прагматичную целеустремленность и изощренную дипломатию, самый молодой – Майк Резендес (Марк Руффало) – горячечный энтузиазм, а Саше Пфайффер (Рейчел МакАдамс) поручено самое деликатное – интервью с жертвами, и она проводит их без показного участия; тонкая работа актрисы, которая обошлась без дешевого сентиментализма, заслужила номинацию на «Оскар». Что бы ни руководило каждым из газетчиков, есть в их поведении нечто от феномена под условным названием «английский газон» – который надо триста лет поливать. Главным редактором WashingtonPostв момент Уотергейтского скандала, о котором рассказывал фильм Алана Пакулы, был Бен Брэдли, а его сын Бен Брэдли-младший (Джон Слэттери), шеф-редактор «Бостон глоуб» как раз и расследовал в фильме МакКарти преступления влиятельнейшей католической церкви. Любопытно, что, расследуя это дело, Брэдли-младший рисковал еще и потому, что более половины подписчиков его газеты были католиками и поддерживали издание материально.

Фильм МакКарти только вскрывает проблему, совсем краешком касаясь причин (таких, как целибат) массового поражения католического духовенства тяжким и преступным недугом. И правильно. Дальнейшее также выходит за пределы фильма (хоть в сюжет и уложилось несколько месяцев расследования), как и за пределы печатной газетной журналистики – той, что исчезает как вид под натиском электронных СМИ с их нередкой безответственностью и быстротечностью.

 

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

№5/6, май-июнь

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

Илья Бобылев

Ритм отечественного анимационного кинопроцесса своей естественностью напоминает сердечный цикл. По крайней мере, заинтересованный зритель отчетливо слышит два основных тона, задаваемых двумя авторитетными фестивалями, практически ровесниками. Весной Открытый Российский фестиваль анимационного кино проходит в Суздале, а осенью бороздит речные просторы российско-украинский «Крок», в международной программе которого российские фильмы оказываются уже в контексте современных достижений мировой анимации.

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.

Новости

На XIV Канском видеофестивале победила «Гренландия»

29.08.2015

29 августа в Канске состоялась церемония закрытия XIV Международного Канского Видеофестиваля. Гран-при фестиваля — «Золотой пальмовый секатор» был присужден картине израильского режиссера Орена Гернера «Гренландия».