«Румыны просто не способны снять плохое кино»

  • Блоги
  • "Искусство кино"

О феномене «нового румынского кино» и его истоках ИК рассказали заместитель директора Национального киноархива Румынии МАРИАН ЦУЦУЙ и редактор издательства Rosebud Publishing ВИКТОР ЗАЦЕПИН

Кто боится «Прослушки»?

  • Блоги
  • Инна Кушнарева

В своей колонке для немецкого журнала Filmkrant Эдриан Мартин предостерегает против опасностей возвращения псевдо-реализма. Мартин – авторитет в области арт-кино. Не отборщик или куратор, но блестящий критик и теоретик с широким общегуманитарным горизонтом.

С правом на убийство

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Пол Хаггис – почти легенда. Человек, сорвавший «Оскар» за сценарий к «Столкновению» и за него же второй за лучший фильм, а одновременно – номинацию за сценарий к «Малышке на миллион». Мастер пощекотать нервы психической встряской, погрузивший зрителя во мрак «Долины Эла», автор сценариев к золотому дуплету Клинта Иствуда «Письма с Иводзимы» и «Флаги наших отцов».

Катрин Денёв - воплощение кинематографической памяти

  • Блоги
  • "Искусство кино"


Франсуа Трюффо писал, что ее можно сравнить не с цветком, а с вазой. Франсуа Озон воплотил этот образ в своей новой картине «Ваза» (Potiche). Катрин Денёв дарит нам пышный букет из своих воспоминаний, размышлений о кино и современном мире.

Это не «Нескафе»

  • Блоги
  • Инна Кушнарева

Хорошо, что в новом фильме Тодда Филлипса «Впритык» герои не заезжают в Вегас, а то бы не миновать его в прокатном названии, как в предыдущий раз, когда Hangover стала «Мальчишником в Вегасе». Хотя и здесь не без своего Вегаса.

Питер (Роберт Дауни-младший), положительный архитектор, и Этан (Зак Галифианакис), обкуренный фрик, вообразивший себя актером. Невозможный союз никак не сочетающихся друг с другом героев, напоминающий о поздней комедии Джона Хьюза «Самолетом, поездом, машиной». Отметим, это продолжающееся возвращение Хьюза (перед этим оно происходило у Апатоу, сейчас выходит «Отличница легкого поведения», сюжет которой напоминает об одной из линий «16 свечей»).

Ситуация, сведшая их вместе, заставив катить через всю страну на машине, чтобы успеть в Лос-Анджелес к рождению ребенка героя Питера, настолько притянута за уши, что ее лучше не вспоминать. Дауни-младший полфильма проводит застегнутым на все пуговицы, лишь раз удачно обыграв мнимую правильность — не постеснявшись дать под дых невоспитанному ребенку. У Галиафинакиса слишком узкие джинсы и манерная походка, слишком намеренно выкачен волосатый живот, а для пущей cuteness ему присобачили бульдожку. Да, между актерами очень долго, действительно, нет никакой химии. Но есть в самом деле очень смешные шутки, прекрасная неполиткорректная сцена со служащим «Вестерн Юнион» и сам типаж Этана Трембле, который вроде бы ударяет в квир, но все же не такой. Жанр бромедии (мужской комедии про корешей, вольных или, чаще, невольных) уже настолько эмансипировался от гомосексуальной тревоги и утверждения чистоты мужской дружбы, что можно и расслабиться. У брезгливости героя Дауни-младшего по отношению к случайному попутчику чисто человеческие корни.

Но все же химия возникнет, пусть и в буквальном смысле химическим путем. Питер переродится, а доселе нелепый Этан на минуту покажется гуру. И тут «Впритык» соскальзывает в самую главную и культовую «бромедию» — «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Этого психоделического драматизма роуд-муви, упорно превращающегося в дурной трип, которому нужно просто отдаться без сопротивления и получить кайф, был совершенно лишен непритязательно-позитивный «Мальчишник». Но самое главное, несмотря на кульминационную сцену с развеиванием праха только что упокоившегося отца, который Этан таскает за собой (ну да, понятно, что цитируют) в банке из-под кофе, над Большим Каньоном, фильм на редкость устойчив к сентиментальности. Папа любил кофе и после смерти превратился в кофе, и в банке его еще осталось чашек на восемь. Широкой души был человек.

Инна Кушнарева

Ушибленный Достоевским

  • Блоги
  • Нина Цыркун


11 ноября в Новосибирске фильмом Люка Бессона «Артур и война двух миров» открывается фестиваль «Французское кино сегодня».

И кошка может смотреть на короля. Обитатели подземелья, двухмиллиметровые минипуты уверены, что они ничем не хуже больших людей, которые топчут землю сверху. Давид — Люк Бессон бросает перчатку коллективному Голиафу в лице олимпийцев Голливуда Лукаса и Спилберга. В «Приключения Адели» он включает кадр с Аделью верхом на птеродактиле на фоне луны, явно напрашиваясь на сопоставление с создателем культового мальчика на велосипеде. А в новом фильме про Артура и минипутов наряжает недотепу Мракоса в костюм Дарта Вейдера, нахально подсказывая Джорджу Лукасу начала 1960-х образ будущих «Звездных войн» и тем реверсирует известную страницу «новой волны», когда авторы Cahiers du cinéma искали вдохновение в американском мейнстриме. А еще он переориентирует команду персонажей марвеловских комиксов The Liberators, которые воевали против американской экспансии, превращая их из монстров в освободителей Франции, высадившихся в Нормандии — где, собственно, и снимался фильм. И вот результат ребрендинга по разным фронтам: «Люк Бессон — единственный французский режиссер, который стал брендом. И его Артур тоже стал брендом», — сказал журналистам накануне открытия фестиваля Жоэль Шапрон.

Французы очень берегут национальную идентичность и всячески утесняют права «франгле» — того меж-атлантического наречия, на котором изъясняется молодежь. Люк Бессон отважно берет от голливудского кино все, что плохо лежит, даже снимает на английском с американскими звездами, а при этом остается французским брендом. В сущности, его эпопея про десятилетнего Артура из провинциального американского городка — это все та же история демонстративно демократичной «Подземки», которая сделала режиссера знаменитым в далеком 1985 году, история про тех же жителей подземелья и с тем же пафосом преданности дружбе как единственной ценности.

Отец пятерых дочерей, Бессон сочиняет книжки и снимает кино про мальчика, потому что творчество — законная территория реализации иллюзий, а какой мужчина не мечтает о сыне. Он называет его Артуром, символически знаменуя конец Столетней войны, и запускает сюжет третьей части «артурианы» цитатой из фильма Джона Бурмана «Эскалибур» — принцесса Селения пытается вытащить меч из камня как мифический король Артур.

Мифологизм, на котором стоял и стоять будет голливудский мейнстрим, соединяется у Бессона с французским интеллектуализмом: Мракос, буквально придавленный толстым томом Достоевского, посягает на отцеубийство, отсылая к знаменитой работе Фрейда. Мультикультурный продукт становится ненавязчивым образчиком синтеза популярного и авторского — столь же естественно, как в самом фильме фантастические персонажи внедряются в реальную жизнь.

Нина Цыркун

Постоянство боя

  • Блоги
  • "Искусство кино"


«Боксерский клуб», режиссер Фредерик Уайзман

Журнал Cineaste о последней работе классика американской документалистики Фредерика Уайзмана.

Царица Тамара

  • Блоги
  • Инна Кушнарева



Деревенский фарс о доме творчества писателей в Дорсете «Неотразимая Тамара» (Tamara Drewe) Стивена Фрирза начинается как злая сатира на всех героев (и слои общества) разом.

На хозяина этого идиллического места, автора интеллектуальных детективов, импозантного почти как сэр Майкл Кейн и регулярно изменяющего жене. Саму добросердечную и умную, но слишком уж некрасивую и увядшую жену. На остановившегося у них американского профессора, не такого напыщенного, как другие постояльцы, но уж очень падкого на хозяйское печенье и склонного к буквальным сравнениям writer’s block с запором (для чего авторы не преминули подстроить ему сцену подслушивания в туалете). На настоящую селебрити — рокера с подведенными глазами, кабриолетом и экзальтированной привязанностью к собаке-боксеру. На двух местных вульгарных малолетних мочалок, готовых на все, чтобы обратить на себя внимание рокера и получить социальный лифт из «этой дыры». Наконец, на саму заглавную Тамару, карьеристку, девушку Бонда с ринопластикой за плечами (конечно, когда в флэшбэке покажут ее в юности, нос у нее будет, как у Сирано де Бержерака, что так же смешно, как шутки о писательской констипации).

В отличие от наивных малолеток, Тамара понимает, что настоящий социальный лифт — не сомнительный рокер, а почтенный институт британской литературы, путь к которому лежит через постель престарелого литературного мэтра. Пожалуй, это единственная перипетия сюжета, не нашедшая отклика у изящных девушек в соседних креслах на фестивале «Новое Британское кино», дружно сказавших «фу-у» во время соответствующей постельной сцены: увы, литература больше не воспринимается в России как достойная карьера для девушки. Впрочем, Тамара Фрирзу нравится, потому что фильм пронизан незатейливым бытовым редукционизмом: путь к успеху — красота и секс, остальное — бредни лузеров.

Однако ближе к концу фильм проделывает незаметный кунштюк и исхитряется найти средства для удовлетворения всех фокус-групп, присутствующих в зале. Немолодых и некрасивых, но самоотверженных культурных дам. Неприкаянных академических ученых. Решительных жгучих брюнеток, пусть с ринопластикой, но зато без целлюлита. Отвязных школьниц, штудирующих журнал Hello! И так далее. Кроме разве что маститых литераторов, но они на этот фильм и не пойдут.

«Неотразимая Тамара» — это стопроцентно зрительское кино. На фестивале публика устроила ему овацию. Но именно эти сто процентов в данном случае и пугают.

Инна Кушнарева

Чужой. «Кроткая», режиссер Сергей Лозница

№4, апрель

Чужой. «Кроткая», режиссер Сергей Лозница

Зара Абдуллаева

Здесь все слишком несчастны для того, чтобы жаловаться. Маркиз де Кюстин.  «Россия в 1839 году» Проселочная дорога. Автобус. Из него выходит женщина (Василина Маковцева). Трусит к дому. Открывает посылку. Недоумевает. Вновь автобус. В нем она едет с посылкой на почту. Автобус набит муратовскими «второстепенными людьми». «Кроткая»Автор сценария, режиссер Сергей ЛозницаОператор Олег МутуХудожник Дорота РокеплоВ ролях: Василина Маковцева, Валериу Андрюцэ, Сергей Колесов, Дмитрий Быковский, Лия Ахеджакова, Алиса Кравцова, Константин Итунин, Николай Коляда, Сергей Федоров, Роза Хайруллина, Борис Каморзин и другиеArtе France Cinéma, Atoms & Void, Graniet Film BV, LOOKS Film & TV Produktionen, Slot Machine, Solar...

Колонка главного редактора

Есть ли в России культурная политика?

16.08.2013

Интервью «Ведомостям» о том, есть ли в России культурная политика, почему не хватает творческой среды и о питчинге кинопроектов. 

Новости

В Москве начинается Фестиваль ирландского кино

11.03.2015

С 11 по 22 марта в Москве, Санкт-Петербурге, Якутске, Владивостоке и Екатеринбурге пройдет Неделя Ирландии. По словам организаторов, Неделя включает в себя более 120 мероприятий. В рамках Недели Ирландии в Москве пройдет Фестиваль ирландского кино ( Irish Film Festival).